Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.

Оглавление

Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
Роль инвестиций в экономике
Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение
Приложение 1
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

      Для придания инвестиционной деятельности характера целенаправленного динамичного  процесса главное значение имеет  приведение его воспроизводственной  сущности в соответствие с целями экономических реформ и со всеми, без исключения, экономическими источниками и регуляторами процесса воспроизводства, кредитно-денежной политики, нормами амортизации, атрибутами рынка ценных бумаг, инструментами внешнеэкономи-ческой деятельности и др. Система этих регуляторов должна быть построена не на принципах их самодовлеющего значения каждой для себя, как сейчас, а служить именно целям обслуживания потребностей инвестиционной сферы.

      Первым  этапом этой работы и выработки инвестиционной политики выступает определение  источников инвестиций и политики в отношении каждого из них.

      Каждая  страна в мире выходит из инвестиционного  кризиса своим собственным путем. Сформированная инвестиционная политика должна учитывать конкретные финансово-промышленные возможности той или иной страны.

      Вместе  с тем, теоретически при этом любая  инвестиционная программа должна на разных этапах проведения инвестиционной политики предусматривать в зависимости  от этих возможностей разный (но несомненно все более расширяющийся по мере экономи-ческого подъема) набор инструментов инвестирования. Полноценная же и развитая инвестиционная программа должна содержать "работу" практически всего набора источников инвестирования. Взаимосвязь эта между инвестиционными источниками и экономическим развитием схематически может быть показана в следующем виде (рис.1).

      В экономической теории классификация  источников инвестиций разнится в зависимости  от признаков, положенных в ее основу. Так, если исходить из основного назначения источников, укрупненно инвестиционные расходы можно разделить на амортизационные, направленные на замену изношенного оборудования, здания и сооружений, и чистые инвестиции, расширяющие физический капитал, т.е. способствующие экономическому росту.

      Федоров В., Ширшов В., Бойко С. в книге "Инвестиции и инфляция" разделяют источ-ники по экономическим и организационно-финансовым признакам.

      Экономическими  источниками  инвестиций являются амортизационный фонд, чистые накопления народного хозяйства (прибыль предприятий, прямые доходы бюджета), сбережения населения, элементы национального богатства (резервные, страховые и другие аналогичные фонды, выручка от реализации основных средств и товарно-материальных ценностей из запасов), эмиссия кредитных денег и иностранный капитал.

      В организационно-финансовом отношении источники капиталовложений подразде-ляются на собственные средства предприятий (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, мобилизация внутренних активов, нераспределенная прибыль и другие денежные накопления), заемные средства (кредиты банков, ссуды финансово-инвестиционных структур, средства от размещения эмиссии ценных бумаг предприятий, задолженность кредиторам), централизованные ресурсы (безвозвратные бюд-

      жетные  ассигнования и льготные инвестиционные государственные кредиты), иностранные инвестиции (вклады в уставные фонды и покупка акций предприятий, кредиты зарубежных банков и международных финансовых организаций) и средства отдельных граждан.

      По  мнению авторов, только на формирование внутренних источников инвестиций можно целенаправленно влиять методами государственного экономического регулирования (бюджетно-налоговой и амортизационной политикой, деятельностью денежного и фондового рынков, кредитной и эмиссионной политикой Национального Банка).

      Естественно, что источники финансирования инвестиций имеют производственное или непроизводственное происхождение. В первом случае они формируются на основе создания валового внутреннего продукта, во втором - вступают в хозяйственный оборот страны, не будучи результатом этого процесса. К инвестиционным ресурсам производственного

      происхождения относятся все экономические  источники капиталовложений, кроме  эмиссии кредитных денег и  иностранного капитала. Образование  этой совокупности финансовых средств  связано с перераспределением между фондом потребления и фондом накопления денежной массы уже имеющейся в экономике в соответствии с произведенным ВВП.  

      1.2. Преимущества и  недостатки импорта  инвестиций 

      В качестве преимуществ привлечена зарубежного капитала и его инвестирования в экономику можно отметить следующие:

      1. Использование зарубежного капитала  увеличивает налоговые поступления  в бюджет и способствует увеличению  эффективности промышленного производства. Следует отметить, что в экономической  системе европейского типа государство получает до 50% своих доходов от предприятий обрабатывающей, перерабатывающей промышленности и инвестирование в отрасли ,производящие готовую экспортоориентированную продукцию, увеличит приток иностранной валюты в страну.

      2. Зарубежный капитал и инвестиции увеличивают поступления в местные бюджеты. Иностранный инвестор, как правило, принимает на работу местных граждан и выплачивает им заработную плату, налоги от которой поступают в бюджеты. Кроме этого, возникновение новой покупательной способности в обществе порождает спрос на новые товары и услуги. Следовательно, иностранный инвестор как непосредственным, так и косвенным образом создает богатство и благосостояние в стране размещения инвестиций.

      3. Зарубежные инвестиции повышают  научно-технический потенциал страны путем внедрения передовых технологий, управленческого опыта.

      4. В условиях ограниченности внутренних  источников международный капитал  способен дать импульс реструктуризации  экономики, преодолению научно-технического  отставания, расширению инновационной деятельности, созданию рыночной инфраструктуры.

      5. Импорт зарубежного капитала  способствует созданию новых  рабочих мест в национальной  экономике. Если те люди, которых  инвестор принял на работу, до  этого работы не имели, то  он, тем самым, создает непосредственную экономию для государства в плане выплат по социальному обеспечению.  Кроме того, условия новой работы потребуют от персонала переобучения и приобретения новых умений и навыков. Развитие управлен-ческих ( в сфере маркетинга, финансового управления, информационной технологии) и технических навыков способствует повышению качества местной рабочей силы.

      6. Иностранные инвестиции позволяют  ускорить процесс адаптации отечественных  предприятий к мировым требованиям  рыночных финансово-экономических  отношений.

      7. Привносимые иностранными инвесторами  передовые управленческие и технические  знания и умения из различных  источников и культур развиваются  на качественно новом уровне. В этом заключается мультипликативный  эффект от использования передового  управленческого опыта, технологий и знаний.

      8. Зарубежный капитал позволяет  повысить экспорт и конкурентоспособность,  ускорить процесс выхода отечественных  предприятий на мировой рынок.

      9. Иностранные инвестиции создают  основы для привлечения новых  отраслей промыш-ленности и их дальнейшего развития. Новое промышленное направление, созданное зарубежными инвестициями в регионе, может стать решающим фактором и толчком в развитии новых отраслей. Кроме того инвестор, удовлетворенный результатами своих инвестиций, непременно сообщит другим об этом . Мнение такого инвестора, уже дей-ствующего на данном рынке, часто оказывается наиболее авторитетным и убедительным для нового иностранного инвестора.

      Нередко бывает и так, что инвестиционный проект зарубежного инвестора становится основой для развития смежных производств и отраслей. Например, если страна или регион могут привлечь транснациональную компанию-производителя микросхем, то можно считать с большей долей вероятности, что такая фундаментальная отрасль станет базой для новых отраслей, связанных с производством вычислительной техники и разработкой программного обеспечения.

      10. Иностранный капитал и инвестиции  содействуют интеграции страны  или региона в мировую экономику.  Инвестиционный проект в стране  или регионе обусловит необходи-мость создания системы рабочих взаимоотношений между инвестором и его местными партнерами. Обе стороны инвестиционного проекта заинтересованы в том,  чтобы более глубоко понять социальные и экономические условия тех или иных регионов. В конечном счете формируется более широкая перспектива и понимание глобальных экономических процессов и тенденций.

      11. Зарубежный капитал и инвестиции  сокращают затраты на социальные  нужды. Созда-ние дополнительных  рабочих мест снижает уровень  безработицы и, следовательно, приводит к экономии выплат пособий по безработице. Иностранные компании часто берут на себя и другие затраты на социальные нужды, включая здравоохранение. В свою очередь, создание рабочих мест, сокращение безработицы косвенно влияют и на уменьшение других социаль-ных болезней общества, таких как психические заболевания, преступность.

      12. Привлечение иностранного капитала  и инвестиций может содействовать  развитию отсталых и депрессивных  районов. 

       13. Увеличение государственных доходов  в результате инвестиций способствует общему социально-экономическому росту страны, повышению качества жизни граждан, созданию новых возможностей обеспечения занятости и т. д.

      Таким образом, зарубежный (международный) капитал  привносит в экономику принимающей (инвестируемой) страны как  экономический, так и социальный эффекты в виде создания дополнительных рабочих мест, внедрения новых технических и управленческих знаний, умений и технологий в обществе. Иностранный капитал в этом смысле содействует интеграции страны или региона в мировую экономику, сокращает затраты на социальные нужды.

      Исходной  методологической проблемой в процессе изучения теории иностранного капи-тала и инвестиций является определение форм привлечения международного капитала.

      Казахстанский Комитет по использованию иностранного капитала разработал классифи-кацию, согласно которой приток иностранного капитала осуществляется по трем каналам: официальная помощь развитию, экспортные кредиты и предпринимательский капитал (Рис.2).

      В приведенной схеме отчетливо видна часто встречающаяся в литературе методоло-гическая и терминологическая путаница понятий "капитал" и "инвестиция". Последний, как мы уже отмечали выше, является процессом деятельности (инвестирования), в то время как капитал- источник этого инвестирования. 

      Рис.2. Схема привлечения  внешних ресурсов по КИИКу 

      Иностранный капитал может привлекаться в  следующих формах:

      1) ссудная форма в виде различных  форм международных кредитов  и финансирования;

      2)предпринимательская форма (международное предпринимательство).

      Форма иностранного капитала, таким образом, связана с его природой и влияет одновременно на форму его дальнейшего  использования. В связи с этим каждая из указанных форм привлечения  иностранного капитала и инвестиций имеет свои преиму-щества и недостатки, связанные с его природой и спецификой функционирования.

      Во-первых, разные формы притока иностранного капитала по-разному отражаются на состоянии внешнего долга. Например, в отличие от зарубежных кредитов и займов прямые иностранные инвестиции могут создавать дополнительный производственный спрос на внутреннем рынке, способствуя стабилизации хозяйственного и финансового положения страны. Прямые зарубежные (иностранные) инвестиции (ПИИ) не связаны с увеличением внешнего долга государства, но могут отражаться на состоянии общего платежного баланса через формы "бегства капитала" и т.д.

      Во-вторых, различные формы зарубежного  капитала имеют различные инфляционные последствия. Причем, на практике теоретические  предпосылки могут не совпадать  с практи-ческими результатами ввиду искажения этих форм.

      Масштабы  и отраслевое направление инвестиционных средств обусловливаются также  состоянием конъюнктуры мировых  товарных и финансовых рынков. Зарубежные инвесторы могут слабо учитывать  национальные интересы производства. Они часто стремятся передать иностранным фирмам производственные функции инвестирования (строительно-монтажные работы, установку и наладку оборудования). Это ведет к сокращению внутреннего выпуска технологического оборудования, строительных машин и материалов, удельной занятости населения. В конечном счете усиливается инфляционное давление.

Информация о работе Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане