Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:42, контрольная работа
Советский Союз, задолго до создания Европейского союза (ЕС), отвечал критериям регионального интеграционного объединения. В бывшем СССР существовали: зона свободной торговли; таможенный союз; единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы). Кроме того, фактически были единые рынки, наднациональные органы управления, макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политика, валюта.
Введение…………………………………………………………………….………...3
Глава 1……………………………………..………………………………….……....6
1.1 Внешнеэкономические связи бывших советских
республик и их отношения с Россией…………………………………………………..6
1.2 Основные этапы формирования Единого экономического
пространства (ЕЭП) на постсоветской территории ……………………………….….7
1.3 Основные проблемы формирования ЕЭП
на постсоветской территории………………………………………………………….10
Вывод по Главе 1…………………………………………………………………....14
Глава 2……………………………………..………………………………….……...15
2.1 Пути решения проблем формирования ЕЭП на постсоветской
территории……………………………………………………………………………....15
2.1.1 Россия и Белоруссия…………………………………………………………..18
2.1.2 Россия и Украина……………………………………………………………...21
2.1.3 Россия и Южный Кавказ……………………………………………………...23
2.1.4 Россия и Центральная Азия…………………………………………………..25
Вывод по Главе 2……………………………………………………………….…..27
Заключение……………………………………..………………………….………..28
Список литературы…………………………………………………...........……….30
Расчетно-графическая работа
по дисциплине
«Мировая экономика»
на тему:
«Проблемы создания единого экономического пространства на постсоветской территории»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1……………………………………..…………………………………
1.1 Внешнеэкономические связи бывших советских
республик и
их отношения с Россией……………………………
1.2 Основные этапы формирования Единого экономического
пространства (ЕЭП) на постсоветской территории ……………………………….….7
1.3 Основные проблемы формирования ЕЭП
на постсоветской
территории……………………………………………………
Вывод по Главе 1…………………………………………………………………....
Глава 2……………………………………..…………………………………
2.1 Пути решения проблем формирования ЕЭП на постсоветской
территории……………………………………………………
2.1.1 Россия и
Белоруссия……………………………………………………
2.1.2 Россия и Украина……………………………………
2.1.3 Россия и Южный Кавказ………………………
2.1.4 Россия и Центральная Азия…………………………………………………..25
Вывод по Главе 2……………………………………………………………….…..
Заключение……………………………………..…………
Список литературы…………………………………
Введение
Советский Союз, задолго до создания Европейского союза (ЕС), отвечал критериям регионального интеграционного объединения. В бывшем СССР существовали: зона свободной торговли; таможенный союз; единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы). Кроме того, фактически были единые рынки, наднациональные органы управления, макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политика, валюта.
Но разрушение Советского Союза, дезинтеграция республик, входивших в его состав, совпали по времени с завершающим этапом европейской интеграции - заключением валютного союза. Сразу после распада СССР и создания СНГ, в течение 1992-1993 г.г. 12 стран подписали между собой двусторонние соглашения о свободной торговле, которые провозгласили де-юре на всем пространстве СНГ зону свободной торговли с минимальными изъятиями. В 1993-1994 г.г. были подписаны многосторонние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер, могли привести к созданию на территории всех стран - членов СНГ Таможенного союза.
Однако СНГ так и не смогло стать эффективно действующим региональным интеграционным объединением. В экономической сфере дальше режима свободной торговли с изъятиями и ограничениями продвинуться не удалось. В настоящее время СНГ, несмотря на ряд попыток его реформирования, по-прежнему представляет собой виртуальное интеграционное объединение со сложной, плохо управляемой бюрократической структурой.
Цели создания Единого экономического пространства, как и круг основных его участников во многом совпадают с целями создания ЕврАзЭС. Объединить экономики решили именно Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия, так как на долю этих государств приходится около 95% общего экономического потенциала стран СНГ. При этом доля России составляет 82% совокупного ВВП, 78% - промышленной продукции, 79% инвестиций в основной капитал. Эти страны располагают наиболее развитым научно-техническим, промышленным, финансовым и кадровым потенциалом, полная и эффективная реализация которого требует более емкого рынка, в них проживает 215 млн. человек и они располагают огромными природными ресурсами, практически полностью обеспечивающими свои основные потребности.
Немаловажным фактором является наличие значительной части русскоязычного населения и пока еще сохраняющиеся кооперационные связи между предприятиями, входившими ранее в единый экономический комплекс Советского Союза. Одним из мотивов создания Единого экономического пространства была попытка привлечь к более динамичным процессам интеграции Украину, которая не является членом ЕврАзЭС.
В конце 80-х гг. и в начале 90-х гг. большинство экономистов отмечали, что для республик СССР вне зависимости от будущей структуры их политических отношений экономический и валютный союз является наиболее предпочтительным вариантом. Анализируя существовавшие в 1990-1991 гг. преимущества сохранения единой валюты для республик СССР, можно выделить следующие моменты.
Во-первых, она позволила бы избежать нестабильности в отношениях между республиками, порождаемой переходом к использованию национальных денежных единиц. В условиях экономических и политических трудностей введенные неконвертируемые валюты осложнили торговые связи. Кроме того, предприятия в силу отсутствия опыта проведения валютных операций были неподготовлены к использованию в расчетах нескольких денежных единиц, а банки не могли предложить им реальной системы страхования валютных рисков.
Во-вторых, при единой валюте расчеты осуществляются в национальной денежной единице и, следовательно, нет потребностей в крупных валютных резервах.
После распада СССР в 1991 г. образовавшиеся на его пространстве новые независимые государства: страны Прибалтики, Центральной Азии, Закавказья, Восточноевропейские и Россия - начали осуществлять экономические реформы нескоординирвоанно. Стремление республик укрепить национальный суверенитет «наипростейшим методом»- с помощью печатания собственных денег в сочетании с появлением резких расхождений в экономических показателях между странами сделало сохранение единой валюты невозможным, более того, разрушительным.
С 1992 г. многие экономисты, включая прежних сторонников сохранения рубля как единой валюты, стали выступать за введение национальных валют и заблаговременную и скоординированную подготовку к этому процессу, разработку платежных механизмов, которые предотвратили бы свертывание традиционных хозяйственных связей. Однако предложение создать платежный союз, наподобие Европейского платежного союза 50-х годов, не было реализовано.
В итоге в 1992
г. на пространстве бывшего СССР в
основном сохранялся валютный союз, хотя
экономического уже не существовало.
Государства использовали различные
инструменты ограничения
Тем не менее, существует весомый довод в пользу платежного союза – необходимость создания платежных механизмов, которые стимулировали бы развитие торгово- экономических связей между хозяйствующими субъектами стран СНГ на основе рыночных отношений. Исключительно остро этот вопрос стоит для России. Если не дополнить введение частичной конвертируемости рубля префенциальными механизмами в отношении стран СНГ, то российские предприятия потеряют интерес к торгово-экономическим связям с ближним зарубежьем. С точки зрения стратегических интересов России ее добровольная изоляция от других бывших союзных республик в перспективе обернется геополитической катастрофой.
Глава 1
1.1 Внешнеэкономические связи бывших советских
республик и их отношения с Россией
Развитие внешней торговли постсоветских республик в 90-е гг. характеризуется колебаниями объемов товарооборота и изменением главных направлений товаропотоков.
После распада СССР, если рассматривать прежние внутриреспубликанские поставки как внешнюю торговлю, произошло сильное падение объемов. Особенно сильным оно было в 1992-1993 гг. Хотя в последующие годы в большинстве бывших советских республик шел рост внешней торговли, он был обусловлен не столько восстановлением прошлых межреспубликанских связей, сколько ростом торговли с другими странами. В результате в 1997 г. удельный вес торговли между странами – членами СНГ составил 33% их общей внешней торговли (в 1990 г. на долю межреспубликанских поставок приходилось 73% общего объема торговли СССР).
Резкое падение объемов внешней торговли объясняется как общим сокращением производства, так и трудностями перехода к новому механизму отношений и изменениями в структуре внешнеторговых связей. Уменьшение торговли готовыми изделиями изменило и существенно сузило саму базу прежнего разделения труда между странами – членами СНГ.
Важную роль в сокращении внешней торговли сыграло неудовлетворительное функционирование платежного механизма. Правительства стран СНГ были заинтересованы главным образом в получении из России дешевого топлива и кредитов. Многие представители российской власти в то время были в принципе против интеграции, опасаясь негативных экономических последствий для России.
В дальнейшем введение собственных валют и расширение сферы их обратимости уменьшило стимулы к созданию механизма многосторонних валютных расчетов. Расчеты в рублях затруднялись неопределенностью цен. Расчеты в твердой валюте (преимущественно в долларах) требовали наличия этой валюты в достаточном количестве, чего также не было. Валютные запасы в российских рублях также не имелись в нужных объемах, поскольку почти все страны – члены СНГ имели пассивные торговые и платежные балансы с Россией.
Торговые отношения
также осложнялись частыми
Постепенно
страны – члены СНГ создавали
сеть кредитных и расчетных
1.2 Основные этапы формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) на постсоветской территории
В начале 1992 года Правительство России делало ставку на введение конвертируемости унаследованного от СССР рубля и предполагало, что это автоматически решит все проблемы во взаимоотношениях между республиками. Безусловно, конвертируемость рубля и макроэкономическая стабилизация всегда являются наиболее предпочтительным решением, однако в то т период было ясно, что поставленную цель не удастся в ближайшей перспективе реализовать и что в интересах России создать механизм, поддерживавший экономические взаимоотношения с партнерами в переходный период.
Остальные страны СНГ еще больше, чем Россия, пострадавшие от разрыва хозяйственных связей, стали понимать, что, учитывая экономический потенциал России и степень экономической взаимозависимости, унаследованные от СССР, их возможности в поведении политики изоляции от экономических процессов, происходящих в России, весьма ограниченны.
Осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но на новой рыночной основе. Привело к заключению в октябре 1992 г. в Бишкеке Соглашения «О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства», подписанного восемью странами, а в январе 1993 г. – Соглашения о Межгосударственном банке СНГ.
21 октября 1994
г. на заседании глав стран
СНГ было подписано Соглашение
о создании платежного союза.
В соответствии с ним страны
должны принять на себя
Платежный союз
предусматривается создать
К основополагающим принципам Соглашения о формировании ЕЭП можно отнести следующие: политический союз не предусматривается; правовая база на основе норм и правил ВТО; использование интеграционного опыта Европейского союза; поэтапная интеграция; разноскоростной и разноуровневой подходы; возможность присоединения к соглашению для других стран. Такое соглашение предусматривает гармонизацию макроэкономической политики в следующих областях: налогообложение и фискальная политика; обменные курсы; процентные ставки; единые правила валютного регулирования.
Создание единого рынка предполагает полностью свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг, которое обеспечивается за счет создания благоприятных равных условий для инвестиций; проведения единой конкурентной политики, установления общих правил в области регулирования деятельности естественных монополий; унификации практики предоставления субсидий; отказа от антидемпинговых и иных защитных мер, гармонизации технических и регулирующих стандартов и регламентов и иных нетарифных барьеров, упрощения трудовой миграции.