Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.

Оглавление

Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
Роль инвестиций в экономике
Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение
Приложение 1
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

      С учетом вышеуказанных обстоятельств, на наш взгляд, целесообразно изменить инвестиционную политику в отношении сельского хозяйства. Поскольку и зарубежные, и отечественные инвесторы не заинтересованы вкладывать свои капиталы в сельское хозяйство, то предлагается инвестиции в эту отрасль освободить от всех налогов. Необходимо урегулировать цены монополистов на промышленные и сельскохозяйственные товары и услуги. Цены на промышленные товары, завозимые в сельскую местность, неудержимо растут, когда цены на сельскохозяйственные продукты в зависимости от покупательной способности населения ограничены. Соотношение роста цен колеблется в диапазоне от 1,5 до 10-15 раз, т. е. сельскохозяйственные товаропроизводители эксплуатируются промышленными.

      Аграрный  рынок и отечественный потребитель нуждаются в защите и протекции. Импорт сельскохозяйственной продукции в республику продолжает расти. Так, например, импорт мяса и мясопродуктов увеличился в 2,1 раза, сливочного и растительного масла - в 3,3 раза. В потреблении мясных продуктов удельный вес импортных возрос с 1,4 до 10%, молока - с 0,2 до 17%, сахара - с 37,7 до 60%, растительного масла - с 25 до 66%. На казахстанский рынок стали проникать пищевые продукты из зарубежья с просроченным сроком годности, что опасно для здоровья населения. В целях контроля за качеством импортных зарубежных пищевых продуктов необходимо усилить режим сертификации на таможенных границах страны. Кроме того, на продукты (мука, шерсть, хлопок и т. д.), в достаточном количестве производимые в Казахстане, целесообразно установить высокие протекционистские таможенные пошлины, не ограничивая одновременно экспорт их в зарубежные страны по высоким ценам. А на те виды продукции, которыми недостаточно снабжается население, следует ввести ограничения на вывоз за пределы республики. Предлагается соблюдать основное правило: импорт продуктов, которые могут производиться в самой республике, ограничивается введением высоких пошлин. До сих пор из зарубежных стран ввозится продукция легкой и пищевой промышленности. Что происходит при такой ситуации? С одной стороны, значительная часть инвестиций продолжает уходить в зарубежные страны, с другой - люди трудоспособного возраста становятся безработными. Только в 1997 г. на покупку иностранных товаров было затрачено 3 млрд. долл. США, из них на приобретение изделий легкой промышленности - 800 тыс. долл.

      В заключение следует отметить, что рациональное использование инвестиций требует:

      1) принятия протекционистских мер для оживления отечественного производства, что соответственно уменьшит импорт иностранных товаров;

      2) разработки механизмов поощрения инвестирования в отечественное производство свободных средств отечественного бизнеса;

      3) пересмотра системы налогообложения с тем, чтобы оно работало на создание условий для привлечения отечественного капитала в сферу производства, установив определенные льготы в налогообложении;

      4) выработки механизмов сглаживания  существующих резких диспропорций в ценах промышленной и сельскохозяйственной продукции, создания с помощью цен и других льгот возможности для оживления сельскохозяйственного производства;

      5) обеспечения развития внутреннего  рынка за счет роста производства  отечественных товаров.[        ]

      Открытая  и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективно и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастнной администрацией , -это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций. Выработка такой политики должна стать одной из наших основных задач, поскольку трудно представить себе, как Казахстан сможет добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологий и опыта. [    ] 

      2.2.Инвестиционный  климат 

      Создание  инвестиционного климата в стране является важнейшим фактором привлечения  иностранных инвестиций.

      Инвестиционным  климатом называется совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов.

      Инвестиционное  решение о выборе определенной географической зоны определяется ориентировачно четырьмя основными группами показателей: 

  1. Прибыль на инвестируемый капитал.
  2. Гарантии инвестиционной деятельности.
  3. Доля в обороте рынка (степень захвата экономической ниши).
  4. Бюрократия.

      Прибыль на инвестиционный капитал в общем случае зависит от следующих шести основных факторов:

  1. налогооблажения ;
  2. экономических стимулов инвестиций;
  3. затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, общезаводских накладных расходов;
  4. затрат на социальное обеспечение;
  5. затрат, связанных с сырьем, расходов на транспортировку и т.д.;
  6. уровня таможенных, акцизных и пр. сборов и налогов.

         Гарантии инвестиционной деятельности определяются следующими пятью факторами:

  1. наличием всеобъемлющей законодательной базы, регулирующей право собственности, права на землю и прочие активы;
  2. прежними действами или мерами правительства данной странны в отношении права собственности и активов;
  3. системой гарантий инвестиций, предусмотренной правительством инвестора в отношении страны, территории или региона, являющегося объектом инвестирования;
  4. гарантиями инвестирования, предусмотренными правительством странны, являющейся объектом инвестирования;
  5. политическими условиями и стабильностью/нестабильностью в стране, являющейся объектом инвестирования.[        ]

      3*4 июня 1999 г. в Алматы состоялся  третий Международный форум  «Алматинский инвестиционный саммит», организованный Агентством Республики Казахстан по инвестициям (АРКИ) и газетой «Интернэшнл Геральд Трибюн». В форуме приняло участие более 300 руководителей и представителей 160 компаний и организаций из 22 стран мира.

      В выступлении Н. Назарбаева были выделены следующие главные моменты для международного сообщества инвесторов:   

      · Казахстан сегодня является наиболее привлекательной и перспективной страной для вложения инвестиций как в Центральной Азии, так и в целом по СНГ.

      · Несмотря на глобальные финансовые потрясения и внутренние трудности, экономика страны следует путем дальнейшего реформирования и интеграции в мировую экономическую систему.

      · Политика Казахстана в отношении инвестиций после президентских выборов в январе 1999 г. сохраняет свою логическую преемственность на предстоящие семь лет: «Мы поддерживали и впредь будем поддерживать новые инвестиции».

      · Совет иностранных инвесторов, несмотря на короткий срок работы, сумел всколыхнуть сообщество инвесторов в Казахстане, породил ожидания на радикальное улучшение инвестиционного климата.

      · Определены ключевые проблемы иностранных инвесторов, требующие первоочередного решения. В частности, необходимо совершенствование: законодательного процесса и работы судов; практики соблюдения условий контрактов, урегулирования инвестиционных споров; практики применения налоговых соглашений, взимания налога на добавленную стоимость, а также разрешение вопросов,связанных с ввозом иностранной рабочей силы.

      · В борьбе за инвестиции предстоит повысить привлекательность казахстанского рынка,в том числе путем создания современной рыночной инфраструктуры, снижения транспортной составляющей в структуре затрат всех отраслей экономики, повышения конкурентоспособности национальных производителей на внешних рынках, увеличения транзитных потоков через территорию Казахстана и его соседей.

      · В соответствии с договором о создании общей торговой зоны между участниками Таможенного союза с 1 января 2000 г. будут действовать единые тарифы на транспортные перевозки. 

      · Необходимо снимать все препоны на пути создания малых и средних предприятий: «Раньше разрешений на открытие такого предприятия было 60, сейчас стало 10, надо, чтобы

      было  З».

      · Другим приоритетом является борьба с коррупцией.

      В работе Алматинскбго саммита принял участие президент ЕБРР X. Келер, который заявил, что «Казахстан является одним из тех мест, где можно делать инвестиции». В своей речи он отметил, что ЕБРР поддерживает отечественные и иностранные предприятия в таких разных секторах, как природные ресурсы, нефтепроводы, энергетика, железные дороги, производство стали, телекоммуникации, электроника, недвижимость и муниципальные услуги. Успешные проекты ЕБРР основаны на значительных инвестиционных возможностях, предлагаемых Казахстаном.

      Хорст Келер выделил три основные сферы, с которыми сталкиваются инвесторы в Казахстане: налоговый режим; бюрократические препятствия; судебная система, а также коррупция.

      Президент ЕБРР отметил, что Казахстан располагает  хорошо образованной и обученной  рабочей силой, что является предпосылкой для развития новых предприятий. Важным путем для этого является поддержка малых и средних предприятий (МСП). Хороший пример успешной работы - программа ЕБРР по развитию малого бизнеса в Казахстане, которая финансируется с участием частного сектора (компании «Шеврон»). ЕБРР предлагает для МСП не просто доступ к финансам, но также дополнительные инвестиции в местную инфраструктуру и промышленность для усиления тех звеньев, которые позволят расти малому бизнесу.

      Вопросам  инвестиционной политики Казахстана было посвящено выступление Вице-премьера Республики Казахстан, министра иностранных дел К. Токаева, который обратил внимание всех участников форума на то, что «правительство страны по-прежнему считает одним из основных приоритетов своей деятельности формирование благоприятного инвестиционного климата». В этой связи на недавно состоявшемся заседании правительства одобрена программа привлечения прямых инвестиций в Республику Казахстан на 1999-2000 гг., которая разработана по поручению главы государства. Для дальнейшей активизации привлечения зарубежных инвестиций необходимо изучение мирового рынка капиталов, в том числе предстоит наблюдать за развитием ситуации как в странах - основных конкурентах Казахстана, так и в странах с высокими инвестиционными способностями.

      Правительство занято разработкой нового закона «Об инвестициях» на основе двух действующих законов: «Об иностранных инвестициях» и «О государственной поддержке прямых инвестиций».

      Председатель  Народного сберегательного банка К. Масимов в своем выступлении сообщил участникам форума о результатах состоявшегося недавно первого съезда финансистов Казахстана, о программе внутренних сбережений и Ассоциации финансистов Казахстана.

      Рассказывая об инвестиционной деятельности компании «Шеврон Оверсиз Петролеум», первой пришедшей в Казахстан, президент этой компании Р. Мацке в выступлении на форуме отметил, что проект «Тенгизшевройл» достиг уровня нефтяного проекта мирового класса и своим успехом продемонстрировал, что инвестирование в Казахстан является  правильным выбором. В 199е «Шеврон» начал программу поддержки малого и среднего бизнеса в Атырау.

      Казахстан является крупным клиентом Всемирного банка, который утвердил 19 проектов на общую сумму 1,65 млрд. долл. Финансовая помощь оказывается в осуществлении структурных реформ государственного сектора системы социальной защиты, включая пенсионную реформу. Другая область поддержки связана с развитием инфраструктуры, включая транспорт, водоснабжение. Некоторые действия направлены на развитие частного сектора, включая реструктуризацию финансового сектора, поддержку реформы предприятий и приватизации. В будущем  предоставление займов будет сфокусировано на отдельные секторы, включая сельское хозяйство, инфраструктуру и социальную сферу.

      Всемирный банк намерен использовать новые  инновационные инструменты, развивая услуги гарантиям для финансирования частного сектора, и готов помочь правительству в преодолении  главных препятствий для развития частного сектора путем улучшения управления в частном и государственном секторах, включая борьбу с коррупцией.

      Главным требованием является продолжение правительственных реформ и сохранение макроэкономической стабильности. Всемирный банк готов помочь Казахстану в выполнении этих задач.

      Что касается планируемых инвестиций в Казахстане, то, как показывают данные опроса МЦНИ, зарубежные инвесторы сохраняют сдержанный оптимизм, связанный со стабильностью в политической жизни и либерализацией экономики. Некоторые инвесторы планируют увеличить инвестиции от 100 до свыше 500 млн. долл. Это свидетельствует о том, что крупные инвесторы находят основания для продолжения инвестирования в будущем. Почти 40% опрошенных инвесторов положительно оценили условия для капиталовложений в Казахстане. В качестве главного препятствия на пути коммерческой и инвестиционной деятельности рассматривается бюрократизм, а также налоговый режим.[     ]

Информация о работе Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане