Проблемы переходной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Казахстан.
Реализация данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Дать понятие переходной экономики как пограничного механизма хозяйствования – сложного процесса преобразований от командно-административных систем управления к рынку.
На основе анализа основных способов перехода к рынку разных государств постсоветского пространства выявить основные подходы к формированию механизма хозяйствования на пути к рыночной экономике.
Исследовать особенности становления в Республике Казахстан механизма управления хозяйством рыночного типа; рассмотреть его развитие в различные периоды.
Изучить исторические этапы перехода к рыночным отношениям.

Оглавление

Введение
Содержание, функции и цели развития экономики переходного периода
1.1 Понятие и сущность переходной экономики
Переходные экономические системы стран постсоветского пространства
Особенности перехода к рыночной экономике РК
Анализ объективных индикаторов экономической трансформации
Государственное регулирование экономики
меры по сокращению дефицита государственного бюджета
нормализация потребительского рынка
этапы перехода к рынку
основные направления перехода к рыночным отношениям
финансово-кредитная политика
программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

     В управлении экономикой республики в  переходном периоде особое место  отводится принятию кардинальных мер  по нормализации и стабилизации экономики, а затем и ее стагнации. Выход  из состояния стагнации (застоя) осуществляется с помощью разработки программ антикризисных мер.

     Разработка  этих программ была обусловлена объективными условиями, требующими кардинального  пересмотра ряда принципиальных направлений  реформы. В их числе:

      • распад СССР и становление Казахстана как суверенного государства;
      • самостоятельный выход Казахстана в мировое хозяйственное пространство;
      • приобретенная практика, анализ и учет международного опыта экономических реформ;
      • кризисные процессы рублевой зоны, выражающиеся в практическом развитии механизмов взаиморасчетов, неупорядоченности финансово-кредитной политики и взаимодействия банковских систем;
      • различная скорость  осуществления преобразований по отдельным направлениям, необходимость маневра финансами и ресурсами.

     Программа экономической реформы направлена на хозяйственное возрождение Казахстана, формирование основ социального рыночного хозяйства, создание эффективной системы социальной защиты населения.

     Экономическая ситуация к 1993г. в республике сложилась  критическая, имеющая негативные последствия. Произведенный национальный доход за 1992г. снизился по сравнению с 1991г. на 14,2%, объем  промышленного производства на 14,8%, производство товаров народного потребления на 12,5%. Нарушились и претерпели серьезные изменения межгосударственные, межрегиональные и внутриотраслевые связи. Значительно уменьшился объем капитального строительства, прежде всего на производственных объектах. Существенно нарушен ценовой паритет между промышленностью и сельских хозяйством, добывающими отраслями и производителями конечной продукции. Предоставление широких прав предприятиям привело практически к полной утрате государством контроля за мерой труда и мерой потребления в условиях отсутствия  саморегулирующегося механизма рынка.

     Непрерывный рост цен за энергоносители ухудшает финансовое положение предприятий и населения, стимулирует дальнейший рост цен. Помимо всего перечисленного в сфере управления  экономикой накопилось много проблем, связанных  с вопросами собственности, монополизма, конкуренции, структурной диверсификации.

     Все изложенные выше ситуации и факторы внешнеэкономических  обстоятельств обусловили разработку антикризисной программы. Ее конечная цель: формирование подлинно рыночных механизмов и социально-ориентированной экономики.

  Основными задачами программы являлись:

  • достижение макроэкономической стабилизации и борьба с инфляцией;
  • ускорение преобразований отношений собственности;
  • создание конкурентной рыночной среды и рыночной инфраструктуры, активизации предпринимательства;
  • проведение  эффективной внешнеторговой политики;
  • структурные преобразования в экономике и их государственная поддержка;
  • проведение акцентированной в сторону малоимущих слоев населения социальной политики;
  • ослабление прямого государственного участия в решении хозяйственных задач с одновременным укреплением функций прогнозирования, учета и контроля усиления роли косвенных методов государственного регулирования.

  Программа неотложных антикризисных мер и  углубления социально-экономических  реформ содержит следующие важные разделы:

  • структурная и инвестиционная политика.

     Оптимизация структуры экономики и определение  приоритетов. В сфере материального  производства важнейшими являются следующие  приоритеты: топливно-энергетический, металлургический, агропрмышленный  комплексы; насыщение рынка продовольствием  и товарами народного потребления; коммуникации;

  • финансово-кредитная политика.

     Проводится  в долгосрочном аспекте финансовая и антиинфляционная политика умеренной  жесткости, которая предусматривает  оздоровление финансовой системы и  сокращение бюджетного дефицита осуществления ряда специальных мер: введение таможенного тарифа на импорт и экспорт, налога на непредвиденные доходы (сверхдоходы) в отдельных монополизированных секторах экономики, расширение ставок некоторых прямых налогов.

          Особое внимание уделено эффективному использованию средств государственного бюджета. Коренные изменения произойдут в системе налогообложения и пересмотре принципов формирования Республиканского валютного фонда, будет осуществлен постепенный переход к сохранению только самых необходимых дотаций и субсидий; сведение до минимума дотаций из бюджета по импортируемым товарам; политика приватизации. Она занимает особое место в Программе. Проблемы приватизации должны решаться в комплексе общих микроэкономических задач. Преобразования государственных предприятий и организаций в иные формы собственности будут производиться исключительно по инициативе государств в лице соответсвующих органов управления, а не трудовых коллективов или посредников.

     Развитие  предпринимательства и антимонопольная  политика являются самостоятельным разделом Программы. Приоритетными мерами в области предпринимательства следует считать:

      • создание специального коммерческого банка поддержки и развития предпринимательства;
      • организация широкомасштабной продажи на аукционной  и конкурсной основе  технических средств и производственных помещений частным предпринимателям с рассрочкой оплаты купленного имущества;
      • внедрение системы лизинга (сдача в аренду различных видов технических средств, зданий и сооружений) оборудования, в том числе с привлечением имущества военно-промышленного комплекса;
      • государственное страхование инвестиций, направляемых в приоритетные сферы развития производства и т.д.

     В развитии рыночной инфраструктуры особое внимание обращается на расширение таких  сфер, как инвестиционные фонды и холдинги (вид предпринимательства, суть которого состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля за их деятельностью), страховые компании и их фонды, аудиторские фирмы, консультационные центры и др.

     Антимонопольная политика предполагает разработку методики по  определению границ рынков на территории и в связи с этим уточнение концепции и методов  признания хозяйствующего субъекта монополистом или владеющим доминирующим положением на рынке.

     Кроме того, эта политика предусматривает  принятие концепции демонополизации  народного хозяйства и в первую очередь товаропроизводящей сети, грузовых и пассажирских перевозок; активное содействие формированию многоотраслевых  корпораций, компаний; ежегодное проведение инвентаризации и государственной перерегистрации предприятий, относящихся к категории монополистов.

     Антикризисная программа содержала и другие разделы: система социальной защиты, внешнеэкономическая политика, усиление борьбы с организованной преступностью, перестройка органов исполнительной власти и реализации программы.

     Данная  Программа антикризисных мер  имела временное ограничение (1993-1995гг.), она могла быть дополнена и  изменена в соответствии с кардинальными  изменениями в управлении экономикой. Так, состоялось Постановление Президента РК «О мерах по активизации дальнейшего проведения экономической реформы». В нем указано, что с учетом введения национальной валюты и соглашений, Заключенных Казахстаном с международными организациями и отдельными странами мирового сообщества, разработать «Программу антикризисных мер  и стабилизации экономики на 1994-1995гг.». 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Под переходным периодом понимается исторически  непродолжительный срок (но не менее  одного десятилетия), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы.

       Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.

  1. Либерализация экономики (отмена или резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности)
  2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды
  3. Институциональные преобразования (изменение отношений собственности, становление новых субъектов хозяйственной деятельности, создание новых формальных и неформальных правил хозяйствования)
  4. Структурные преобразования (перестройка структуры народного хозяйства с целью удовлетворения платежеспособного спроса)
  5. Макроэкономическая стабилизация
  6. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения

     Завершение  формирования этих основных элементов  рыночной системы и означает окончание  переходного периода.

     Практика  стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует  два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) – эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия);  второй – «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в  России, Казахстане и в большинстве стран Центральной и Восточной Европы ( в классической форме – в Польше).

     В процессе перехода от административно-командной  к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.

     Первая  группа включает страны, где темпы  продвижения к рыночной системе  наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Обусловлено существованием основ  рыночной экономики до  поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой.

     Вторая  группа включает страны, где переход  к рыночной экономике оказался сопряженным  с немалыми трудностями и осуществляются гораздо медленнее, чем в странах  первой группы (страны СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия).  Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы.

     Третью  группу составляют страны Восточной  Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно- командной системы было кратковременным, и переход к рыночной экономике начался на основе традиционно-патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности. Следовательно,  при отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.

     Оценивая  итоги рыночных преобразований в  казахстанской экономике за годы независимости необходимо, прежде всего, отметить постепенный и поэтапный переход к формированию казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития.

     Первый  этап проведения рыночных преобразований условно можно определить с 1992 года по 1997 год. В этом периоде происходил процесс перехода казахстанского общества от распределительной административно-командной системы отношений к рыночной, основанной на частной собственности и конкуренции.

     Второй  этап развития казахстанской экономики  начался с 1998 года, или после принятия Стратегии развития «Казахстан 2030». С принятием данного документа начался созидательный процесс по достижению долгосрочных целей и приоритетов развития по построению устойчиво развивающейся экономики страны.

     Названные этапы становления и развития Казахстана как независимого государства происходили при различных социально-экономических тенденциях.

     На  первой этапе социально-экономических  преобразований экономика находилась в стадии глубокого производственно-финансового  кризиса, что негативно сказалось на всех направлениях развития и требовало принятия быстрых, а порой и непопулярных в обществе решений.

     На  втором этапе наблюдается тенденция  высоких темпов развития экономики, а процесс преобразования общественных отношений требует глубокой проработки социально-экономической политики Правительства, с целью принятия наиболее эффективных решений, которые будут положительно восприняты в обществе.  
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

  1. Казахстан за годы независимости. Информационно-аналитический сборник под редакцией Б.Т. Султанова. Алматы 2006
  2. Статистический сборник Казахстан 1990-2002. Алматы 2003
  3. Уровень жизни населения в Казахстане, статистический сборник, Алматы 2001, под ред. Шокаманова, стр. 115
  4. Статистический ежегодник /Под редакцией К.С. Абдиева/Алматы, 2003 - 616 с. стр. 111
  5. Экономика. Учебник под редакцией А.С. Булатова. Юристъ, Москва 2000г.
  6. Экономическая теория. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. Составитель С-Ж. С. Мауленова. АИЭС, Алматы 2002.
  7. www.stat.kz. Сайт комитета по статистике Казахстана.
  8. Экономическая теория: Учебное пособие  http://window.edu.ru/window_catalog/files
  9. www.eduworld.ru Межвузовская коллекция рефератов.
  10. www.wikipedia.com. Википедия – Свободная энциклопедия

Информация о работе Проблемы переходной экономики