Проблемы переходной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Казахстан.
Реализация данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Дать понятие переходной экономики как пограничного механизма хозяйствования – сложного процесса преобразований от командно-административных систем управления к рынку.
На основе анализа основных способов перехода к рынку разных государств постсоветского пространства выявить основные подходы к формированию механизма хозяйствования на пути к рыночной экономике.
Исследовать особенности становления в Республике Казахстан механизма управления хозяйством рыночного типа; рассмотреть его развитие в различные периоды.
Изучить исторические этапы перехода к рыночным отношениям.

Оглавление

Введение
Содержание, функции и цели развития экономики переходного периода
1.1 Понятие и сущность переходной экономики
Переходные экономические системы стран постсоветского пространства
Особенности перехода к рыночной экономике РК
Анализ объективных индикаторов экономической трансформации
Государственное регулирование экономики
меры по сокращению дефицита государственного бюджета
нормализация потребительского рынка
этапы перехода к рынку
основные направления перехода к рыночным отношениям
финансово-кредитная политика
программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

       - особая роль и значимость  в переходный период государственной  и политической власти как  проводника и гаранта преобразований, что нашло выражение в положении о диктатуре пролетариата;

       - необходимость сокращения продолжительности  переходного периода.

          Отсюда и название данного  типа переходной экономики как  экономики переходного периода.

          Теория экономики переходного  периода представляет собой крайне  радикальный вариант переходной  экономики. Издержки радикального  преобразования общества были огромными: полное устранение рыночных отношений, огосударствление экономики, перекосы в ее структуре, разрушение сельского хозяйства.

    2. Коренные изменения в способах  координации экономики. Необходимость  в таких изменениях наступает тогда, когда прежние способы регулирования экономической жизни всего общества перестают действовать, старые институты не справляются с изменившимися условиями и возможностями субъектов экономики, нарастают элементы непредсказуемости в развитии системы.

       Выход из этого положения невозможен путем изменения характера действия прежних институтов и методов воздействия на экономику. Необходимы их замена, выработка новых способов регулирования, переход к новым теоретическим концепциям развития. Примером переходных экономических изменений подобного рода служит реформирование экономики Запада после кризиса 1929-32 гг. Новый этап капиталистической системы характеризуется возникновением методов государственного регулирования всей экономики страны, признанием необходимости систематических мер макроэкономической политики, ориентированных не только на устранение недостатков рынка, но и на регулирование поведения субъектов экономики.

       После нефтяного кризиса 70-х  годов в качестве объекта регулирования  стали выступать не только отдельные субъекты внутреннего рынка, но и крупнейшие корпорации и государства как субъекты международных экономических отношений. Возросла роль экономически согласованной политики государств – "семерки", роль международных организаций и институтов. С точки зрения внутренней экономики эти преобразования ускорили переход на новые технологические принципы, структурные изменения народного хозяйства, переход к новому этапу научно-технического прогресса.

          Исторически сложившаяся экономическая система  и структура народного хозяйства в новых условиях должны быть изменены в связи с изменением места данной страны в системе международных и политических связей.

    3. Ликвидация деформаций в экономике  стран в связи с изменением  положения на международной арене.  Примером подобных преобразований является преобразование экономики бывших колониальных стран. Во всех этих странах переходные процессы сопровождались политической нестабильностью, частыми изменениями экономического курса. Сейчас эти страны переживают очередной этап трансформации, связанный с поисками ими наиболее эффективного места в системе международного разделения труда.

    4. Преодоление длительного периода  нестабильности в развитии экономики.

       Эти периоды, как правило, связаны  не с циклическими причинами,  а с противоречиями развития государств на путях реформирования рыночной системы. Примером служат страны Латинской Америки, которые на протяжении свыше 20 лет постоянными спутниками развития имели высокую инфляцию, низкие темпы роста, увеличивающийся внешний долг, нерациональное использование внешних заимствований, резкую поляризацию доходов и социальной структуры.

