Проблемы Моногородов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Впервые исследования важнейшей для Росси проблемы, связанной с градообразующими предприятиями и моногородами, были проведены в рамках проекта «Монопрофильные города и градообразующие предприятия». «Союз инвесторов» в рамках данного проекта осуществлял работы с проблемными городами. Проводимые работы позволили выявить причины, препятствующие развитию этих городов и разработать пути развития градообразующих предприятий, бизнеса и городов в целом. Результаты исследований были объединены в общий доклад, который был издан Экспертным институтом в форме пятитомного издания.

Оглавление

Введение.............................................................................................3

Глава 1. 6
1.1. История развития моногородов...................................7
1.2. Моногорода в других странах.......................................11
Глава 2. География моногородов в России....................................13
2.1. Специализация моногородов........................................15
2.2. 20
Глава 3. Проблемы моногородов....................................................22
3.1. Перспективы моногородов............................................25
3.2........................................................29
Заключение......................................................

Файлы: 1 файл

Проблемы моногородов в России.doc

— 511.00 Кб (Скачать)

Долгое время Бирмингем был вторым городом после Лондона по экономическому развитию в Великобритании. Это был моногород, ориентированный на один сектор экономики - сборку автомобилей. С закрытием машиностроительных комплексов четверть населения осталась без работы. Город оказался в ужасном состоянии: выросла преступность, дома были заброшены, поскольку половина населения покинула Бирмингем. Но госсредства и инвестиции бизнеса изменили судьбу города. Вложения были сделаны в инфраструктуру. Сейчас Бирмингем превратился в настоящий европейский город: современное качественное жилье, прекрасная культурная жизнь, спортивная арена, цветы и фонтаны.

Чешскому городу Остраве также пришлось пройти путь превращения из моногорода в «обычный» город. В 18 веке в Остраве было открыто угольное месторождение. Значительная часть жителей работали на шахтах и на построенном металлургическом заводе "Витковице». Но добыча угля прекратилась в 1994 году, а металлургический комбинат закрылся в 1998 году. В итоге 18,4% жителей оказались без работы. Власти приняли решение сделать из Остравы крупнейший туристический центр и вместе с бизнесом вложились в инфраструктуру.

Удалось решить проблему в немецких моногородах в регионе Рейн-Рур. После поэтапного закрытия угольного производства шахтеров старше 45 лет переводили на действующие шахты, государство и земельное правительство дотировали добычу и переработку угля. При этом молодых работников переобучали. На территории создавались технопарки, филиалы учебных и научных учреждений, замещающие производства.

Примером нерешенной проблемы может служить американский Детройт, «моногород», связанный с машиностроением. В 1980-х годах начался спад автомобильной промышленности, и город постепенно стал приходить в упадок. Деловые районы опустели, а после нескольких «чёрных бунтов», когда были сожжены десятки домов, прокатилась волна грабежей, население стало переселяться в другие города. Сейчас «белое» население Детройта составляет около 10%, и концентрировано проживает в южной части города, причём большая часть - в пригородах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. География моногородов

 

География моногородов характеризуется привязкой к типам экономического развития территорий: агломерационному, сырьевому, промышленному.

В агломерационном поясе сосредоточены предприятия химической промышленности и металлургии (ОАО «Еврохим», ОАО «НЛМК», АО «Холдинговая компания Металлоинвест», ОАО «Северсталь»). Моногорода агломерационного пояса развития – это преимущественно города-спутники в зонах крупных агломераций. Например, Воскресенск в Московской области, Новомосковск в Тульской области, Кириши в Ленинградской области. Такие города обладают преимуществами социального развития, связанными с относительной близостью полифункциональных населенных пунктов. Монопрофильность городов компенсируется близостью к крупным центрам. В связи с этим поддержание благоприятной социальной среды в моногородах-спутниках требует меньших объемов затрат как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

В сырьевом поясе развития, занимающем северные и восточные территории Российской Федерации, расположена большая часть моногородов, специализация которых связана с первичной обработкой сырья: Сургут, Нижневартовск в Ханты-Мансийском автономном округе, Новый Уренгой в Ямало-Ненецком автономном округе, Усинск в Республике Коми и др. В сырьевом поясе расположены государственные и частные предприятия нефте-и газодобычи: ОАО «Газпром», НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР Холдинг; предприятия металлургии и угольной промышленности: холдинг «Интеррос», холдинг «Базовый элемент» (включая ОК РУСАЛ), «Евраз Груп С.А», «УГМК-Холдинг».      Повышенная доля экономически активного населения в демографической структуре городов сырьевого пояса развития определяет высокие для Российской Федерации показатели естественного прироста населения, что обусловливает дополнительную социальную нагрузку на государство и корпорации.

