Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономическая теория, макроэкономика, исследует поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс, аграрно-промышленный комплекс, военно-оборонный комплекс, выявляет зависимости между важнейшими общеэкономическими показателями. В этом состоит предмет макроэкономики как раздела экономической науки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..
Глава первая. Макроэкономические показатели результативности рыночной экономики: сущность, виды и измерение……………………

Глава вторая. Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь: методы оценки, тенденции………………………………………………………………….

Глава третья. Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь………………………………………

Заключение……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсач11.docx

— 216.09 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………..  
Глава первая. Макроэкономические показатели результативности рыночной экономики: сущность, виды и измерение……………………  
 
Глава вторая. Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь: методы оценки, тенденции………………………………………………………………….  
 
Глава третья. Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь………………………………………  
 
Заключение……………………………………………………………….  
Список  литературы………………………………………………………..  
Приложение………………………………………………………………..  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение 

     Макроэкономическая  теория, макроэкономика, исследует  поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких  как государственный и частный  сектор, государственные финансы  и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс, аграрно-промышленный комплекс, военно-оборонный комплекс, выявляет зависимости между важнейшими общеэкономическими показателями. В этом состоит предмет  макроэкономики как раздела экономической  науки.

     В макроэкономике анализируются, например, последствия увеличения дефицита государственного бюджета для экономики, причины  резкого падения темпов экономического роста, от чего зависит снижение темпов инфляции. Этот перечень можно продолжать. Если в микроэкономике, например, изучают, от чего зависит цена продукта, то в  макроэкономике - уровень цен в  экономике в целом, то есть уровень  инфляции.

     Знание  макроэкономики необходимо для любого человека. Оно даёт возможность ориентироваться  в тех экономических процессах, которые происходят на уровне национальной экономики, понимать смысл происходящих событий, особенно действия правительства  в сфере экономической политики, оценивать возможные перспективы  и принимать решения в соответствии с этой оценкой.

     Особенно  знания макроэкономики необходимы для  экономистов и менеджеров. Оценка общей экономической ситуации, прогноз  важнейших макроэкономических показателей  требуется при принятии многих управленческих решений. Например, принимая решение  о расширении производства и дополнительных инвестициях, необходимо знать прогноз  общей экономической активности, возможных изменений ставок процента по долгосрочным кредитам, инфляционные ожидания, а также представлять себе как возможные изменения макроэкономических показателей связаны между собой.

     Милтон  Кайерс, президент "Star Sprinkler Corporation" (США, г. Милуоки), в лекции для слушателей Программы МВА в Российском университете дружбы народов сказал: «Значение  макроэкономики для менеджера растёт по мере его служебного роста в  рамках компании, а также по мере расширения масштабов её деятельности, тем более, когда компания начинает действовать за рубежом».[5 с 321 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

     

Макроэкономические  показатели результативности рыночной

     экономики: сущность, виды и  измерение 

     Республика  Беларусь расположена в центре Европы. По ее территории пролегают самые  короткие транспортные коммуникации, связывающие страны СНГ с государствами  Западной Европы. Беларусь имеет общую  границу с Польшей, странами Балтии, Россией и Украиной.

     Территория  Республики составляет 207 тыс.кв. километров, численность населения - около 10 млн. человек, 70% его сосредоточено в  городах. В столице Беларуси –  городе Минске - проживает около  одной пятой населения страны. В соответствии с административным делением Республика имеет шесть  областей. Государственными языками  являются белорусский и русский. Наиболее распространенные языки делового общения - русский, английский, немецкий.

     Республика  Беларусь - унитарное демократическое  социальное правовое государство (статья 1 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со статьей 8 Конституции  Республика Беларусь признает приоритет  общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Государственная  власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Беларусь - президентская  республика. Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

     Беларусь - одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального  продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как  автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производств

     подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных  удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии  является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт. Природные условия Республики Беларусь позволяют успешно производить  такие высокодоходные товарные виды продукции как молоко, говядина, свинина, мясо и яйцо птицы, зерно, картофель, лен-долгунец, сахарная свекла и др. Большое внимание уделяется техническому переоснащению промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию, наращиванию  экспортного потенциала аграрного  сектора. 
 
 
 
 
 
 

     С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в  жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство. Повсюду провозглашается  отказ от старых командно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции, уничтожению  государственной монополии. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней  командно- плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования – довольно сложный процесс. Сложность  обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных  явлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики, и обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

     Переживаемый  Республикой Беларусь экономический  кризис требует принятия комплексных  мер, направленных на его преодоление  и системное реформирование экономики. Инструментом такого согласования показателей  экономической политики может служить  макроэкономическая модель.

     В странах с развитой рыночной экономикой большинство среднесрочных макроэкономических моделей базируется на регрессионных  методах, которые по своей сути предполагают некоторую неизменность динамики технологических  факторов, результатов институциональной  деятельности и экономического поведения  в сравнении с базовым периодом. Представляется очевидной проблематичность подобного инструментария для моделирования  экономики переходного периода, отличающегося нестабильностью  экономических процессов. Более  того, применение моделей в переходной экономике было затруднено переводом  статистики Беларуси на принятую в  международной практике систему  национальных счетов и в этой связи  наличием слишком узкой информационной базы. Последнее делает объясняющую  способность модели весьма ограниченной. Необходимо также иметь в виду, что в переходный период не могут  быть использованы положения теории рыночной экономики без внесения в нее корректив. Применительно  к модели это касается, прежде всего, выбора факторов, объясняющих поведение  экономических показателей.

     C 1994 г. в НИЭИ Минэкономики Республики  Беларусь началась разработка  собственной среднесрочной макроэкономической  модели. Основная цель первого  этапа работы — создание комплексной  макромодели, позволяющей осуществить  прогноз взаимосвязанных потоков  материально-вещественных и денежно-финансовых  ресурсов в экономике республики. По аналогии с моделью Всемирного  банка в основу модели был  положен методологический принцип  потока финансовых средств, согласно  которому доходы одного сектора  служат расходами другого. При  этом в модели выделены четыре  внутренних сектора экономики  - домашние хозяйства, нефинансовые  предприятия, сектор государственного  управления, банковский сектор, а  также внешний сектор.

     Конечной  целью построения модели является разработка инструмента, который позволил бы в  зависимости от проводимой экономической  политики и развития экономической  конъюнктуры осуществлять прогноз  комплекса не противоречащих друг другу  счетов основных секторов экономики.

     Использование в модели принципа методологии потока финансовых средств автоматически  предполагает прогнозирование в  разрезе секторов экономики и  отслеживание движения потоков между  секторами. Каждый сектор имеет информационную базу для прогнозирования финансовых и нефинансовых потоков: сектор госуправления - государственная финансовая статистика; домашние хозяйства - баланс доходов  и расходов населения; банковский сектор - денежно-кредитный обзор; внешний  сектор - платежный баланс; в целом  по экономике - счет национального дохода и продукта. Исключение составляет лишь сектор нефинансовых предприятий, для прогнозирования показателей  которого информационная база отсутствует. Поэтому в рамках модели доходы и  расходы данного сектора определяются как балансирующие элементы между  соответствующими показателями национального  дохода и показателями секторов государственного управления и домашних хозяйств.

     Характерной чертой современного развития международных  экономических отношений является тенденция к увеличению степени  открытости национальных хозяйств. Участие  страны в системе международного разделения труда во многом обусловлено  степенью открытости ее национальной экономики по отношению к внешнему миру.

     Под малой открытой экономикой понимается экономика страны, которая осуществляет внешнеэкономические связи. В качестве макросубъекта помимо домашних хозяйств, фирм, государства выступает заграница (остальной мир). Экономическое развитие страны определяется не только состоянием макрорынков, но и мировых рынков. В условиях глобализации внешняя  торговля и развитие финансовых и  технических контактов с зарубежными  странами, а также связи в области  образования и культуры оказывают  растущее влияние на состояние национальных экономик отдельных стран. Открытая экономика представляет собой хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, существующими в мировой  экономике.

     Малая открытая экономика принимает такую  ставку процента, какая установлена  на мировых финансовых рынках. Под  малой открытой экономикой понимается экономика, которая представляет собой  небольшую долю мирового рынка. При  доступе на мировые финансовые рынки  подразумевается, что правительство  не препятствует международному заимствованию  и кредитованию.

     Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным – распался Советский Союз, разрушилась административно-командная  система планирования и регулирования  экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную  государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы  хозяйствования, адаптировать предприятия  к условиям конкуренции на мировых  рынках товаров и услуг.

     Сегодня Беларусь обладает достаточно сильной  промышленной базой, квалифицированной  рабочей силой, традициями экспорта товаров, она расположена вблизи как богатых западных рынков, так  и обширных рынков Востока. Наша республика ѕ одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального  продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как  автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных  удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии  является выпуск готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.

     Государственная политика Республики Беларусь в области  внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют  хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной  законом и не наносящей ущерб  экономике, сфере предпринимательской  деятельности.

     Главный торговый партнер Беларуси — Россия, товарооборот с которой в 2010 году составляет около 10 миллиардов долларов (58,7 процента общего товарооборота) . В  структуре экспорта на долю транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды) приходится 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовые  холодильники, телевизоры, подшипники, электронные интегральные схемы) — 13,8; химической продукции — 11,5; текстиля и изделий из него — 11,5; недрагоценных  металлов — 9,2 процента. В структуре  импорта 27,5 процента составляют минеральные  продукты; 15 — машины, оборудование, механизмы; 13 — продукция пищевой  промышленности; 12,5 — недрагоценные  металлы; 10,4 процента — химическая продукция. В Беларуси зарегистрировано около 1500 совместных предприятий с  иностранными партнерами. Объем производства продукции совместных предприятий  составляют более 20 миллиардов белорусских  рублей; экспорт — 210 миллионов долларов; импорт — 320 миллионов долларов. Приведенные  показатели свидетельствуют о сильной  ориентированности белорусского производства на внешние рынки, о том, что основными  внешнеэкономическими партнерами Республики Беларусь остаются страны СНГ и прежде всего Российская Федерация, с которой  у нас установились особые политические и экономические отношения в  рамках создания Союза двух государств.

Информация о работе Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь