Проблемы переходной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Казахстан.
Реализация данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Дать понятие переходной экономики как пограничного механизма хозяйствования – сложного процесса преобразований от командно-административных систем управления к рынку.
На основе анализа основных способов перехода к рынку разных государств постсоветского пространства выявить основные подходы к формированию механизма хозяйствования на пути к рыночной экономике.
Исследовать особенности становления в Республике Казахстан механизма управления хозяйством рыночного типа; рассмотреть его развитие в различные периоды.
Изучить исторические этапы перехода к рыночным отношениям.

Оглавление

Введение
Содержание, функции и цели развития экономики переходного периода
1.1 Понятие и сущность переходной экономики
Переходные экономические системы стран постсоветского пространства
Особенности перехода к рыночной экономике РК
Анализ объективных индикаторов экономической трансформации
Государственное регулирование экономики
меры по сокращению дефицита государственного бюджета
нормализация потребительского рынка
этапы перехода к рынку
основные направления перехода к рыночным отношениям
финансово-кредитная политика
программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

         В увеличении доходов бюджета важную роль играют:

    • поступления от приватизации государственной собственности;
    • рост налога с оборота в связи с политикой приоритетного развития налогоемких производств и введения налога с оборота по более широкому кругу продукции местного производства;
    • значительное увеличение поступлений от реализации импортных товаров широкого потребления по свободным ценам.

     Кроме того, в совокупность стабилизационных мер входила попытка правительства  проводить политику, направленную на сдерживание инфляции и повышение  эффективности производства. Приостанавливается сооружение объектов с низким процентом готовности, сдача в долгосрочную аренду отдельных месторождений (с малыми запасами) топлива и сырья; резкая активизация продажи населению жилья с предоставлением права  его последующей реализации или передачи в наследство; реализация акций предприятия.

    1. Нормализация потребительского рынка

     В системе управления экономикой одним  из необходимых объектов является управление основными элементами рынка, в частности, нормальное функционирование потребительского рынка. Правительство предполагает и осуществляет комплекс мер по ускоренному насыщению потребительского рынка. По логике вещей в любой стране основным источником решения этой проблемы является собственное производство, которое должно занимать доминирующее положение среди всех товарных ресурсов. В связи с этим предполагается решение ряда проблем:

    • переориентация экономики на нужды потребительского сектора;
    • ускоренное наращивание мощностей по производству потребительских товаров на базе создания специализированных предприятий по выпуску, в первую очередь, остродефицитных, технически сложных изделий;
    • перепрофилирование убыточных машиностроительных предприятий на производство товаров для нужд населения;
    • конверсия оборонных предприятий;
    • развитие межреспубликанского обмена;
    • создание правительством республиканского фонда развития производства товаров широкого потребления;
    • создание республиканских и местных товарных резервов по соответствующим группам товаров.

     В формирующуюся систему управления экономикой Казахстана входит ряд мер стабилизации производства. В него включаются:

    • сохранение сложившихся связей между предприятиями республики и межреспубликанских соглашений и договоров;
    • обеспечение прямого государственного регулирования хозяйственных связей путем установления заказов (по отдельным видам продукции производственно-технического назначения; проведение научных исследований и разработок; поставка продовольствия и непродовольственных товаров и др.);
    • создание специальных стабилизационных фондов для оказания временной финансовой помощи предприятиям, испытывающим трудности не по своей вине. Стабилизационные фонды формируются  из бюджетных средств,  а также продажи облигаций,  лотерей и др.).
    1. Этапы перехода к рынку

     В систему мер по управлению экономикой относятся вопросы стратегического развития.

     Стратегия управления экономикой республики предполагает поэтапное решение ряда глобальных проблем перехода к рынку.

     Первый  этап характеризуется двумя основными  процессами макроэкономической стабилизации: активным разгосударствлением, приватизацией собственности и насыщение потребительского рынка товарами. Реформирование собственности на этом этапе должно произойти практически на всех субъектах государственной собственности, за исключением имеющих стратегическое значение  и обеспечивающих национальную безопасность. Эти меры в сочетании с активной антимонопольной политикой должны способствовать укреплению частного сектора и предпринимателей-собственников.

     На  этой стадии следует преодолеть отраслевую и ведомственную разобщенность  предприятий, эффективно задействовать их технологическую и экономическую интеграцию, подключить к этому сферу предпринимательского бизнеса. Ввести принятую в мире систему страхования вложений капитала зарубежными и казахстанским предпринимателями. Это позволит гарантировать своевременный возврат кредитов и завоевать для Казахстана репутацию надежного партнера.

     Необходимо  также тщательно изучить научно-технический  потенциал республики и вести  целенаправленную подготовку плацдарма  для будущего технологического прорыва.

     На  втором этапе будет продолжаться постепенное преодоление сырьевой направленности экономики, ускорение  развития транспортной сети и телекоммуникаций, а также формирование развитых товарных и валютных рынков, рынков капитал, рабочей силы, ценных бумаг, интеллектуальной собственности.

         В течение второго этапа должны созреть движущие силы и стимулы  интенсивного развития экономики:

  • полноправные рыночные механизмы;
  • полная свобода всех товаропроизводителей;
  • рациональное природопользование;
  • освоение высоких технологий и завоевание позиций в мировой экономике;
  • компетентный кадровый корпус в области отечественного и международного бизнеса.

