Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:11, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Казахстан.
Реализация данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Дать понятие переходной экономики как пограничного механизма хозяйствования – сложного процесса преобразований от командно-административных систем управления к рынку.
На основе анализа основных способов перехода к рынку разных государств постсоветского пространства выявить основные подходы к формированию механизма хозяйствования на пути к рыночной экономике.
Исследовать особенности становления в Республике Казахстан механизма управления хозяйством рыночного типа; рассмотреть его развитие в различные периоды.
Изучить исторические этапы перехода к рыночным отношениям.
Введение
Содержание, функции и цели развития экономики переходного периода
1.1 Понятие и сущность переходной экономики
Переходные экономические системы стран постсоветского пространства
Особенности перехода к рыночной экономике РК
Анализ объективных индикаторов экономической трансформации
Государственное регулирование экономики
меры по сокращению дефицита государственного бюджета
нормализация потребительского рынка
этапы перехода к рынку
основные направления перехода к рыночным отношениям
финансово-кредитная политика
программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ
Заключение
Список использованной литературы
В увеличении доходов бюджета важную роль играют:
Кроме
того, в совокупность стабилизационных
мер входила попытка
В системе управления экономикой одним из необходимых объектов является управление основными элементами рынка, в частности, нормальное функционирование потребительского рынка. Правительство предполагает и осуществляет комплекс мер по ускоренному насыщению потребительского рынка. По логике вещей в любой стране основным источником решения этой проблемы является собственное производство, которое должно занимать доминирующее положение среди всех товарных ресурсов. В связи с этим предполагается решение ряда проблем:
В
формирующуюся систему
В
систему мер по управлению экономикой
относятся вопросы
Стратегия управления экономикой республики предполагает поэтапное решение ряда глобальных проблем перехода к рынку.
Первый
этап характеризуется двумя
На этой стадии следует преодолеть отраслевую и ведомственную разобщенность предприятий, эффективно задействовать их технологическую и экономическую интеграцию, подключить к этому сферу предпринимательского бизнеса. Ввести принятую в мире систему страхования вложений капитала зарубежными и казахстанским предпринимателями. Это позволит гарантировать своевременный возврат кредитов и завоевать для Казахстана репутацию надежного партнера.
Необходимо
также тщательно изучить
На
втором этапе будет продолжаться
постепенное преодоление
В течение второго этапа должны созреть движущие силы и стимулы интенсивного развития экономики:
Третий этап (5-7 лет) будет характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа, достижением на этой основе стратегических целей переходного периода, укреплением позиций Казахстана в мировой торговле и вступлением в разряд новых индустриальных стран мира.
По мере формирования рыночных отношений должны решаться проблемы дефицита бюджета и конвертируемости (возможность обмена различных валют) валюты. У государства останутся только те функции, которые оно выполняет лучше других структур, включая рыночные.
Необходимым условием создания высокоэффективной хозяйственной системы республики, как главного объекта управления, являются принципиально новые отношения собственности.
Эти отношения охватывают разгосударствление экономики и приватизацию собственности. Поскольку проблемы приватизации являются самостоятельной темой, постольку здесь рассматриваются лишь основные моменты этого направления.
Разгосударствление
и приватизация предполагают прежде
всего децентрализацию
Свою
специфику разгосударствление имеет
и в непроизводственной сфере
экономики. Здесь этот процесс должен
осуществляться по мере создания необходимых
социально-экономических
Сначала определяется перечень отраслей и отдельных производств, где сохраняется прямой государственный контроль и регулирование (оборонный комплекс, культура, здравоохранение, медицинская промышленность, наука и научное обслуживание).
Одним
из крупных направлений
Переход
к рыночной экономике имеет своим
объективным условием преодоление
монополизации в сфере
Антимонопольная политика правительства Республики Казахстан проводится по следующим основным направлениям:
В распорядительной сфере должно поддерживаться развитие горизонтальных рыночных структур с достаточным количеством производителей и потребителей для взаимного выбора партнеров и развития здоровой конкуренции.
По этому направлению перехода к рыночным отношениям предусматриваются меры по обеспечению самостоятельности финансово-кредитной системы, которая могла бы успешно функционировать в условиях рыночной экономики. Основными инструментами государственного регулирования экономики должны стать финансово-кредитные рычаги.
Основополагающими
принципами формирования бюджетной
системы республики будут полная
независимость нижестоящих
За счет средств республиканского бюджета будет осуществляться финансирование расходов общегосударственного характера, в т.ч. расходы на фундаментальные исследования, научно-технические и специальные программы.
Самостоятельно проводятся налоговая, кредитная политика, преобразуется система органов и структура банковских подразделений. В банковском деле происходят процессы акционирования специализированных банков, коммерциализации банков, предлагающие самостоятельный выбор объектов кредитования и установления цены и сроков кредитов.
В условиях рыночной экономики вводится динамичная процентная политика. Происходит отказ от методов управления денежным обращением, присущих жестко централизованной плановой экономике (через кредитное и кассовое планирование). По этому направлению перехода к рыночным отношениям предусматриваются меры по обеспечению самостоятельности финансово-кредитной системы, которая могла бы успешно функционировать в условиях рыночной экономики. Основными инструментами государственного регулирования экономики должны стать финансово-кредитные рычаги.
Основополагающими
принципами формирования бюджетной
системы республики будут полная
независимость нижестоящих
За счет средств республиканского бюджета будет осуществляться финансирование расходов общегосударственного характера, в т.ч. расходы на фундаментальные исследования, научно-технические и специальные программы.
Самостоятельно проводятся налоговая, кредитная политика, преобразуется система органов и структура банковских подразделений. В банковском деле происходят процессы акционирования специализированных банков, коммерциализации банков, предлагающие самостоятельный выбор объектов кредитования и установления цены и сроков кредитов.
В условиях рыночной экономики вводится динамичная процентная политика. Происходит отказ от методов управления денежным обращением, присущих жестко централизованной плановой экономике (через кредитное и кассовое планирование).