          Таким образом, в XX веке имели  место несколько разновидностей  переходной экономики, причем  каждая страна или регион отличались  своими особенностями.

         Переходная экономика Казахстана и других постсоциалистических стран составляет особый исторический тип переходной экономики, отличный от ее прежних разновидностей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

           ІІ. ПЕРЕХОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ДРУГИХ СТРАН

     В процесс постсоциалистической трансформации были вовлечены более 20 государств бывшего СССР, Восточной Европы и Азии. В странах Содружества независимых государств (СНГ) переход к рынку осуществлялся с использованием различных моделей – от «шоковой терапии» до активного вмешательства государства в управление экономическими процессами. Например, в Армении в начале 90-х годов всемерно поощрялся рост частного сектора. Со второй половины 90-х годов упор делается на структурные преобразования в экономике, демонополизацию, развитие фондового рынка и формирование современного банковского сектора. Создаются условия для притока иностранного капитала. В Белоруссии особое внимание уделяется регулируемому переходу крынку, сохранению государственного контроля над экономикой. В Украине процесс перехода к рынку затрудняется высоким удельным весом тяжелой промышленности.

     После распада СССР в сравнительно благополучном  положении оказались некоторые  республики Средней Азии. В структуре  их экономик преобладали сельское хозяйство  и легкая промышленность, которые по сравнению с тяжелой промышленностью легче подвержены рыночному реформированию.

     Существенных  успехов в рыночных преобразованиях  добились страны Восточной Европы, вступившие на путь рыночных реформ намного  раньше, чем Россия. В начале 90-х гг. большинство из них успешно осуществили либерализацию экономики и платную приватизацию. Условия для реформ здесь были в целом благоприятнее, чем в нашей стране. В период административно-командной системы в восточноевропейских странах сохранялись элементы рыночной экономики в виде частного сектора и частного предпринимательства. Структура народного хозяйства была более сбалансированной: имелась развитая легкая, пищевая промышленность, а доля тяжелой промышленности была ниже, чем в России. Предприятия военно-промышленного комплекса не играли такой большой роли в экономике. Кроме того, сравнительно быстрому формированию основ рыночной системы, повышению «управляемости» способствовали небольшие размеры восточноевропейских экономик и приток иностранных капиталов. Все это существенно облегчило переход к рыночной системе, в частности проведение финансовой стабилизации. В Польше, Чехии, Словакии в начале 90-х гг. была эффективно проведена «шоковая терапия». Так, в Чехии через 2-3 года после начала реформ уровень инфляции снизился до 10% в год.

     Важное  место в процессе трансформации  в Восточной Европе занимала приватизация, которая вместе с другими социально-экономическими преобразованиями способствовала преодолению  экономического кризиса. В середине 90-х гг. почти все восточноевропейские страны, пережившие трансформационный спад, вошли в стадию экономического роста.

     Переходу  от спада к экономическому росту  в этих странах способствовали:

     а) быстрое расширение «нового частного сектора», то есть частных фирм, созданных в последние годы с «нуля», в легкой и пищевой промышленности. Они не требуют больших капиталовложений, ориентированы главным образом, на потребительский спрос;

     б) большой приток иностранного капитала. На новых предприятиях, построенных  иностранными компаниями с высокой технической оснащенностью, быстро увеличивается производство;

     в) санация банков и реструктуризация предприятий. В результате банки  избавились от «безнадежной» задолженности со стороны предприятий-должников. Одновременно происходило объединение банков, вводились более строгие нормы регулирования банковской деятельности. Реструктуризация предприятий была направлена на широкий комплекс мер по улучшению работы предприятий: выделение из состава предприятий жизнеспособных и нежизнеспособных структурных единиц, приватизацию, увольнение части работающих, подбор управляющих, поиск инвесторов, модернизацию и освоение новой продукции, организацию маркетинга и т. д.;

     г) селективная структурная политика: государственная поддержка потенциально конкурентоспособных предприятий.

     В конечном итоге это позволило  в значительной степени решить задачи финансовой стабилизации, либерализации  и институциональных преобразований.