  Третий  этап (5-7 лет) будет характеризоваться  ускоренными темпами развития экономики  открытого типа, достижением на этой основе стратегических целей переходного периода, укреплением позиций Казахстана в мировой торговле и вступлением в разряд новых индустриальных стран мира.

     По  мере формирования рыночных отношений  должны решаться проблемы дефицита бюджета  и конвертируемости (возможность обмена различных валют) валюты. У государства останутся только те функции, которые оно выполняет лучше других структур, включая рыночные.

    1. Основные направления перехода к рыночным отношениям

     Необходимым условием создания высокоэффективной  хозяйственной системы республики, как главного объекта управления, являются принципиально новые отношения собственности.

     Эти отношения охватывают разгосударствление экономики и приватизацию собственности. Поскольку проблемы приватизации являются самостоятельной темой, постольку здесь рассматриваются лишь основные моменты этого направления.

     Разгосударствление  и приватизация предполагают прежде всего децентрализацию собственности. Основными формами разгосударствления экономики и приватизации собственности  на переходном этапе являются:

      • акционирование предприятий, организаций и народнохозяйственных объектов;
      • передача государственного имущества в аренду, коллективную собственность;
      • создание на базе государственных предприятий  и организаций муниципальных и народных предприятий;
      • продажа государственного имущества юридическим и физическим лицам.

     Свою  специфику разгосударствление имеет  и в непроизводственной сфере  экономики. Здесь этот процесс должен осуществляться по мере создания необходимых  социально-экономических предпосылок, достижения достаточно высокого уровня развития свободного предпринимательства товаропроизводителей. Должны быть выработаны действенные административно-правовые и экономические механизмы, которые предотвратили бы возможные негативные последствия приватизации в отраслях сферы обслуживания.

     Сначала определяется перечень отраслей и отдельных  производств, где сохраняется прямой государственный контроль и регулирование (оборонный комплекс, культура, здравоохранение, медицинская промышленность, наука  и научное обслуживание).

     Одним из крупных направлений переходного  периода является демонополизация  экономики, развитие предпринимательства  и конкуренции.

     Переход к рыночной экономике имеет своим  объективным условием преодоление  монополизации в сфере производства, распределения и обращения товаров, в принятии хозяйственных решений, замкнутости и самоизоляции регионов республики.

     Антимонопольная политика правительства Республики Казахстан проводится по следующим  основным направлениям:

      • полный демонтаж существующей административно-распределительной системы, всех ее звеньев;
      • содействие формированию в народном хозяйстве республики параллельных производственных структур, в том числе за счет разукрупнения и диверсификации существующих производств;
      • создание организационно-экономических условий для предпринимательства и конкуренции, обеспечение правовых гарантий товаропроизводителям, свободы хозяйственной деятельности;
      • ускорение формирования рыночной инфраструктуры;
      • развитие малых и средних предприятий.

     В распорядительной сфере должно поддерживаться развитие горизонтальных рыночных структур с достаточным количеством производителей и потребителей для взаимного выбора партнеров и развития здоровой конкуренции.

    1. Финансово-кредитная политика

     По  этому направлению перехода к  рыночным отношениям предусматриваются  меры по обеспечению самостоятельности финансово-кредитной системы, которая могла бы успешно функционировать в условиях рыночной экономики. Основными инструментами государственного регулирования экономики должны стать финансово-кредитные рычаги.

     Основополагающими принципами формирования бюджетной  системы республики будут полная независимость нижестоящих бюджетов от вышестоящих в процессе их разработки, утверждения и исполнения.

     За  счет средств республиканского бюджета  будет осуществляться финансирование расходов общегосударственного характера, в т.ч. расходы на фундаментальные исследования, научно-технические и специальные программы.

     Самостоятельно  проводятся налоговая, кредитная политика, преобразуется система органов  и структура банковских подразделений. В банковском деле происходят процессы акционирования специализированных банков, коммерциализации банков, предлагающие самостоятельный выбор объектов кредитования и установления цены  и сроков кредитов.

     В условиях рыночной экономики вводится динамичная процентная политика. Происходит отказ от методов управления денежным обращением, присущих жестко централизованной плановой экономике (через кредитное и кассовое планирование). По этому направлению перехода к рыночным отношениям предусматриваются  меры по обеспечению самостоятельности финансово-кредитной системы, которая могла бы успешно функционировать в условиях рыночной экономики. Основными инструментами государственного регулирования экономики должны стать финансово-кредитные рычаги.

     Основополагающими принципами формирования бюджетной  системы республики будут полная независимость нижестоящих бюджетов от вышестоящих в процессе их разработки, утверждения и исполнения.

     За  счет средств республиканского бюджета  будет осуществляться финансирование расходов общегосударственного характера, в т.ч. расходы на фундаментальные исследования, научно-технические и специальные программы.

     Самостоятельно  проводятся налоговая, кредитная политика, преобразуется система органов  и структура банковских подразделений. В банковском деле происходят процессы акционирования специализированных банков, коммерциализации банков, предлагающие самостоятельный выбор объектов кредитования и установления цены  и сроков кредитов.

     В условиях рыночной экономики вводится динамичная процентная политика. Происходит отказ от методов управления денежным обращением, присущих жестко централизованной плановой экономике (через кредитное и кассовое планирование).

    1. Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ

Информация о работе Проблемы переходной экономики