Проблемы и перспективы экономического роста РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

С начала 1990-х годов для оценки достижений различных стран в наделении своих граждан возможностями прожить долгую и здоровую жизнь, получить необходимое образование и обеспечить достойный уровень доходов для себя и своей семьи, в мировом сообществе используется такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот сводный показатель развития человеческого потенциала, одним из основных составляющих которого является индекс ВВП, основанный на показателе валового внутреннего продукта на душу населения и относится к числу основных предпосылок успешного развития общества в целом и каждого его члена в частности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….
Понятие, типы и факторы экономического роста……………………………….
Проблемы в реализации концепции устойчивого развития экономики Республики Беларусь……………………………………………………………...
Противоречивость результатов экономического роста…………………….
Проблемы сохранения потенциала экономического роста……………….
Перспективы и тенденции устойчивого развития экономики Республики Беларусь……………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………………

Приложения……………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач1.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

 

    рис.2 Доля сектора услуг  в ВВП в 1999г.

     Беларусь  по-прежнему остается аутсайдером в  развитии частного сектора: по оценкам  ЕБРР, доля частного сектора в ВВП в Беларуси составляет всего 20% (последнее место среди всех стран с переходной экономикой).

     По  данным Всемирного банка, Беларусь в 1999 г. находилась на 19 месте среди 25 стран  с переходной экономикой по доле сектора  услуг в ВВП (после Беларуси в  списке находятся Узбекистан, Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Туркменистан и Албания, см. рис. 2). Принимая во внимание тесную корреляцию кумулятивного индекса либерализации и доли услуг в ВВП, такая позиция свидетельствует о медленном развитии рыночных институтов.

     Оценки  развития частного сектора и создания рыночной инфраструктуры, сделанные  Европейским банком реконструкции и развития, характеризуют ситуацию в Беларуси следующим образом:

  • приватизация крупных предприятий - оценка «1» (незначительная доля частной собственности);
  • малая приватизация - оценка «2» (значительная часть малых предприятий приватизирована);
  • управление и реструктуризация предприятий - оценка «1» (существование мягких бюджетных ограничений (нежесткая кредитная политика ослабляет финансовую дисциплину на уровне предприятий), несколько других реформ, направленных на содействие корпоративному управлению);
  • политика в отношении конкуренции - оценка «2» (законодательство и соответствующие институты введены; некоторое сокращение входных барьеров или принудительных действий по отношению к доминирующим фирмам);
  • фондовые рынки и небанковские финансовые институты — оценка «2» (появление фондовых бирж, брокерских фирм и индивидуальных брокеров; незначительная торговля  государственными  ценными бумагами и/или фондами, неразвитые законодательные и регулятивные рамки выпуска и торговли ценными бумагами).

     Средняя оценка Беларуси по этим показателям  равна 1,6 или «2-»; в Польше, например, она составляет 3,5, т.е. находится  между «3+» и «4-». Разница в 2,2 раза ясно говорит об уровне развития рыночных институтов и инфраструктуры в Беларуси. Хотя эти оценки касаются скорее функционирования институтов, нежели факта их существования - в Беларуси создано рыночное законодательство, эффективному функционированию которого препятствует множество подзаконных актов Президента, Совета министров, а также различных министерств и ведомств. 
 

Реструктализация экономики 

     В условиях перехода к рыночным отношениям обычно проявляются структурные  кризисы, в Республики Беларусь структурный  кризис порождён переходом от командно-административной системы к рыночным отношениям. Произошли существенные изменения в области собственности: кроме государственной собственности появились различные другие формы собственности. Стали образовываться местные рынки и на некоторые виды продукции отсутствует государственное ценообразование, т.е. «конкурентная среда» беларуской экономики вынуждает приспосабливаться, либо регулировать рыночные отношения.

     Необходимы  постепенные реформы, т.к. Белорусская  экономика оказалась неподготовленной к рыночной среде, что и породило инфляцию в таких гигантских размерах и безработицу в меньших размерах, но в связи с рядом факторов действующую не менее пагубно влияющую на наш уровень жизни, благосостояние население и т.д. Многие экономисты утверждают, что в Республике Беларусь цикличность отсутствует как таковая. В Беларуси одновременно растёт и инфляция, и безработица. Чтобы ликвидировать укоренившиеся в нашей экономике противоречия нужны «свежие мозги» и такой же взгляд на происходящее в нашей стране, со стороны правительства, нужны реформы, которые привлекут инвестиции, обновят производственную систему, создадут новые рабочие места.

     В существующей ситуации стагфляции мировые  экономисты «прописывают» два основных подхода к реструктализации экономики:

• Кейнсианский

• Монетаристский

     Наши  экономисты считают, что в нашем случае оптимальным будет симбиоз, этих подходов, в частности, в самое ближайшее время надо:

     1. Изменить распределение собственности 

     2. государство должно начать выдавать  кредиты для развития производства 

     3. субсидировать начинающего производителя

     4. привлечь инвесторов новыми проектами  развития экономики в целом 

     5. прекратить эмиссию 

     6. отказаться от политики «дешёвых»  денег.

     Белорусская экономика длительное время развивалась  на базе приоритетности отраслей производственного  назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. Наряду со структурными особенностями экономики Беларуси постсоветского периода, в качестве причин инфляции в нашей стране можно назвать:

     1. кризис в сфере производства, обусловленный его технической отсталостью, дефицитами, хроническими неплатежами;

     2. либерализацию цен в условиях  высокого монополизма, замедляющего  структурную перестройку;

     3. слабую вовлеченность белорусских  производителей в мировое разделение  труда, обусловленную не конкурентно способностью отечественной продукции;

     4. рост цен на сырье и энергоносители.

     Сочетание перечисленных факторов привело  к тому, что отечественные товаропроизводители  повышают цены на продукцию в соответствии с мировым уровнем, мало считаясь с падением спроса, компенсируя его уменьшением объемов производства.

     С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой  явился значительный рост издержек, обусловленный  повышением цен на сырье, труд и др.

     С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

     Во  всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы не инфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

     Долгосрочное  антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи —  уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.

     Для наращивания объема предложения  применяется такой метод, как  льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

     Цель  краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временно­го замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.  
 

Отраслевая  структура 

     Уровень развития промышленности в решающей степени определяет эффективность  экономики страны в целом, ее социально-экономический потенциал, жизненный уровень населения и роль в международном разделении труда. К началу 1990-х годов в развитии промышленного комплекса Республики Беларусь были достигнуты положительные результаты за счет ускоренного роста наукоемких производств, определяющих научно-технический прогресс. Темпы прироста таких видов продукции, как электронные и компьютерные изделия, точные приборы, в 2,5-3 раза опережали прирост традиционной продукции машиностроения.

     Однако  в 1991-1994 гг. по причине практически прекратившегося инвестиционного процесса, старения основных фондов, сокращения спроса, прежде всего, на наукоемкие изделия из-за развала военно-промышленного комплекса бывшего СССР, стала резко изменяться структура промышленности.

     В период 1991-1995 гг. наибольший спад (в 5 раз) произошел в топливной промышленности, практически полностью зависящей  от объемов импортируемой нефти, в производстве строительных материалов - более чем вдвое; в электроэнергетике  и легкой промышленности, функционирующих в основном на импортируемых сырьевых ресурсах - почти в 2 раза.

     Предпринятый  правительством комплекс антикризисных  мер позволил к концу 1995 г. обеспечить стабилизацию работы большинства секторов промышленности. В последующие годы промышленность в целом и ее ведущие  отрасли систематически, в качественно  новой структуре, наращивают объемы пользующейся спросом продукции.  
Итоги работы за 1996-2001гг. свидетельствуют, что подъем промышленного производства состоялся как в экспорториентированных отраслях (черная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообработка), так и в производстве строительных материалов, легкой и пищевой отраслях, работающих в основном на внутренний рынок.

     По  отдельным секторам (черная металлургия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) уже в 1997 г. достигнут объем производства продукции докризисного 1990 г. Другие отрасли (за исключением топливно-энергетического комплекса) и промышленность в целом смогут выйти на докризисный уровень производства в 2001-2002 гг.

     Реформирование  экономики сопровождается реструктуризацией предприятий промышленности. Число промышленных предприятий в 2001 году по сравнению с 1990 г. возросло в 1,5 раза, а средняя численность занятых на одном предприятии снизилась с 911 до 430 человек за счет активного разукрупнения и создания мелких и средних предприятий. Активизация процесса реструктуризации, осуществляемого на крупных промышленных предприятиях, начала давать положительные результаты не только в увеличении выпуска, но и в разработке и освоении новых, пользующихся спросом изделий. 
 
 
 

  1. Перспективы и тенденции устойчивого  развития экономики  Республики  Беларусь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

      Экономический рост в масштабе всей национальной экономики может быть представлен  как увеличение объема производства товаров и услуг за некоторый период времени. Важным является тот факт, что при анализе экономического роста во внимание принимается только изменение реального роста ВНП (ВВП). Тенденция изменения номинальных показателей не может рассматриваться как экономический рост. Следовательно, уточняя первое определение экономического роста, можно сделать вывод о том, что указанная категория представляет собой увеличение реального ВНП (ВВП) за период времени. Экономический рост обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем любого государства.

Информация о работе Проблемы и перспективы экономического роста РБ