Проблемы переходной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Казахстан.
Реализация данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Дать понятие переходной экономики как пограничного механизма хозяйствования – сложного процесса преобразований от командно-административных систем управления к рынку.
На основе анализа основных способов перехода к рынку разных государств постсоветского пространства выявить основные подходы к формированию механизма хозяйствования на пути к рыночной экономике.
Исследовать особенности становления в Республике Казахстан механизма управления хозяйством рыночного типа; рассмотреть его развитие в различные периоды.
Изучить исторические этапы перехода к рыночным отношениям.

Оглавление

Введение
Содержание, функции и цели развития экономики переходного периода
1.1 Понятие и сущность переходной экономики
Переходные экономические системы стран постсоветского пространства
Особенности перехода к рыночной экономике РК
Анализ объективных индикаторов экономической трансформации
Государственное регулирование экономики
меры по сокращению дефицита государственного бюджета
нормализация потребительского рынка
этапы перехода к рынку
основные направления перехода к рыночным отношениям
финансово-кредитная политика
программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)
align="justify">     В-третьих  территориально-географическое положение  Казахстана, являющимся своеобразным местом, соединяющим западную и восточную цивилизации, оказывает положительное воздействие на экономику переходного периода.

     Этот  фактор является ключевым в развитии рыночной экономики Республики казахстан. И сегодня Республика Казахстан, располагаясь на таком перекрестке, имеет по периметру своих границ огромные рынки сбыта на территории России, Китая, центрально-азиатских стран, стран Ближнего и Среднего Востока.

     В-четвертых, реформирование экономики Республики Казахстан происходило в условиях затяжного экономического кризиса, осложненного в связи с рападом  СССР разрывом экономических связей с бывшим общесоюзным народнохозяйственным комплексом. Мощный научно-технический, промышленный и сельскохозяйственный потенциал Республики, глубоко интегрированный с общесоюзной экономикой, оказался невостребованным.

     В-пятых, государственный сектор в промышленности в основном был представлен крупными горнодобывающими, металлургическими, химическими и нефтехимическими предприятиями. В сельском хозяйстве также преобладали крупные предприятия – совхозы, их насчитывалось в Республике – 2059, что составляло 75%  всех сельскохозяйственных предприятий.

     Приватизация стала завершаться только на третьем ее этапе (1996-1998гг.), причем и приватизация и подъем производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве происходили с участием иностранных инвесторов.

     Практика  реформирования показала, что курс, избранный Республикой Казахстан на формирование смешанной социально ориентированной рыночной экономики, все больше учитывает свои местные национальные условия, свои моделеобразующие факторы и в дальнейшем в ходе последующих реформ Казахстан строил свою модель рыночной экономики, изучая опыт и достижения и слабости переходных экономик других стран.

     И, в первую очередь тех стран, - как  отмечается в стратегической программе  «Казахстан – 2030», - как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Индонезия, Тайланд, Малайзия, которые «из беднейших стран Азии выкарабкались из нищеты в течение 30 лет и стали процветающими, индустриальными государствами». Но одновременно в этой же программе подчеркивается, что «наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает в себя достижения разных цивилизаций». 
 
 
 

           3.1 Анализ объктивных  индикаторов экономической  трансформации

     Десять  лет независимого развития Республики Казахстан ознаменовались значительными  изменениями в социальной и демографической  структуре населения. Социально-демографические процессы были обусловлены кардинальными преобразованиями всей общественной системы, процессами модернизации общества и экономики, характеризовались как позитивными, так и негативными тенденциями.  
В рамках научно-исследовательского проекта INTAS был проведен сбор и анализ информации по изучению изменений произошедших в годы переходного периода. Данный проект был нацелен на разработку аналитических отчетов о социальных, экономических и политических преобразованиях произошедших за последние годы в 10 странах СНГ. Основная цель данного проекта - понимание взаимодействия различных процессов происходящих на различных уровнях в течение переходного периода каждой страны. Анализ проводился на основе сбора вторичных данных из всех существующих и доступных источников информации: статистические ежегодники, информационно - аналитические сборники, статистические бюллетени, Интернет, газеты в которых содержалась хотя бы единичная информация о каком либо из годов и т.д. Представлены объективные индикаторы экономической трансформации, такие как доходы населения, безработица, занятость населения, теневая экономика и т.д.

     Одним из самых значительных событий последних  пятнадцати лет был распад Советского Союза и образование на его  территории 15 независимых государств. Распад такой великой державы не мог пройти незаметно для населения всех стран Союза. В результате подписания Беловежских соглашений были разорваны все существовавшие связи между союзными республиками. Прежде всего, разрыв этих связей сказался на жизни людей в постсоветском пространстве.

     Индикатор 1. Доход

     Согласно  оценкам экспертов, в 1991 году в Казахстане в сложном материальном положении  находилось не менее 10% населения, а  к началу 1993 года уже 50% населения  Казахстана находились ниже черты бедности, и разрыв в уровне жизни различных групп населения быстро увеличивался.  
Проблема выживания остро встала перед большей частью населения Казахстана, что отражалось показателем уровня жизни. Так, среднедушевой доход населения в 1994 году составлял в среднем по республике 408 тенге, в том числе в городской местности - 560 тенге, а в сельской - 257 тенге. Стоимость только продовольственной части минимального потребительского бюджета составляла в среднем 1170 тенге. Таким образом, среднедушевой доход составил 17,4% от стоимости минимального потребительского бюджета.

     За  прошедшее десятилетие ситуация с оплатой труда в Казахстане характеризуется стабильным ростом среднемесячной заработной платы. Как  видно на диаграмме 1 реальный рост заработной платы имел место, начиная с 1995 года. Повышение уровня заработной платы во многом зависело от наращивания объемов производства и услуг в реальном секторе.

Диаграмма 1. Среднедушевые  денежные доходы населения, тенге

     Индикатор 2. Безработица

     На  начало 1994 года в Республике Казахстан было зарегистрировано 536,4 тыс. человек. Самый пик увеличения числа безработных пришелся на 1996-1999 годы, в данный момент было зарегистрировано около 970 тысяч безработных. Это связанно с тем, что на первоначальном этапе реформирования экономики, предприятия и организации использовали различные подходы к регулированию занятости, т.е. сокращение графика работы, временные формы незанятости, уменьшение числа работающих, которые привели к росту безработицы. На конец 2004 года численность безработных в Республике снизилась до 660,8 тыс. человек 
В 1996 году число граждан зарегистрированных в уполномоченных органах занятости составило 282,4 тысячи человек, а их доля в экономически активном населении - 4,2%. В последние годы наблюдается тенденция снижения лиц, зарегистрированных в качестве безработных, в последние годы их доля в численности экономически активного населения колеблется в пределах 2%.

Диаграмма 2. Численность граждан, обратившихся по вопросу  трудоустройства  и трудоустроенных  органами занятости в 1991-2004 гг. (тыс. чел.)

     Уровень безработицы заметно различается  по образованию, наименьшая безработица  заметна среди лиц с высшим образованием, а также у лиц  имеющих незаконченное высшее и  получивших среднее профессиональное образование. Так, если рассмотреть нижеследующий график, то можно заметить, что в 2001 году число безработных с высшим образованием достигало 100,4 тыс. человек, со средне профессиональным образованием 200,3 тыс., с начальным профессиональным 57,7 тыс. человек, и со средним общим 421,9 тысяч человек. На конец 2004 года ситуация заметно изменилась в связи с тем, что повысился спрос на рабочую силу из-за структурных реформ в экономике, что позволило принять на вновь созданные рабочие места многие тысячи людей.

Диаграмма 3. Распределение численности безработных по образованию в 2001-2004 гг. (тыс. чел.)

     Индикатор 3. Занятость

     Оживление экономической деятельности в стране, создание новых производств, развитие рыночной инфраструктуры, поддержка  малого предпринимательства, обеспечили значительное снижение числа безработных. Как показано на диаграмме 6, в последние годы, т.е. 2000-2003 годы отмечается значительное увеличение числа занятого населения в секторе экономики, с 6105 тыс. человек в 1999 году до 7182 тыс. человек в 2004 году.

Диаграмма 4. Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел

     Индикатор 4. Изменения в отраслях экономики

     Мобильность рынка труда создает предпосылки  для перемещения рабочей силы из одной отрасли экономики в  другую, что видно из диаграммы 7. Так, на конец 2003 года, в сфере услуг было занято 47,8%, в сельском хозяйстве 35,2% и соответственно в промышленности и строительстве данный показатель составлял 17%. Также мы можем отметить, что наибольшей популярностью среди работников в 1998-1999 году пользовалась сфера услуг, т.е. в ней работало около 60% всего занятого населения.  
 
 
 
 

Диаграмма 5. Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям, %

     Индикатор 5. Теневая экономика

     На  диаграмме 7 показана величина теневой экономики за период 1994-2002 годы, Пик обострения или увеличения пришелся на 1996-1997 годы. В 2002 данный процент снизился до 22,6%.

Диаграмма 7. Величина теневой  экономики в % от ВВП

     В последние годы в Казахстане отмечается улучшение условий жизни населения. Повышение уровня и качества жизни населения является важнейшей задачей политики республики Казахстан на современном этапе развития. Так тенденции снижения уровня жизни в первой половине 90-х годов имели место в связи с объективными трудностями переходного периода.

     Переходный период-это особый период в эволюции экономики, когда одна система сходит с исторической арены, а одновременно другая, новая, нарождается и утверждается. Поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального экономического развития. После распада СССР Казахстан интенсивно искал новые пути выхода из создавшегося за последние годы глубокого экономического и социального кризиса путем оздоровления прежде всего своих базовых отраслей экономики. Реформы в Казахстане начались с 1992 года. Находясь в рублевой зоне и оказавшись в зависимости от экономической политики Правительства, Центробанка и Парламента России, не имея ни времени, ни опыта и ни ресурсов для разработки собственной экономической политики, Казахстан принял стратегию неолиберализма, шоковой терапии со всеми последующими ее зигзагами.

     На  первоначальном этапе реформирования экономики предприятия и организации  использовали различные подходы  к регулированию занятости, такие  как сокращения графика работы, временные формы незанятости, уменьшение числа работающих, что, в конечном счете, стало причиной роста безработицы. Начиная с 1999 года уровень безработицы стал значительно снижаться из-за оживления экономической деятельности в стране, создания новых средств производства, развития рыночной инфраструктуры, поддержки малого предпринимательства. Также за годы независимости в Республике Казахстан была проведена кардинальная структурная перестройка всей бюджетной системы. 
 
 
 

3.2   Государственное регулирование экономики

    1. меры по сокращению дефицита государственного бюджета

     В  переходном периоде стабилизация экономики  представляет собой сложнейшую проблему, решение которой требует максимума  искусства управления. В целях  стабилизации экономики республики правительством была разработана специальная программа, которая была утверждена постановлением Верховного Совета Казахской ССР     6 декабря 1990 года.

     В соответствии с этой Программой первым подходом к стабилизации являлось сокращение дефицита государственного бюджета. Для этого производились ревизия и пересмотр всех статей доходов и расходов республиканского и местного бюджетов.

     Расходы бюджетов предусматривалось сократить  по статьям:

    • капитальные вложения на производственное строительство, в практике государственного планирования длительное время господствовал принцип преимущественного развития объектов производственного назначения, что вполне соответствовало подходам и мышлению, типичным для экстенсивной экономики и административно командным методам руководства ею. Главное внимание уделялось наращиванию выпуска продукции производственного назначения, вложения же в социальную сферу рассматривались как прямой вычет из национального дохода. Более двух третей общего объема капитальных вложений в народное хозяйство составляли вложения производственного назначения. В условиях переходного периода, да и не только переходного, такой односторонний подход к управлению финансовыми ресурсами является неприемлемым;
    • второстепенные расходы, потерявшие целевое назначение в связи с изменением ситуации, не освоенные в срок ассигнования;
    • отмена всех ранее принятых инвестиционных программ;
    • повсеместная проверка бюджетных организаций на предмет неэффективных расходов.

Информация о работе Проблемы переходной экономики