Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:11, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Казахстан.
Реализация данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Дать понятие переходной экономики как пограничного механизма хозяйствования – сложного процесса преобразований от командно-административных систем управления к рынку.
На основе анализа основных способов перехода к рынку разных государств постсоветского пространства выявить основные подходы к формированию механизма хозяйствования на пути к рыночной экономике.
Исследовать особенности становления в Республике Казахстан механизма управления хозяйством рыночного типа; рассмотреть его развитие в различные периоды.
Изучить исторические этапы перехода к рыночным отношениям.
Введение
Содержание, функции и цели развития экономики переходного периода
1.1 Понятие и сущность переходной экономики
Переходные экономические системы стран постсоветского пространства
Особенности перехода к рыночной экономике РК
Анализ объективных индикаторов экономической трансформации
Государственное регулирование экономики
меры по сокращению дефицита государственного бюджета
нормализация потребительского рынка
этапы перехода к рынку
основные направления перехода к рыночным отношениям
финансово-кредитная политика
программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ
Заключение
Список использованной литературы
- особая роль и значимость
в переходный период
- необходимость сокращения
Отсюда и название данного типа переходной экономики как экономики переходного периода.
Теория экономики переходного
периода представляет собой
2.
Коренные изменения в способах
координации экономики.
Выход из этого положения невозможен путем изменения характера действия прежних институтов и методов воздействия на экономику. Необходимы их замена, выработка новых способов регулирования, переход к новым теоретическим концепциям развития. Примером переходных экономических изменений подобного рода служит реформирование экономики Запада после кризиса 1929-32 гг. Новый этап капиталистической системы характеризуется возникновением методов государственного регулирования всей экономики страны, признанием необходимости систематических мер макроэкономической политики, ориентированных не только на устранение недостатков рынка, но и на регулирование поведения субъектов экономики.
После нефтяного кризиса 70-х
годов в качестве объекта
Исторически
сложившаяся экономическая
3.
Ликвидация деформаций в
4.
Преодоление длительного
Эти периоды, как правило,
Таким образом, в XX веке имели
место несколько
Переходная экономика Казахстана и других
постсоциалистических стран составляет
особый исторический тип переходной экономики,
отличный от ее прежних разновидностей.
ІІ. ПЕРЕХОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ДРУГИХ СТРАН
В процесс постсоциалистической трансформации были вовлечены более 20 государств бывшего СССР, Восточной Европы и Азии. В странах Содружества независимых государств (СНГ) переход к рынку осуществлялся с использованием различных моделей – от «шоковой терапии» до активного вмешательства государства в управление экономическими процессами. Например, в Армении в начале 90-х годов всемерно поощрялся рост частного сектора. Со второй половины 90-х годов упор делается на структурные преобразования в экономике, демонополизацию, развитие фондового рынка и формирование современного банковского сектора. Создаются условия для притока иностранного капитала. В Белоруссии особое внимание уделяется регулируемому переходу крынку, сохранению государственного контроля над экономикой. В Украине процесс перехода к рынку затрудняется высоким удельным весом тяжелой промышленности.
После распада СССР в сравнительно благополучном положении оказались некоторые республики Средней Азии. В структуре их экономик преобладали сельское хозяйство и легкая промышленность, которые по сравнению с тяжелой промышленностью легче подвержены рыночному реформированию.
Существенных успехов в рыночных преобразованиях добились страны Восточной Европы, вступившие на путь рыночных реформ намного раньше, чем Россия. В начале 90-х гг. большинство из них успешно осуществили либерализацию экономики и платную приватизацию. Условия для реформ здесь были в целом благоприятнее, чем в нашей стране. В период административно-командной системы в восточноевропейских странах сохранялись элементы рыночной экономики в виде частного сектора и частного предпринимательства. Структура народного хозяйства была более сбалансированной: имелась развитая легкая, пищевая промышленность, а доля тяжелой промышленности была ниже, чем в России. Предприятия военно-промышленного комплекса не играли такой большой роли в экономике. Кроме того, сравнительно быстрому формированию основ рыночной системы, повышению «управляемости» способствовали небольшие размеры восточноевропейских экономик и приток иностранных капиталов. Все это существенно облегчило переход к рыночной системе, в частности проведение финансовой стабилизации. В Польше, Чехии, Словакии в начале 90-х гг. была эффективно проведена «шоковая терапия». Так, в Чехии через 2-3 года после начала реформ уровень инфляции снизился до 10% в год.
