Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа
Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей, а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, ухудшения условий жизни, добиться временного роста можно и за счет эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или лишен смысла.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Экономический рост……………………………………………………………..4
1.1 Понятие и значение экономического роста………………………………...4
1.2 Типы и показатели экономического роста………………………………….5
1.3 Факторы экономического роста……………………………………………..7
1.4 Меры государственного регулирования, стимулирующие процесс экономического роста………………………………………………………12
2 Проблемы и риски экономического роста в России………………………….15
2.1 Темпы и качество экономического роста…………………………………15
2.2 Банковская система России как катализатор экономического роста……18
2.3 Проблема инновационного развития российской экономики…………...23
2.4 Низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения………………………………………………….27
3 Государственное регулирование экономического роста в России…………..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………
37
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
«Проблемы и риски экономического роста
в России на современном этапе»
Выполнила: Новоселова Е.А.
группа ЭБ-210
Руководитель: Куклин А.В.
Киров 2008
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………….
1 Экономический рост……………………………………………………………..4
1.1 Понятие и значение экономического роста………………………………...4
1.2 Типы и показатели экономического роста………………………………….5
1.3 Факторы экономического роста……………………………………………..7
1.4 Меры государственного регулирования, стимулирующие процесс экономического роста………………………………………………………12
2 Проблемы и риски экономического роста в России………………………….15
2.1 Темпы и качество экономического роста…………………………………15
2.2 Банковская система России как катализатор экономического роста……18
2.3 Проблема инновационного развития российской экономики…………...23
2.4 Низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения………………………………………………….
3 Государственное регулирование экономического роста в России…………..30
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей, а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, ухудшения условий жизни, добиться временного роста можно и за счет эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или лишен смысла.
Проблемам экономического роста в любой стране мира уделяется пристальное внимание, будь то высокоразвитая Япония, пытающаяся осуществить наиболее полно свои широкомасштабные экономические программы и реализовать поставленные экономические цели, или Россия пытающаяся выполнить программу Международного валютного фонда, чтобы получить очередной кредит. Поэтому эта тема довольно актуальна не только для экономистов, но и для политиков, юристов и вызывает неподдельный интерес.
Целью данной курсовой работы является выявление основных наиболее острых проблем роста российской экономики, их влияния на социально-экономическую деятельность и жизнь общества, а также нахождение путей их решения, реализуемых государством.
1 Экономический рост
1.1 Понятие и значение экономического роста
В тесной взаимосвязи с теориями экономического равновесия, сбалансированности и пропорциональности народного хозяйства находится теория экономического роста. Принципиальное отличие между ними заключается в том, что при анализе экономического равновесия, сбалансированности национальной экономики основное внимание уделяется условиям и способам обеспечения и удержания экономической системы в равновесном, сбалансированном состоянии, тогда как в теории экономического роста центральной проблемой является увеличение масштабов общественного производства на основе количественного наращивания факторов производства и качественного их совершенствования.
Для обеспечения все более полного удовлетворения потребностей людей каждой стране приходиться добиваться устойчивого увеличения своих производственных возможностей. Этот процесс называют экономическим ростом. Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становиться возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.
Экономический рост может измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостный рост). Первый способ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфляции), но не универсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий). Второй способ употребляется чаще, однако, не всегда возможно до конца исключить воздействие инфляции. Правда, в статистике ряда стран измеряют макроэкономический рост на базе роста производства наиболее важных для экономики товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства.
Экономический рост рассматривается как важнейшая экономическая цель. Увеличение общественного продукта в расчете на душу населения означает повышение уровня жизни. Рост материального проекта влечет за собой рост материального изобилия и отвечает принципу минимизации издержек. Растущая экономика обладает большей способностью удовлетворить новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне. Растущая экономика характеризуется приростом годового реального продукта, который может использоваться для более эффективного удовлетворения существующих потребностей или для разработки новых программ. Увеличение реальных заработков расширяет круг возможностей, доступных для любой семьи. Экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов.
1.2 Типы и показатели экономического роста
Экономический рост бывает двух типов: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный экономический рост характеризуется увеличением объемов общественного производства путем количественного наращивания одних и тех же в качественном отношении факторов производства (средств производства и рабочей силы), расширения поля деятельности. В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума производства продукции ставится в зависимость главным образом от состояния экономических ресурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса.
Интенсивный экономический рост связан с увеличением объемов общественного производства путем вовлечения в хозяйственный оборот более совершенных в качественном отношении факторов производства и технологий. Кроме того, в условиях НТП и происходящих колоссальных структурных сдвигов интенсивный экономический рост может характеризоваться нулевым или незначительным приростом национального продукта, но сопровождаться существенным повышением качественных характеристик выпускаемой продукции. Наиболее четко данный аспект экономического роста находит проявление на мезоуровне, т.е. на уровне отдельных отраслей промышленности. Важнейший фактор интенсивного экономического роста - повышение производительности труда. Этот показатель можно представить в виде дроби: ПТ=П/Т, где ПТ- производительность труда, П - созданный продукт в натуральном или денежном выражении, Т- затраты единицы труда (например, человеко-час).