Традиционными территориями размещения моногородов является промышленный пояс развития, включающий в первую очередь регионы Урала (Краснотурьинск, Каменск-Уральский, Верхняя Салда, Верхняя Пышма в Свердловской области, Миасс, Магнитогорск, Белорецк в Челябинской области) и юга Сибири (Междуреченск, Черногорск в Кемеровской области, Шелехов в Иркутской области, Саяногорск  в Республике Хакасия и др.). В этом поясе расположены наименее благополучные в социальном отношении моногорода металлургии и машиностроения, часто имеющие в качестве градообразующих всего одно крупное предприятие и одновременно удаленные от полифункциональных городских центров. Монопрофильные города формируют монопрофильные районы в Свердловской и Челябинской областях, а также в Кемеровской области, поэтому социальные проблемы городов переходят на уровень социальных проблем районов. В условиях снижения стоимости экспортной продукции градообразующих предприятий моногорода промышленного пояса имеют наибольшие потребности в пересмотре социальной политики корпораций, в том числе в части перераспределения полномочий.

Таким образом, наиболее острыми проблемами взаимодействия государства и бизнеса в части поддержки социального сектора характеризуются города Урала и юга Сибири. Наиболее благополучными в социальном отношении являются города Центра Европейской территории России.

 

 

 

 

2.1. Специализация  моногородов

 

В начале 1990-х годов большинство монопрофильных городов оказались в сложной ситуации:

  • разрыв производственных цепочек плановой экономики,
  • спад производства,
  • неконкурентоспособность основной продукции монопрофильных городов в условиях рыночной экономики,
  • высокая доля непрофильных активов в собственности предприятия

- повлекли за собой  снижение уровня социально-экономического развития моногородов и ухудшения качества жизни населения в них.

Роль монопрофильных городов в социально-экономическом развитии региона различна. В некоторых субъектах Российской Федерации один–два монопрофильных города обеспечивают экономическое развитие всего региона. Это Вологодская область (Череповец) и Красноярский край (Норильск), Республика Саха (Якутия) (Нерюнгри), Липецкая (Липецк), Белгородская (Старый Оскол), Архангельская (Новодвинск, Коряжма) и Томская (Стрежевой) области. В процессе экономического роста 2000-2008 годов наибольший импульс развития получили монопрофильные города экспортноориентированных отраслей экономики: нефте - газодобыча, черная и цветная металлургия, химическая и лесная промышленность.

Наиболее сложная бюджетная ситуация складывалась в городах с высокой долей пенсионеров, а также в населенных пунктах отраслями специализации которых является легкая промышленность и машиностроение. 

В целом в 90-е годы для большинства монопрофильных городов социально-экономическая ситуация ухудшилась, выражающаяся в сокращении реальной заработной платы при резком росте цен на продукты массового спроса. Среди монофункциональных городов почти треть населения имела заработную плату ниже среднероссийской, за исключением населения монопрофильных городов, расположенных в нефтегазовых регионах страны.

В результате ваучерной приватизации и залоговых аукционов 1995-1996 года большая часть градообразующих предприятий перешла в собственность частного бизнеса. Однако экономическая ситуация в монопрофильных городах по-прежнему оставалась нестабильной, в основном за счет:

    • Резкого падения мировых цен на нефть весной 1998 года;
    • Потрясения на мировых рынках ценных бумаг, приведшие к острому кризису российского фондового рынка в 1998 году;
    • Перераспределение собственности между интегральными бизнес-группами.

В целом социально-экономическая ситуация в монопрофильных городах стабилизировалась только после кризиса 1999 года, за счет роста мировых цен на экспортную продукцию России. (Таблица. 2.1.)

Поскольку для монопрофильных городов крупного бизнеса в наибольшей степени характерна зависимость социального сектора города от конъюнктуры цен на основную продукцию градообразующих предприятий, основное внимание в настоящей работе было уделено моногородам крупного бизнеса.

Примерно в 145 моногородах собственниками градообразующих предприятий является крупные бизнес-группы и компании, региональные бизнес-структуры, естественные монополии.  Это около 14% городов страны, в которых проживает 11 млн. человек или 7,7% населения Российской Федерации. (Рис. 1.3.)

 

В период 2002-2007 годов численность населения монопрофильных городов сократилась на 0,6 млн. человек. Тенденция снижения численности населения отмечается  в 117 моногородах, при этом лидируют в последней двадцатке города металлургических компаний, в том числе Воркута, Саяногорск, Миасс, Ревда, Норильск, Нижний Тагил. Всего за пять лет численность населения 13 металлургических городов сократилась на 300 тыс. человек. В городах нефтяных и газовых компаний, несмотря на удаленность от основной полосы расселения, численность населения продолжает расти, как и при Советском союзе в основном за счет более высокой заработной платы (Таблица. 1.1.).

В основном крупный бизнес концентрируется в монопрофильных городах с населением от 20-49 тысяч человек, расположенных преимущественно в Уральском и Приволжском федеральных округах. Структура монопрофильных городов крупного бизнеса по численности с 2002 года по 2007 год изменилась:

  • Сократилось число городов с численностью населения от 50-100 тыс. человек;
  • Выросла группа городов с численностью населения 20-49  тысяч человек.