Важное
место в процессе трансформации
в Восточной Европе занимала приватизация,
которая вместе с другими социально-
Переходу от спада к экономическому росту в этих странах способствовали:
а) быстрое расширение «нового частного сектора», то есть частных фирм, созданных в последние годы с «нуля», в легкой и пищевой промышленности. Они не требуют больших капиталовложений, ориентированы главным образом, на потребительский спрос;
б) большой приток иностранного капитала. На новых предприятиях, построенных иностранными компаниями с высокой технической оснащенностью, быстро увеличивается производство;
в) санация банков и реструктуризация предприятий. В результате банки избавились от «безнадежной» задолженности со стороны предприятий-должников. Одновременно происходило объединение банков, вводились более строгие нормы регулирования банковской деятельности. Реструктуризация предприятий была направлена на широкий комплекс мер по улучшению работы предприятий: выделение из состава предприятий жизнеспособных и нежизнеспособных структурных единиц, приватизацию, увольнение части работающих, подбор управляющих, поиск инвесторов, модернизацию и освоение новой продукции, организацию маркетинга и т. д.;
г)
селективная структурная
В конечном итоге это позволило в значительной степени решить задачи финансовой стабилизации, либерализации и институциональных преобразований.
Существенный интерес вызывает опыт рыночных преобразований в Китае. Этот процесс там начался в конце 70-х гг. При разработке программ проведения реформ были выработаны принципы их реализации: е копировать опыт других стран, рассчитывать в основном на собственные ресурсы, сохранить социалистический социально-экономический строй, проводить изменения постепенно, комплексно, избежать социальных, политических, психологических потрясений в обществе.
Учитывая, что основная масса населения живет в деревне, реформы решено было начать с них. Крестьяне получили право арендовать землю. По мере углубления реформ сроки контрактов на пользование землей удлинялись. Это стимулировало долговременные инвестиции в земельные наделы. Сейчас право владения землей стало наследуемым. Земля формально находится в коллективной собственности, а фактически – приватизирована. Крестьяне получают обязательные стабильные задания по продаже государству нескольких видов продукции. Остальная продукция реализуется на свободном рынке по рыночным ценам.
В промышленности задача приватизации не ставилась. Реформы здесь проводились путем децентрализации управления. Существенную роль в экономике Китая играет государство. Ценообразование строится на сочетании рыночных и государственных цен. Государство устанавливает цены на важнейшие виды стратегической продукции и услуги. Осуществляется жесткий контроль кредитно-денежной системы. В то же время большое значение придается развитию частного сектора, особенно в розничной торговле и сфере услуг. Производство и реализация примерно половины всех товаров регулируется рыночными связями и ценами. Получили распространение товарные биржи.
С 1992 г. взят курс на создание смешанных форм собственности. При этом общественная собственность остается доминирующей. Допускается акционирование государственной собственности, привлечение иностранного капитала, слияние предприятий разных форм собственности.
В результате проводимых реформ в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики. Рыночные механизмы стали главными регуляторами в производстве потребительских товаров и в значительной степени охватывают производство инвестиционных товаров. В то же время государство полностью не отказалось и от плановых методов управления. До сих пор существуют директивные планы и плановое обеспечение материальными ресурсами.
Реформы
привели к значительному
Вместе с тем в Китае имеется и немало острых проблем. «Узким» местом в экономике остается государственный сектор. Здесь примерно 40% предприятий убыточны и существуют за счет субсидий. Многие специалисты видят выход в приватизации, а это вызовет социальные потрясения.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что ключ к решению задач следует искать не столько в темпах рыночных преобразований, сколько в самой концепции этих преобразований, в их качественной определенности и направленности.
В
целом, подводя итог, подчеркнем, что в
Казахстане использовать зарубежный опыт
нужно, но развивать и реформировать экономику
следует, опираясь на отечественную специфику,
на исторические традиции и социально-политический
менталитет, проявляющиеся в стремлении
с социальной справедливости, взаимопомощи,
соборности российского народа.
ІІІ.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА
К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Особенности становления рыночных отношений в республике Казахстан обусловлены целым рядом факторов: национального, социально-демографического, научно-технического, организационно-структурного, природно-сырьевого, природно-климатического игеографического характера.
Во-первых, особенность переходной экономики заключается в том, что Казахстан осуществлял переход в рамках целостности, суверенитета и своей государственности.
Во-вторых, Казахстан впервые в мировой практике осуществлял данный переход от административно плановой экономической системы с общественной собственностью к рыночной, основанной на частной и смешанных формах собственности.