Показатели экономического роста
Показателями экономического роста являются темпы роста или прироста ВВП (ВНП) или национального дохода (НД) за определенный промежуток времени, или те же показатели, но соотнесенные с численностью населения страны, т.е. ВВП (ВНП) или национальный доход, приходящиеся на душу населения.
Абсолютные и удельные показатели позволяют оценить экономический рост с различных позиций. Темпы роста ВВП (ВНП) и их абсолютная величина в большей степени подходят для оценки наращивания экономической мощи государства, его военно-стратегического потенциала, политического влияния на международные отношения, его места и роли в геополитической расстановке сил.
Удельные показатели позволяют более точно определить социально-экономическое благополучие нации, уровень жизни населения отдельных стран, региональных и иных их группировок.
Как уже отмечалось, мерой экономического роста служат темпы прироста реального ВВП (ВНП) или НД (в процентах):
ВВП'=----------------------* 100 или
ВВПt-1
НДt –НДt-1
НД'=------------------* 100,
НДt-1
где ВВП' и НД' — темпы прироста соответственно валового внутреннего продукта и национального дохода; ВВПt и НДt - величины соответственно валового внутреннего продукта и национального дохода в исследуемом году; ВВП t-1 и НД t-1 — величины соответственно валового внутреннего продукта и национального дохода в году, предшествовавшем исследуемому.
При этом не следует забывать, что, когда речь идет о приросте реального ВВП или НД, они измеряются в неизменных, т.е. в единых ценах. Если расчеты ВВП или НД в исследуемом и предшествовавшем годах осуществились в текущих ценах этих лет, то необходимо внести поправку на величину дефлятора.
Теперь обратимся к удельному показателю, т.е. ВВП, приходящемуся на душу населения. Он исчисляется по следующей формуле:
ВВПд.н. =ВВП/Ч ,
где ВВПд.н. — ВВП на душу населения страны; Ч – численность населения страны (9, С. 574 – 575).
1.3 Факторы экономического роста
Природные ресурсы
Определяющими факторами, которые воздействуют на экономический рост, являются, прежде всего, количественное наличие природных и трудовых ресурсов и их качественное состояние. Под природными ресурсами понимается вся совокупность составляющих природно-климатических условий для осуществления процесса общественного производства: плодородие почвы, климат, полезные ископаемые недр, леса, богатство рек, озер и морей, девственные земли и пространства, не затронутые антропогенной деятельностью. Это так называемые даровые силы природы, которые ставятся на службу человеку. Бедность или богатство их, несомненно, существенно воздействуют на возможность осуществлять те или иные виды производственной деятельности.
Вместе с тем необходимо помнить, что только рачительное и бережное отношение к дарам природы может обеспечить социально-экономическое процветание ныне здравствующего поколения и наших потомков. Это непременное условие сохранения приемлемой для человека среды обитания и предпосылки для поддержания в равновесном состоянии самовоспроизводящейся биологической системы. Россия располагает всеми природными ресурсами, как ни одна страна в мире. Несмотря на вовлеченность их в значительных масштабах в хозяйственный оборот, она располагает и огромными девственными пространствами, по которым с нею не может сравниться ни одно государство.
Трудовые ресурсы
Трудовые ресурсы — наиглавнейший фактор экономического роста, от состояния которого зависит возможность вовлечения в хозяйственный оборот других ресурсов, использования и взаимодействия других факторов. Потенциал трудовых ресурсов зависит от численности населения, его половозрастной структуры, уровня общего и профессионального образования, развития науки, которые через человеческий фактор обеспечивают взаимодействие непосредственно живого труда в производстве с всеобщим и совместным трудом, т.е. взаимодействие и кооперацию различных уровней труда современников и предшествовавших поколений. В условиях научно-технического прогресса и трансформации его в технологический на первое место, как никогда прежде, выдвигается человеческий фактор, но не просто как главная производительная сила (в этом качестве труд всегда был, есть и будет на первом плане), а как исходная, содержательная и результирующая составляющая процесса общественного воспроизводства. Исходный момент связан с обеспечением условий для взаимодействия человека с уже имеющимися передовыми средствами производства. А это и общеобразовательная, и культурная, и профессиональная подготовка работника, которые обеспечивали бы ему высокую мобильность в сфере приложения своих сил, умений и знаний.
Содержательный момент определяется тем, что характер взаимодействия человека с техникой определяется принципами эргономики[1], в соответствии с которыми центром производственной системы становится не машина, а человек, заступающий на ее место и приспосабливающийся к требованиям обеспечения максимума условий для проявления своих физических, интеллектуальных и духовных сил.
Результирующий момент вытекает из переоценки ценностей в рамках конечной цели функционирования производственной системы, когда наряду с производимыми благами в качестве ее продукта рассматривается сам человек, прежде всего с его интеллектуально-духовными достоинствами и запросами, предъявляемыми социально-экономической системе, частью и основой которой он сам является. Смена ориентиров предполагает и переориентацию общественного производства в возрастающей степени с материального достатка и благополучия на духовно-культурное благосостояние человека и общества как имманентные составляющие бытия их природы. Отсюда вытекает требование дальнейшего развития объективно проявившей себя тенденции оттеснения материального производства на второй план и выхода на арену сфер, формирующих, развивающих и обеспечивающих истинное духовно-культурное благосостояние человека.