Основная причина изменения структуры монопрофильных городов по численности населения – естественная убыль и миграционный отток населения характерная для большинства монопрофильных городов, за исключением нефтяных и газовых городов. (Таблица 1.2.)

В целом негативные последствия кризиса 90-х годов наиболее сильно проявились в монофункциональных городах. Сильный спад производства (особенно в отраслях машиностроения и легкой промышленности) сопровождался резким ростом безработицы и длительными невыплатами заработной платы в депрессивных моногородах.

Последующий экономический рост улучшил социально-экономическую ситуацию в моногородах, в настоящий момент основные монопрофильные города крупного бизнеса – локальные точки роста в субъектах Федерации. Так, например доля горно-металлургического комбината «Норильского никеля» в доходах Красноярского края составляет 50%.

Роль градообразующих предприятий в бюджетных доходах

В основном базовые отрасли монопрофильных городов ориентированы на экспорт, и экономика города напрямую зависит от объемов экспорта сырьевых ресурсов, конъюнктуры мировых и внутренних цен на цветные и драгоценные металлы, а также курса основных мировых валют. (Таблица 1.3.)

При этом роль отдельных предприятий в монопрофильных городах определяется долей налоговых поступлений в городской бюджет: 

    • Выксунский металлургический завод формирует бюджет города на 80%;
    • Верхнесалдинский металлургический комбинат формирует бюджет города более чем на 60%,
    • Оскольский металлургический комбинат только на 15%, остальную доходную часть бюджета города формирует Стойленский ГОК,  Старооскольский цементным заводом. 

Таким образом, наиболее чувствительны к негативным последствиям финансового и экономического кризиса будут монопрофильные города с одним градообразующим предприятием, максимально формирующие городской бюджет. 

Численность занятого населения

Численность занятого населения на отдельных предприятиях монопрофильных городов различна, и в основном определяется расположением в городе других предприятий отрасли. (Таблица 1.4.)

Доля занятого населения на предприятии также отражает зависимость социально-экономического благополучия города от положения компании на рынке. Соответственно, среди рассматриваемых городов, финансовая нестабильность градообразующих предприятий максимально негативно будет выражена:

  • в Верхней Салде;
  • в Селенгиске;
  • в Норильске.

В целом, уровень социально-экономического развития монопрофильных городов в основном зависит от финансовых показателей градообразующих предприятий, в свою очередь зависящих от динамики развития отрасли и  состояния рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Моногорода  Нижегородской области

 

Правительство Нижегородской области в ближайшее время разработает комплексные планы модернизации и развития моногородов Заволжье и Павлово. Минрегионом РФ сформирован перечень моногородов, в которых в 2010 году в первоочередном порядке необходимо разработать и начать реализацию комплексных инновационных планов модернизации. В число 27-ми моногородов России от Нижегородской области вошли Заволжье и Павлово.  
Данный перечень был одобрен на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики под председательством Первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова 22 декабря 2009 года.  
Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе губернатора и правительства Нижегородской области, в соответствии с решением комиссии Минрегион совместно с созданной рабочей группой, Внешэкономбанком, органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ и муниципальными образованиями должны разработать комплексные инновационные планы модернизации моногородов.  
В Нижегородской области ответственным за решение проблем модернизации моногородов назначен вице-губернатор Владимир Иванов. В ближайшее время будут созданы отдельные рабочие группы по модернизации каждого из моногородов области. В состав рабочих групп войдут представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и собственников градообразующих предприятий.  
12 января 2010 года состоялось выездное заседание в г.Заволжье по вопросу разработки комплексного плана моногорода под председательством министра экономики Геннадия Баландина. В мероприятии приняли участие представители минсельхозпрода, минпрома, мининвеста, минпредпринимательства, службы занятости, органов местного самоуправления Городецкого района и Заволжье, а также собственника Заволжского моторного завода. 13 января т.г. в минэкономики прошло аналогичное совещание по городу Павлово.  
14 января - вопрос рассмотрен на заседании координационного совета по регулированию негативных процессов в экономике. По итогам губернатор Валерий Шанцев дал поручения ОМСУ совместно с собственниками предприятий, а также отраслевыми министерствами максимально активизировать работу по подготовке комплексных планов модернизации моногородов Заволжье и Павлово.  
В полный перечень моногородов России, сформированный Министерством регионального развития РФ, вошло 335 моногородов. В их числе 13 моногородов Нижегородской области: Балахна, Княгинино, Володарск, Ворсма, Выкса, Заволжье, Кстово, Кулебаки, Павлово, Первомайск, Сергач, Шахунья и Саров. Это города, в которых на долю одного или группы градообразующих предприятий приходится более 50% объема промышленного производства, либо на которых занято на основной работе более 25% экономически активного населения.

Информация о работе Проблемы Моногородов России