Проблемы Моногородов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Впервые исследования важнейшей для Росси проблемы, связанной с градообразующими предприятиями и моногородами, были проведены в рамках проекта «Монопрофильные города и градообразующие предприятия». «Союз инвесторов» в рамках данного проекта осуществлял работы с проблемными городами. Проводимые работы позволили выявить причины, препятствующие развитию этих городов и разработать пути развития градообразующих предприятий, бизнеса и городов в целом. Результаты исследований были объединены в общий доклад, который был издан Экспертным институтом в форме пятитомного издания.

Оглавление

Введение.............................................................................................3

Глава 1. 6
1.1. История развития моногородов...................................7
1.2. Моногорода в других странах.......................................11
Глава 2. География моногородов в России....................................13
2.1. Специализация моногородов........................................15
2.2. 20
Глава 3. Проблемы моногородов....................................................22
3.1. Перспективы моногородов............................................25
3.2........................................................29
Заключение......................................................

Файлы: 1 файл

Проблемы моногородов в России.doc

— 511.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы моногородов

 

Вместе с тем, наибольшей остроты социальные и экономические проблемы, спровоцированные кризисом, достигли в моногороде Пикалево, каких на территории страны большинство. В классическом моногороде помимо ряда малых предприятий, носящих поддерживающие и обслуживающие функции, существует одно градообразующее, на котором обычно работает большая часть трудоспособного городского населения. Для обеспечения функционирования градообразующего предприятия работают одно или несколько профтехучилищ или техникумов. Кроме этого, градообразующее предприятие часто содержит ряд предприятий социального значения (больницы, ТЭЦ, подстанция, канализация). Единое устройство порождает одинаковые проблемы. Заложенная в СССР организация территориально-производственных комплексов, выводит проблему моногородов на передний план.

Таким образом, проблема, возникшая в Пикалево, могла возникнуть в любом другом моногороде. Внешне проблема была решена приездом Премьер-министра В.В.Путина в данный город и устроением образцово-показательного совещания для руководителей ведомств, города, области, завода, трудового коллектива и журналистов. Однако, на наш взгляд, проблема моногородов гораздо глубже и решить ее быстрыми методами невозможно. В этой связи приезд Премьера выглядит очень симптоматичным, проблемы моногородов уже не в состоянии решить в одиночку ни федеральные, ни региональные руководители, ни собственники бизнеса, ни муниципальные чиновники тем более, проблема требует масштабного государственного подхода.

В этой связи давайте честно спросим себя, нужна ли сейчас поддержка неэффективных градообразующих предприятий? Ведь, выделяя огромные средства из федерального бюджета, которые могут быть направлены на перспективные и прорывные проекты в других областях, мы не излечиваем умирающего, а лишь ненадолго продлеваем его жизнь. А это значит, что «проблема Пикалево» встанет завтра или послезавтра вновь, но хватил ли тогда государственных средств, чтобы временно закрыть образовавшуюся брешь? Но что тогда делать с людьми, что делать с существующей промышленной базой страны, во многом связанной единой нитью межотраслевого взаимодействия? Пикалево, Тольятти, Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Ульяновск, Иваново и еще сотни других моногородов – не только клубок социальных проблем и возможный очаг «социальных взрывов», но и хранители пусть во многом устаревших, но все же промышленных технологий, инженерных школ, кадров для промышленности.      Давайте признаем, наша промышленность – это отражение нашей технологической культуры и инженерной школы и она такая, какая она есть, какая была оставлена нам в наследство от Советского союза, и на инфраструктуре и технологических заделах которого, мы смогли прожить 16 лет. Давайте признаем и то, что сегодня этот технологический задел исчерпан.