     Существенный  интерес вызывает опыт рыночных преобразований в Китае. Этот процесс там начался в конце 70-х гг. При разработке программ проведения реформ были выработаны принципы их реализации: е копировать опыт других стран, рассчитывать в основном на собственные ресурсы, сохранить социалистический социально-экономический строй, проводить изменения постепенно, комплексно, избежать социальных, политических, психологических потрясений в обществе.

     Учитывая, что основная масса населения  живет в деревне, реформы решено было начать с них. Крестьяне получили право арендовать землю. По мере углубления реформ сроки контрактов на пользование землей удлинялись. Это стимулировало долговременные инвестиции в земельные наделы. Сейчас право владения землей стало наследуемым. Земля формально находится в коллективной собственности, а фактически – приватизирована. Крестьяне получают обязательные стабильные задания по продаже государству нескольких видов продукции. Остальная продукция реализуется на свободном рынке по рыночным ценам.

     В промышленности задача приватизации не ставилась. Реформы здесь проводились  путем децентрализации управления. Существенную роль в экономике Китая играет государство. Ценообразование строится на сочетании рыночных и государственных цен. Государство устанавливает цены на важнейшие виды стратегической продукции и услуги. Осуществляется жесткий контроль кредитно-денежной системы. В то же время большое значение придается развитию частного сектора, особенно в розничной торговле и сфере услуг. Производство и реализация примерно половины всех товаров регулируется рыночными связями и ценами. Получили распространение товарные биржи.

     С 1992 г. взят курс на создание смешанных  форм собственности. При этом общественная собственность остается доминирующей. Допускается акционирование государственной  собственности, привлечение иностранного капитала, слияние предприятий разных форм собственности.

     В результате проводимых реформ в Китае  сформировалась двухсекторная модель экономики. Рыночные механизмы стали  главными регуляторами в производстве потребительских товаров и в  значительной степени охватывают производство инвестиционных товаров. В то же время государство полностью не отказалось и от плановых методов управления. До сих пор существуют директивные планы и плановое обеспечение материальными ресурсами.

     Реформы привели к значительному экономическому росту в Китае. Среднегодовой темп роста ВВП составляет примерно 10%. С начала 80-х гг. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада. В стране сравнительно низкий уровень безработицы. В обществе нет социальных потрясений. Повышение жизненного уровня особенно заметно в аграрных районах. Благодаря «открытости экономики» объемы внешней торговли увеличились в пять раз, вырос экспорт. Создан довольно крупный сектор экономики, принадлежащий иностранным владельцам.

     Вместе  с тем в Китае имеется и  немало острых проблем. «Узким» местом в экономике остается государственный сектор. Здесь примерно 40% предприятий убыточны и существуют за счет субсидий. Многие специалисты видят выход в приватизации, а это вызовет социальные потрясения.

     Зарубежный  опыт свидетельствует о том, что  ключ к решению задач следует  искать не столько в темпах рыночных преобразований, сколько в самой концепции этих преобразований, в их качественной определенности и направленности.

     В целом, подводя итог, подчеркнем, что в Казахстане использовать зарубежный опыт нужно, но развивать и реформировать экономику следует, опираясь на отечественную специфику, на исторические традиции и социально-политический менталитет, проявляющиеся в стремлении с социальной справедливости, взаимопомощи, соборности российского народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           ІІІ. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

     Особенности становления рыночных отношений  в республике Казахстан обусловлены  целым рядом факторов: национального, социально-демографического, научно-технического, организационно-структурного, природно-сырьевого, природно-климатического игеографического характера.

     Во-первых, особенность переходной экономики  заключается в том, что Казахстан  осуществлял переход в рамках целостности, суверенитета и своей государственности.

     Во-вторых, Казахстан впервые в мировой  практике осуществлял данный переход  от административно плановой экономической  системы с общественной собственностью к рыночной, основанной на частной и смешанных формах собственности.

Информация о работе Проблемы переходной экономики