Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа
Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей, а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, ухудшения условий жизни, добиться временного роста можно и за счет эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или лишен смысла.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Экономический рост……………………………………………………………..4
1.1 Понятие и значение экономического роста………………………………...4
1.2 Типы и показатели экономического роста………………………………….5
1.3 Факторы экономического роста……………………………………………..7
1.4 Меры государственного регулирования, стимулирующие процесс экономического роста………………………………………………………12
2 Проблемы и риски экономического роста в России………………………….15
2.1 Темпы и качество экономического роста…………………………………15
2.2 Банковская система России как катализатор экономического роста……18
2.3 Проблема инновационного развития российской экономики…………...23
2.4 Низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения………………………………………………….27
3 Государственное регулирование экономического роста в России…………..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………
Одной из главных причин невысокого уровня развития банковской системы является слабость ее ресурсной базы и ограниченность проходящих через нее денежных потоков. Это обусловлено, прежде всего, значительным налично-денежным обращением, неразвитой системой рефинансирования банков и циркуляцией огромных финансовых средств в системе Казначейства и банках-нерезидентах.
Между тем, в нашей стране не сформирована рыночная инфраструктура инвестиций – нет рыночных фондов «длинных денег», откуда черпаются инвестиции. В отличие от других рыночных стран, в России можно взять инвестиции в основном из банковской системы.
России нужна гораздо более крупная и мощная банковская система, чем существует сегодня. Она должна быть устойчивой и вызывающей доверие у граждан и предпринимателей. Для этого необходимо осуществить банкизацию России.
Банкизация – это разветвленная кредитная инфраструктура, географически и по отраслям пронизывающая всю территорию России банковскими отделениями, предоставляющими своим гражданам широкий спектр финансовых услуг. Это условия для долгосрочного кредитования, это насыщение экономики инвестиционными и кредитными ресурсами, доступными для каждого гражданина, по всей территории России. Цель банкизации – выведение России на новый уровень общественного сознания, переход от философии перераспределения благ, доминировавшей в советские годы, к философии внутренней свободы и индивидуальной ответственности каждого гражданина. Именно кредитный механизм позволяет человеку социализироваться, сделать правильный выбор между пассивным ожиданием приказа начальника и активными действиями по самостоятельному улучшению условий своей жизни. Распоряжаясь собственными и заемными средствами по своей воле, гражданин с большей ответственностью относится к своему труду, поступкам и тратам. Чем больше в обществе свободных, социально ответственных граждан, тем быстрее это общество достигает высокой ступени развития.
Идея банкизации России получила сущностное наполнение в принятой на Съезде программе «Национальная банковская система России 2010 – 2020». Направления приложения усилий по банкизации России – это и решение имеющихся «болевых точек» в российской банковской системе.
Система рефинансирования российских банков становится одним из решающих условий поддержания их текущей ликвидности и бесперебойного осуществления расчетов. В последние годы Банк России уделяет все большее внимание развитию операций рефинансирования кредитных организаций. Тем на менее, механизм рефинансирования банков, существующий в настоящее время, нуждается в коренном реформировании.
Известно, что ставки рефинансирования в России выполняют чисто фискальную роль и прямое влияние на рынок не оказывают. Денежное предложение формируется через покупку валюты, то есть фактически вне связи с реальным денежным спросом и стоимостью денег на внутреннем рынке. Ставки рефинансирования не формируют рынок, а идут вслед за ним, лишь фиксируя то, что на рынке уже и так сложилось. Поэтому участники вынуждены обходиться без механизмов рефинансирования, использование которых к тому же ограничено узким кругом инструментов.
Вместе с тем, очевидно, что именно ставка рефинансирования должна быть ориентиром для всех участников рынка, являясь мощнейшим рычагом экономической политики.
Для того чтобы ставки рефинансирования реально заработали, необходимо, чтобы и сами механизмы рефинансирования стали действенным инструментом. Деньги должны в первую очередь формироваться через внутренние денежные механизмы, а не притекать извне. Через них ликвидность будет поступать на рынок с учетом реальных потребностей и спроса внутренних участников рынка.
В долгосрочной перспективе на развитие банковской системы России определяющее влияние будут оказывать состояние и тенденции развития реального сектора экономики страны. Спрос на банковские услуги и его структуру все в большей степени будут определять темпы прироста ВВП, инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, изменения в отраслевой и секторальной структуре (особенно рост сферы услуг), динамику реальных доходов населения и структуру их использования, уровень инфляции.
Как отмечает Г. Тосунян (доктор экономических наук, президент Ассоциации российских банков), по мнению большинства экспертов, экономика в ближайшие 15 лет будет воспроизводить либо активную модель усиления инновационной компоненты экономического роста (сверхбыстрая индустриализация и модернизация, внедрение инновационных подходов), либо пассивную модель, которая продолжит инерционное развитие (сохранение умеренно-консервативной динамики, определяемой экспортом энергоресурсов и сырья)[*].
Очевидно, что национальным интересам страны в большей мере отвечает первый, активный вариант, предполагающий более высокие темпы экономического роста, масштабные сдвиги в структуре экономики, активизацию внутреннего рынка. Реализация этих вариантов, и особенно первого, возможна только в случае, если будет сделан акцент на приоритетную и ускоренную реализацию Программы «Национальная банковская система России 2010 – 2020».
В своей статье Г. Тосунян говорит, что для достижения темпов экономического развития, предусмотренных Программой, необходимы следующие темпы роста основных показателей банковской системы и приводит их в следующей таблице*.
Таблица 1 – Темпы роста банковской системы РФ
Показатель на конец года |
| 2005 (факт) | 2010 (прогноз) | 2020 (прогноз) |
Активы | млрд. руб. | 9 750 | 28 800 | 93 500 |
% к ВВП | % | 45 | 70 | 95 |
Среднегодовые темпы прироста в период |
| 2000 – 2005 | 2006 – 2010 | 2011 – 2020 |
% | 32,1 | 24 | 12,5 | |
Капитал |
| 1 242 | 3 740 | 13 510 |
% к ВВП | % | 5,7 | 9,6 | 13,8 |
К активам банков | % | 12,7 | 13,3 | 14,8 |
Среднегодовые темпы прироста в период |
| 2000 – 2005 | 2006 – 2010 | 2011 – 2020 |
% | 33,6 | 25,1 | 13,7 |
Среднегодовой прирост активов в текущих ценах в период 2006 – 2010 годов должен составить более 24%, в период 2011 – 2020гг. – более 12,5%. То есть темпы среднегодового прироста активов банковской системы должны в период 2006 – 2010 годов опережать темпы прироста ВВП России в текущих ценах в 2 раза, а в период 2011 – 2020 годов – на 20 – 40%.
Темпы прироста собственного капитала банковской системы должны быть выше, чем прирост активов, учитывая ужесточение требований к достаточности капитала. В период 2006 – 2010 г. Ежегодный прирост капитала банковской системы должен превышать 25%, а в период 2011 – 2020 годов – 13%.
Только при достижении указанных выше темпов прироста активов и капитала банковская система страны существенно расширит объемы кредитования нефинансового сектора.
Увеличение масштабов банковской системы России и усиление ее роли в экономике приведет к тому, что даже относительно небольшое изменение параметров банковской системы, будь то уровень капитализации, степень участия государства, доля иностранного капитала или что-либо другое, незамедлительно отразится в макроэкономических показателях страны в целом.
Таким же образом банковская система может оказать влияние на экономический рост и через развитие социальной сферы: ориентация банковских продуктов на удовлетворение нужд конечных потребителей и развитие региональных банковских сетей приведет к росту покупательной способности населения и включению в оборот средств, «замороженных» на руках у населения.
Банковская система России реально может стать катализатором экономического роста, стать «дружественной» по отношению к потребителям ее услуг, помогая им развиваться. При таком подходе банковская система будет способствовать укреплению экономических позиций страны и российского бизнеса на международных рынках. Развитая кредитная система создает у населения возможности для самореализации, стимулирует предпринимательство, способствует повышению жизни людей. И наоборот, проблемная и неразвитая банковская система ослабляет экономику и снижает ее экономическую, социальную, а, в конечном счете, и политическую конкурентоспособность (7, С. 19 - 31).
2.3 Проблемы инновационного развития российской экономики
Для обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг.
Под инновационной экономикой понимается экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, иначе производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.
Информационные технологии, компьютеризованные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность (например, автоматизация проектирования и технологической подготовки производства, автоматизированный контроль за ходом производства, автоматизация ведения финансово-бухгалтерской отчетности и организационно-
Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества. Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она способна поднять экономику страны на очень высокий уровень. Инновационную инфраструктуру понимают как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управленческих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения.
Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является опережающее создание в регионах России эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг должен охватывать наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности. Мониторинг, как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать функция автоматизированного мониторинга структурных преобразований в регионе. Так как в некоторых регионах нашей страны наблюдается недостаток инноваций в экономике, то представляется целесообразным создание в регионах автоматизированных центров инновационно-информационного обеспечения (АРЦИ) для постоянного поддержания обновления и эксплуатации инновационных банков данных и знаний.