Российская промышленность находится именно в таких серых, непривлекательных «Пикалево» и поэтому наша неотложная задача перейти от обсуждения необходимости модернизации к разработке плана и его реализации. В конце первой десятилетки 21 века на повестке дня России вновь модернизация. Используя собственный положительный опыт реализации крупномасштабных проектов, наработанный в СССР, используя опыт зарубежных стран, используя сегодняшний российский опыт управления, мы можем, синтезировав их, создать свои уникальные знания в решении уникальных российских проблем. Именно в моногородах должна происходить технологическая модернизация промышленности, именно там должны строиться новые предприятия, создавая производственные кластеры. Именно на опыте моногородов должны быть отработаны новые принципы территориального устройства страны, появления новых технологий, смена специализации территорий, переориентация трудоспособного населения, и интеграция данных регионов в мировую экономику.

Кризис четко указал на неэффективность нашей промышленности и «сырьевой» модели экономики. Игнорирование проблем модернизации навсегда отбросит Россию на задворки развитого мира.  Ранее проблему городов решали все индустриально развитие страны. Это сделали Германия, Италия, Франция, Англия, Япония, США. Перед нами задачи высшего порядка, на карте будущее страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Перспективы  моногородов

 

 

Кризис высветил, что значительная часть нашей экономики отстала, требует модернизации, перехода на современные рельсы. И моногорода - самые острые проявления этой болезни.  
 
Впрочем, наша страна не в первый раз (кстати, и не только она) столкнулась с этой проблемой. И тот план "лечения", который я хочу предложить, уже проверен практикой и в России, когда в 90-е годы прошлого столетия шла реструктуризация угольной промышленности, и другими государствами, например, при объединении ГДР и ФРГ. Итак, что надо сделать?  
 
Срочно провести инвентаризацию всех моно- и близких к ним городов по набору рисков. Необходимо посмотреть их с точки зрения перспектив. Сейчас в условиях кризиса это особо актуально и, может быть, даже лучше видно, чем года два назад. И уже потом выстраивать стратегию спасения. В каком-то из этих городов предприятие достаточно современное, оно может выпускать продукцию, которая необходима на российском и международном рынках. Да, не хватает инвестиций. Значит, надо их поискать. Или поменять собственника, конечно, через законные процедуры - аукционы, конкурсы, суды, договоренности и так далее. Это первый тип моногородов.  
 
Второй - противоположный, когда предприятие настолько старое, что его оборудование морально и физически устарело, квалификация работников низкая. Собственно, из-за этого оно и "лежит на боку". Тогда не надо за него цепляться. Такие предприятия необходимо закрывать, применять процедуру банкротства.  
 
Наконец, есть третья - промежуточная группа моногородов. Здесь на предприятии устарела лишь какая-то его часть. В него вполне можно вложить деньги, чтобы оно снова стало современным. Видимо, потребуется смена значительной части персонала: по квалификации или по набору специальностей. И тогда предприятие станет перспективным, будет снова давать продукцию, выплачивать заработную плату, предоставит хорошие рабочие места. Конечно, все надо просчитать. Как и для первой группы моногородов, должен быть очень развернутый бизнес-план, который делается с участием собственника, проф союза или представителей рабочего коллектива и, конечно, государства.  
 
Но в любом случае в каждом из этих трех вариантов под удар попадают люди. Разница лишь в масштабах уволенных. И здесь наступает второй этап "лечения" моногородов. Необходимо работать с каждой семьей, которая оказывается в зоне этого социального поражения. Не стесняясь и не глядя ни на какие временные и финансовые затраты, формировать в регионе бригады соцподдержки из экономистов, психологов, представителей бизнеса, общественности. Они должны обойти каждую семью и предложить ей выбор из очень большого количества вариантов. Назову только некоторые из них.  
 
Во-первых, это досрочный выход на пенсию, если уволенному осталось до нее, допустим, три-четыре года, и местный бюджет может взять на себя эти выплаты.  
 
Во-вторых, можно помочь людям открыть собственное дело. Для этого в антикризисных мерах правительства предусмотрена единовременная выплата 60 тысяч рублей. Но бывает, что этого недостаточно. Надо подумать, чем еще помочь, может быть, оборудованием, офисом, низкопроцент ным кредитом.  
 
