Проблемы присоединения России к ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Международные экономические отношения в современном мире развиваются в направлении глобализации мирового хозяйства. Вектором этого процесса выступают наиболее мощные государства, а также транснациональные корпорации (ТНК). Государства, о которых идет речь, и ТНК в значительной мере определяют и политику, проводимую руководящими органами Всемирной торговой организации (ВТО).

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………….3
2.Структура ВТО………………………………………………………………...4
3. Основные цели и задачи вступления России в ВТО………………………..8
4. Проблемы и преимущества вступления России в ВТО…………………….10
5. Выводы…………………………………………………………………………17
6. Список литературы………

Файлы: 1 файл

Мир.экон.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Основные  цели и задачи вступления России в ВТО 

    Членами Всемирной торговой организации  являются уже 153 стран мира, и в  ближайшие годы их число будет  увеличиваться. Это означает, что  практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной  экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

      Участие в ВТО дает стране  множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом  смысле целью присоединения к  ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

    Получение лучших в сравнении с существующими  и недискриминационных условий  для доступа российской продукции  на иностранные рынки;

    Доступ  к международному механизму разрешения торговых споров;

    Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

    Расширение  возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;

    Создание  условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

    Участие в выработке правил международной  торговли с учетом своих национальных интересов;

    Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

    Задача  ведущихся переговоров о присоединении  – добиться наилучших условий  присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения  преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

    Вступление  в ВТО должно отвечать стратегической цели Российской Федерации достижения экономической безопасности и, соответственно, политической независимости.

Обеспечение независимости экономики достижимо  при условии резкого роста (удвоения) ВВП в ближайшие годы. И в первую очередь за счет выхода российской продукции на новые рынки и роста экспорта обрабатывающей промышленности, развития высокотехнологичных инновационных отраслей.

    Опыт  стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального  и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО.

    Так как в силу структуры нашей  экономики мы особо ничего не теряем (не считая упущенной выгоды, которую еще надо сопоставить с будущими потерями), то и торопиться, идти на какие-то неоправданные жертвы нам не обязательно. Поэтому целью России является не вступление в ВТО любой ценой, а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий, включающих:

    НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ  УЧАСТИЕ в разработке норм, регулирующих международные торговые связи 

    ЗАЩИТА. Исключение ущемления прав России в  сфере международной торговли, обеспечение  достаточной степени защищенности отечественных производителей в  условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО

    ДОСТУП. Обеспечение реального улучшения  доступа на мировые рынки товаров  и услуг, т.е. получение лучших и  недискриминационных условий доступа  для российских товаров и услуг  на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности

    РАЗВИТИЕ. Улучшение торгово-политического  режима по сравнению с нынешней ситуацией  с учетом баланса прав и обязательств нашей страны в ВТО, содействие развитию экспортных возможностей страны и «облагораживанию» структуры российского экспорта.

    Проблемы  и преимущества вступления в ВТО 

    Современная экономика может эффективно развиваться  только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и  услуг. И ВТО играет не последнюю  роль при определении правил игры на этом рынке. Проведенный анализ предлагаемых России системных условий присоединения к ВТО и их «поштучная» оценка с точки зрения степени приемлемости позволяют утверждать, что реальные преимущества вступления нашей страны в эту организацию сводятся к следующему.

    I. РОССИЯ СТАНЕТПОЛНОПРАВНЫМ УЧАСТНИКОМ новых раундов переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.

    II. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления

    III. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности.

    IV. ОСЛАБЛЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ РОССИИ на международных рынках в связи с непризнанием статуса рыночной экономики, распространение принципа наибольшего благоприятствования. Сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая. В целом ряде государств Россию продолжают считать страной с нерыночной экономикой, это даже записано в некоторых законодательных актах (поправка Джексона-Вэника у американцев). Наиболее известны – антидемпинговые расследования, которые влияют на ряд отраслей – химическая, металлургическая; как следствие – морской, ЖД транспорт. Конечно, было бы наивно ожидать, что на следующий день после вступления в ВТО будут автоматически убраны все преграды, дискриминирующие Россию на мировых рынках. Однако вступление в немалой степени будет этому содействовать.

    Статистика  показывает, что ущерб российских экспортеров от антидемпинговых  процедур и квотных ограничений  на зарубежных рынках за последние  годы составил более $2,5 млрд. По словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, "расчеты экспертов показывают, что после вступления РФ в ВТО через несколько лет выигрыш финансовых потоков составит до $18 млрд., в частности от снятия антидемпинговых барьеров".

    V. РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО БИЗНЕСА через внедрение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить новые правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.

    VI. СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции.

    VII. ОТКРЫВАЕТСЯ ДОСТУП К РЫНКАМ. Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты. Даже с учетом того, что (а) эти рынки не будут полностью открыты на следующий день после вступления и (б) некоторые из них нам могут быть пока «не по зубам», это послужит сильным стимулом развития производства. Это в первую очередь:

    Среднее и тяжелое машиностроение

    Оборонная промышленность

    Интеллектуальные  технологии – высокие технологии, инновации 

    VIII. РОСТ ПРОИЗВОДСТВА, в основном в конкурентных областях:

    Энергетика 

    Сырьевые отрасли

    Перерабатывающие  отрасли 

    Рыбная  промышленность

    Сфера услуг 

    Туризм

    Рост  производства в наиболее сильных  и конкурентных отраслях будет означать

    IX. РОСТ УРОВНЯ ЖИЗНИ В СТРАНЕ:

    Рост  рабочих мест, занятости, зарплат 

    Повышение культуры производственных отношений

    Рост  демографии

    Снижение  преступности

    X. ПРИХОД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в Российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий.

    XI. ПОВЫШЕНИЕДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

    XII.РОСТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ России и привлечет дополнительные инвестиции.

    Приход  западных финансовых корпораций откроет  источники получения дешевых и длинных кредитов

    XIII. Будет разработан механизм доступа иностранного КАПИТАЛА в финансовую сферу. Вступление в ВТО – это возможность получить облегчить доступ к кредитам, привлечь инвесторов.

    XIV. Возможно УЛУЧШЕНИЕ НАПОЛНЯЕМОСТИ БЮДЖЕТА. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима. Увеличившийся объем импорта, возможно, компенсирует снижение пошлин.

    XV. ПОВЫШЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ бизнеса за счет адаптации нашего законодательства к международным нормам повысит деловую активность в так называемом реальном секторе экономики.

    XVI. Расширение возможностей для РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ: создание совместных предприятий, проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности и т.п.

    XVII. ОСЛАБИТСЯ отраслевое и региональное ЛОББИРОВАНИЕ новых законов

    XVIII. СНИЖЕНИЕ КОРРУПЦИИ в силу появления прозрачных и понятных правил игры

    Также нужно учитывать что наша экономика как неконкурентоспособная рискует потерпеть поражение в силу следующих причин:

    I. РОСТ КОНКУРЕНЦИИ. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей, придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками – ведь именно такие компании обладают волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России. Некоторые из них уже сегодня более чем успешно работают на российском рынке – P& G, Mars, Coca-Cola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips, LG и многие другие.

    II. ПОГЛОЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА зарубежными компаниями. В условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств.

    III. ЗАКРЫТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И РОСТ БЕЗРАБОТИЦЫ. Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы.

    IV. РОСТ ЦЕН. России придется в ближайшие годы выровнять свои внутренние цены на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.

    V. ОТТОК КАПИТАЛОВ из России – имеется ввиду отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидентов. Справедливости ради следует отметить, что этому процессу будет предшествовать относительно более короткий процесс инвестирования в Российскую экономику.

    VI. ПРОЩАЙ, ПОЛИТИКА. ВТО фактически запрещает проводить промышленную политику, то есть политику целенаправленного и прагматичного протекционизма.

Информация о работе Проблемы присоединения России к ВТО