Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:11, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Казахстан.
Реализация данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Дать понятие переходной экономики как пограничного механизма хозяйствования – сложного процесса преобразований от командно-административных систем управления к рынку.
На основе анализа основных способов перехода к рынку разных государств постсоветского пространства выявить основные подходы к формированию механизма хозяйствования на пути к рыночной экономике.
Исследовать особенности становления в Республике Казахстан механизма управления хозяйством рыночного типа; рассмотреть его развитие в различные периоды.
Изучить исторические этапы перехода к рыночным отношениям.
Введение
Содержание, функции и цели развития экономики переходного периода
1.1 Понятие и сущность переходной экономики
Переходные экономические системы стран постсоветского пространства
Особенности перехода к рыночной экономике РК
Анализ объективных индикаторов экономической трансформации
Государственное регулирование экономики
меры по сокращению дефицита государственного бюджета
нормализация потребительского рынка
этапы перехода к рынку
основные направления перехода к рыночным отношениям
финансово-кредитная политика
программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ
Заключение
Список использованной литературы
В управлении экономикой республики в переходном периоде особое место отводится принятию кардинальных мер по нормализации и стабилизации экономики, а затем и ее стагнации. Выход из состояния стагнации (застоя) осуществляется с помощью разработки программ антикризисных мер.
Разработка этих программ была обусловлена объективными условиями, требующими кардинального пересмотра ряда принципиальных направлений реформы. В их числе:
Программа
экономической реформы
Экономическая ситуация к 1993г. в республике сложилась критическая, имеющая негативные последствия. Произведенный национальный доход за 1992г. снизился по сравнению с 1991г. на 14,2%, объем промышленного производства на 14,8%, производство товаров народного потребления на 12,5%. Нарушились и претерпели серьезные изменения межгосударственные, межрегиональные и внутриотраслевые связи. Значительно уменьшился объем капитального строительства, прежде всего на производственных объектах. Существенно нарушен ценовой паритет между промышленностью и сельских хозяйством, добывающими отраслями и производителями конечной продукции. Предоставление широких прав предприятиям привело практически к полной утрате государством контроля за мерой труда и мерой потребления в условиях отсутствия саморегулирующегося механизма рынка.
Непрерывный рост цен за энергоносители ухудшает финансовое положение предприятий и населения, стимулирует дальнейший рост цен. Помимо всего перечисленного в сфере управления экономикой накопилось много проблем, связанных с вопросами собственности, монополизма, конкуренции, структурной диверсификации.
Все изложенные выше ситуации и факторы внешнеэкономических обстоятельств обусловили разработку антикризисной программы. Ее конечная цель: формирование подлинно рыночных механизмов и социально-ориентированной экономики.
Основными задачами программы являлись:
Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ содержит следующие важные разделы:
Оптимизация
структуры экономики и
Проводится в долгосрочном аспекте финансовая и антиинфляционная политика умеренной жесткости, которая предусматривает оздоровление финансовой системы и сокращение бюджетного дефицита осуществления ряда специальных мер: введение таможенного тарифа на импорт и экспорт, налога на непредвиденные доходы (сверхдоходы) в отдельных монополизированных секторах экономики, расширение ставок некоторых прямых налогов.
Особое внимание уделено эффективному использованию средств государственного бюджета. Коренные изменения произойдут в системе налогообложения и пересмотре принципов формирования Республиканского валютного фонда, будет осуществлен постепенный переход к сохранению только самых необходимых дотаций и субсидий; сведение до минимума дотаций из бюджета по импортируемым товарам; политика приватизации. Она занимает особое место в Программе. Проблемы приватизации должны решаться в комплексе общих микроэкономических задач. Преобразования государственных предприятий и организаций в иные формы собственности будут производиться исключительно по инициативе государств в лице соответсвующих органов управления, а не трудовых коллективов или посредников.
Развитие
предпринимательства и
В развитии рыночной инфраструктуры особое внимание обращается на расширение таких сфер, как инвестиционные фонды и холдинги (вид предпринимательства, суть которого состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля за их деятельностью), страховые компании и их фонды, аудиторские фирмы, консультационные центры и др.
Антимонопольная политика предполагает разработку методики по определению границ рынков на территории и в связи с этим уточнение концепции и методов признания хозяйствующего субъекта монополистом или владеющим доминирующим положением на рынке.
Кроме того, эта политика предусматривает принятие концепции демонополизации народного хозяйства и в первую очередь товаропроизводящей сети, грузовых и пассажирских перевозок; активное содействие формированию многоотраслевых корпораций, компаний; ежегодное проведение инвентаризации и государственной перерегистрации предприятий, относящихся к категории монополистов.
Антикризисная программа содержала и другие разделы: система социальной защиты, внешнеэкономическая политика, усиление борьбы с организованной преступностью, перестройка органов исполнительной власти и реализации программы.
Данная
Программа антикризисных мер
имела временное ограничение (1993-1995гг.),
она могла быть дополнена и
изменена в соответствии с кардинальными
изменениями в управлении экономикой.
Так, состоялось Постановление Президента
РК «О мерах по активизации дальнейшего
проведения экономической реформы». В
нем указано, что с учетом введения национальной
валюты и соглашений, Заключенных Казахстаном
с международными организациями и отдельными
странами мирового сообщества, разработать
«Программу антикризисных мер и стабилизации
экономики на 1994-1995гг.».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под переходным периодом понимается исторически непродолжительный срок (но не менее одного десятилетия), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы.
Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.
Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.
Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) – эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй – «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России, Казахстане и в большинстве стран Центральной и Восточной Европы ( в классической форме – в Польше).
В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.
Первая группа включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Обусловлено существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой.
Вторая группа включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляются гораздо медленнее, чем в странах первой группы (страны СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы.
Третью группу составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно- командной системы было кратковременным, и переход к рыночной экономике начался на основе традиционно-патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности. Следовательно, при отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.
Оценивая итоги рыночных преобразований в казахстанской экономике за годы независимости необходимо, прежде всего, отметить постепенный и поэтапный переход к формированию казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития.
Первый этап проведения рыночных преобразований условно можно определить с 1992 года по 1997 год. В этом периоде происходил процесс перехода казахстанского общества от распределительной административно-командной системы отношений к рыночной, основанной на частной собственности и конкуренции.
Второй этап развития казахстанской экономики начался с 1998 года, или после принятия Стратегии развития «Казахстан 2030». С принятием данного документа начался созидательный процесс по достижению долгосрочных целей и приоритетов развития по построению устойчиво развивающейся экономики страны.
Названные этапы становления и развития Казахстана как независимого государства происходили при различных социально-экономических тенденциях.
На
первой этапе социально-экономических
преобразований экономика находилась
в стадии глубокого производственно-
На
втором этапе наблюдается тенденция
высоких темпов развития экономики,
а процесс преобразования общественных
отношений требует глубокой проработки
социально-экономической политики Правительства,
с целью принятия наиболее эффективных
решений, которые будут положительно восприняты
в обществе.
Список использованной литературы