В-третьих, дать людям новую специальность, которая будет востребована в городе после перепрофилирования предприятия. Кстати, после переобучения человек может переехать на новое место жительства либо работать на стороне вахтовым методом. Причем надо помочь людям туда добираться, разместиться в комфортных условиях, чтобы у них были официальные трудовые договоры с полноценной зар платой и социальными отчислениями. И все время, пока они таким образом работают, эти люди должны находиться под опекой государства. Человек должен знать, что в любой момент он может позвонить и сказать - мне этот вариант не подходит. И ему предложат другой.  
 
Да, в кризисных условиях все это очень сложно организовать. Но другого пути нет. Государство обязано следить за каждой семьей, как складывается ее судьба. И делать это уважительно к людям, которые достойны того, что о них заботятся. А не просто сбрасывать им с барского плеча пособие по безработице, а там - существуйте, как получится. Жители моногородов постоянно на протяжении нескольких лет должны чувствовать, что государство и общество их не бросили, что они будут востребованы.  
 
Хочу напомнить, что в 1990-е годы во время реструктуризации угольной промышленности в России создали специальную государственную комиссию, которую возглавляли вице-премьеры федерального правительства. И она координировала всю эту огромную кропотливую работу. В комиссию входили также представители профсоюзов, объединений работодателей, эксперты. По этой же схеме, на мой взгляд, должна быть выстроена и вертикаль решения проблемы моногородов. Недавно после событий в Пикалеве правительство тоже создало рабочую группу, в которую, насколько я знаю, входят одни чиновники. С моей точки зрения, этого недостаточно. В острой ситуации, понятно, без ручного режима управления не обойтись. Но это не выведет из комплексного и очень обширного кризиса сотни моногородов. Такую махину можно сдвинуть с места только в рамках диалога всех заинтересованных сторон. И с применением той последовательности действий, которую я описал. Тогда решение этой застаревшей проблемы станет еще и неотъемлемым элементом модернизации всей нашей страны. Ручное управление отойдет в прошлое, и мы действительно перейдем к современному обществу с быстро развивающейся экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Программа действия

 

Минимизация негативных последствий финансово-экономического кризиса для социального сектора моногородов Российской Федерации требует формирования нового дизайна взаимодействия регионов и корпораций. Для этого в первую очередь необходимо оценить значимость направлений социальных расходов. В первую очередь, с точки зрения обязательности и социальных гарантий, обеспечивающих достойное качество социальных услуг, и с точки зрения социально-политических рисков, которые могут возникнуть при сокращении финансирования этих направлений.

Приведенный анализ позволяет точно определить направления социальных расходов, которые могут быть сокращены в первую очередь без существенных последствий (менее 3 баллов). И приоритетные направления социальной сферы, которые требуют перераспределения ответственности (от 4 баллов и выше).

Зона ответственности органов власти

В условиях кризиса практически вся ответственность за социальную сферу будет перенесена на органы муниципальной и региональной власти. Именно у региональной власти в настоящий момент есть необходимые ресурсы для полноценного обеспечения социальных задач. Палитра возможных инструментов для поддержания нового дизайна взаимодействия государственной власти и корпораций в части социальной политики в моногородах включает следующие элементы:

    • Межбюджетные трансферты;
    • Привлечение средств федеральных фондов.
    • Муниципальные, региональные целевые программы;

 

 

Муниципальные и региональные целевые программы

Комплексные программы решения местных или региональных социально-экономических проблем.

 

Могут реализовываться самостоятельно или в рамках федеральных целевых программ.

 

Включают систему целевых индикаторов и приоритетов территориального или отраслевого развития.

 

Направлены на реализацию важных проектов, в том числе социальной направленности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

    • Федеральные целевые программы;

 

Федеральные целевые программы

Комплексные программы решения актуальных социально-экономических задач.

 

Финансируется из средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

 

Позволяют сформировать систему целевых индикаторов и приоритетов территориального или отраслевого развития.

 

Направлены на реализацию проектов федерального значения, в том числе социальной направленности.


 

 

 

 

 

 

 

 

    • Национальные проекты;

Национальные проекты

Ориентированы на развитие отраслей социальной сферы Российской Федерации, в том числе образования, здравоохранения и жилищных условий.

 

Финансирование проектов осуществляется из средств федерального бюджета (запланированные расходы в 2008 году: проект «Образование – 45,49 млрд. рублей, проект «Здоровье» - 145,8 млрд. рублей, проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» - 32,4 млрд. рублей).

 

Приоритетные направления национальных проектов соответствуют ключевым проблемам развития моногородов.


 

 

 

 

 

 

 

    • Региональные корпорации развития, создаваемые с привлечением федеральных и внебюджетных средств.

Региональные корпорации развития

Формируются на принципах государственно-частного партнерства с участием государственного и частного капитала.

 

Позволяют скоординировать инвестиционную деятельность государства и частных компаний.

 

Совмещают территориально-отраслевые интересы государства и бизнеса.

 

Позволяют привлекать внебюджетные источники финансирования для реализации проектов, имеющих стратегическое значение.


 

Оптимизация межбюджетных отношений, использование всех возможных инструментов позволит муниципалитетам компенсировать возросшую социальную нагрузку. Доля расходов предприятий на социальную сферу в городе не значительна для размеров регионального бюджета.

 

 

 

Совместная ответственность власти и бизнеса

Независимо от экономических и финансовых условий компании должны оценивать уровень своих социальных рисков, связанных с возможным ухудшением качества городской среды. Большая часть ответственности перейдет к органам власти, но политика предприятии должна предусматривать «страховые случаи», когда требуется принять участие в решении проблемы, чтобы избежать более серьезных социальных последствий.

К таким направлениям, например, относится финансирование закупок оборудования и расходных материалов для медицинских учреждений, для обеспечения гарантий стабильного качества медицинского обслуживания. Также, поддержка работы спортивных секций для детей и подростков, функционирования детских спортивных площадок, поддержка детских и юношеских творческих кружков, музыкальных занятий т.п. Разрушение функционирования системы дополнительной занятости и развития для детей и молодежи негативно может отразиться на работниках предприятия, и на будущем кадровом резерве предприятия. Перечисленные направления являются наименее затратными в социальной политике компаний.

 

Городские антикризисные программы

Нисходящие промышленные тренды снижают устойчивость и повышают энтропию в социально-экономической среде моногородов. В условиях возрастания неопределенности планирование социально-экономических процессов приобретает особую необходимость.

В связи с этим формирование нового дизайна взаимодействия регионов и корпораций должно сопровождаться стратегическим планированием развития территорий, в том числе разработкой стратегий развития городов и городских антикризисных программ.

Опыт подобных разработок имеют государства Европейского Союза, на территории которых расположены монопрофильные районы, в том числе Германия (Рур).

Система целеполагания разработки антикризисных программ должна быть основана на повышении стабильности городского развития. Помимо прочих задач, в городские антикризисные программы целесообразно включить алгоритм перераспределения функций корпораций и регионов в части поддержки социального сектора городов.

Социальный блок антикризисных программ для моногородов включает:

  1. Систематизацию направлений социальной политики;
  2. Установку системы приоритетов в социальной политике;
  3. Оптимизацию социальных расходы с точки зрения их необходимости для населения, значимости для региональных властей и корпораций;
  4. Повышение эффективность управления социальными объектами;
  5. Выбор оптимальных механизмов распределения ответственности между регионами и корпорациями с учетом ограниченности финансовых ресурсов.

Инициатором разработки антикризисных программ могут выступать как муниципальные и региональные власти, так и корпорации, предприятия которых являются градообразующими в моногородах.

При этом реализация программ в части перераспределения ответственности должна быть основана на открытом диалоге государства и бизнеса.

Результатом разработки и реализации антикризисных программ станет повышение эффективности государственных и корпоративных мер поддержки социального сектора, выбор палитры оптимальных государственных и частно-государственных инструментов, выделение приоритетных проектов и определение способов их реализации.

Информационная поддержка нового дизайна взаимодействия регионов и корпораций

Необходимым условием утверждения нового дизайна взаимодействия регионов и корпораций является  информационная поддержка кампании по перераспределению полномочий.

Информация о работе Проблемы Моногородов России