Проблемы и риски экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей, а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, ухудшения условий жизни, добиться временного роста можно и за счет эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или лишен смысла.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Экономический рост……………………………………………………………..4
1.1 Понятие и значение экономического роста………………………………...4
1.2 Типы и показатели экономического роста………………………………….5
1.3 Факторы экономического роста……………………………………………..7
1.4 Меры государственного регулирования, стимулирующие процесс экономического роста………………………………………………………12
2 Проблемы и риски экономического роста в России………………………….15
2.1 Темпы и качество экономического роста…………………………………15
2.2 Банковская система России как катализатор экономического роста……18
2.3 Проблема инновационного развития российской экономики…………...23
2.4 Низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения………………………………………………….27
3 Государственное регулирование экономического роста в России…………..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Эконом.теория.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Создание на уровне регионов отраслей и предприятий подобной принципиально новой информационной структуры – автоматизированной интегрированной информационной системы, ориентированной на комплексное информационное обеспечение инновационной экономики, будет способствовать успешному решению важнейшей задачи инновационной экономики государства: обеспечению конкурентоспособности предприятий отраслей, регионов и страны в целом.

Становление инновационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализации в регионах сложных инновационных проектов. Для этого необходима государственная поддержка инновационных процессов. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельности требуют от региональных органов управления вырабатывать ответственную политику по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе, активизировать взаимодействие по данной проблеме региональных органов управления с федеральными. Главной формой такого взаимодействия должны стать научно-технические программы: государственные, финансируемые из федерального бюджета, и региональные – с долевым финансированием государства и региона.

Необходимо выделить следующее положение. В условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) должно измениться отношение к главной производительной силе общества – человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной региональной и федеральной проблемой.            

Инновационная практика (производство наукоемких инновационных услуг в широком смысле) требует оборотного капитала. Получить этот оборотный капитал (например, кредит) в современных условиях без специальных мер практически невозможно. В инновационной экономике для устранения недостатка оборотного капитала необходимо объединить под единым управлением инновационную и инвестиционную функции. Такое объединение будет способствовать повышению заинтересованности исполнителей в успешном осуществлении всех этапов инновационно-инвестиционного цикла, которая может быть достигнута при ориентации всех исполнителей на конечный результат.

Итак, инновационное развитие – одна из трудно решаемых проблем российской экономики. Несмотря на многочисленные и давно принимаемые решения, постановления и программы научно-технического развития, значительных улучшений пока нет.

В последнее время появились многие из предпосылок для развития инновационной экономики, улучшается финансовое положение страны. При этом обнадеживающе выглядят и ближайшие перспективы обеспечения финансовой устойчивости экономики, сохранения ее денежных сбережений; имеются в основном достаточные для постепенного перехода к инновационному развитию заделы, интеллектуальный, технико-технологический потенциал; развиваются финансовая и инновационная инфраструктуры; финансовые механизмы и инструменты банковского и внебанковского финансирования приближаются к общемировому уровню; правительство многократно в программах развития экономики, постановлениях и распоряжениях декларирует необходимость перехода промышленности на инновационный путь развития, формирует программу действий, усиливает законодательно-правовую, а в некоторых случаях и налоговую поддержку этого направления.     

В целях стимулирования инновационного развития Правительством РФ разрабатывается программа, направленная на создание условий для развития инновационных отраслей экономики. Но весомые результаты пока только ожидаются (5).

 

2.4 Низкий уровень интеграции российской экономики в

международные экономические отношения

 

Современный этап развития мировой экономики характеризуется растущим уровнем глобализации. Важную роль играет не только объем внешнеторгового оборота, но и участие в международных экономических  процессах, место российской экономики в мировых "цепочках" создания добавленной стоимости.

Российская экономика характеризуется крайне невысокой степенью диверсификации экспорта, неэффективным использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг и продукции наукоемких отраслей (15).

Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основными из них являются следующие: уровень и динамика движения национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении. Следует отметить, что Россия как составная часть бывшего Советского Союза, а ныне как суверенное государство оказывает недостаточное воздействие на МРТ и на интеграционные процессы в международной хозяйственной жизни, поскольку оставалась в течение значительного периода времени в стороне от главных мирохозяйственных процессов. В новых условиях страна начинает снимать многие препятствия, которые мешали активному и масштабному ее вовлечению в интеграционные процессы. Однако болезненные явления, которыми сопровождалась экономическая и политическая перестройка в России и других странах на территории бывшего СССР (крутое падение производства, резкое сокращение инвестиций, разрыв производительных связей, нарастающая инфляция и др.), ведут к тому, что роль России в мировой экономике и в МРТ не только не возрастает, а сокращается. 

Россия как суверенное государство делает, по существу, лишь первые шаги на мировой арене. В этих условиях предстоит в сжатые сроки разработать долговременные, научно обоснованные приоритеты внешней, в первую очередь внешнеэкономической, политики страны. В этих условиях предстоит решить многие проблемы ограниченного вхождения России в мировое хозяйство, использования в полной мере возможностей МРТ для решения своих внутренних задач, географических и структурных проблем внешнеэкономических связей. Предстоит не просто провозгласить переход России в течение определенного срока к экономике открытого типа, но и принять соответствующие решения по практической реализации этого курса. Более глубокого анализа, осмысления и отражения в соответствующих программных документах средне- и долгосрочного характера требуют принципиальные вопросы экономических взаимоотношений России со странами ближнего и дальнего зарубежья. В условия перехода России к рыночной экономике инвестиционное сотрудничество, равно как и внешнеэкономическая деятельность в целом, полностью утрачивает свою прежнюю идеологическую функцию, а поэтому может осуществляться на основе критериев эффективности и коммерческой выгоды. Необходима разработка долговременной, хорошо обоснованной концепции и опирающейся на нее стратегии внешнеэкономических отношений России с развивающимися странами, как в целом, так и в перспективе стран-партнеров. Различное наполнение отношений по отдельным направлениям и странам должно опираться на объективные факторы – уровень и предполагаемые тенденции экономического развития стран, их экономические потенции, экспортные и импортные возможности и ряд других.

В долгосрочном внешнеэкономическом прогнозировании России следует исходить из представления о возрастающей общности интересов отдельных регионов и даже континентов, вместо того, чтобы вычленять отдельные страны и ранжировать их по степени приоритетности. Россия стремиться сохранить, по возможности, глубокую интеграцию со всеми без исключения бывшими республиками СССР. Вместе с тем ясно, что в пространстве бывшего СССР нецелесообразно, строить какую-то систему взаимоотношений. Происходит их дифференциация.

Правительственная программа России определяет главные направления, по которым будет развиваться экономическое взаимодействие. Это торговля, денежно-кредитные и платежно-расчетные отношения, совместная деятельность, в том числе совместные инвестиционные программы, функционирование межгосударственных хозяйственных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3        Государственное регулирование экономического роста в России

 

В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей. Российская экономика обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.

В своей статье «О стратегии экономического развития России» С. Глазьев описывает основные направления развития устойчивого состояния экономики и экономического роста России. Рассмотрим некоторые из них.

Макроэкономические условия устойчивого экономического роста. Для перевода начавшегося оживления экономики в режим устойчивого экономического роста требуются следующие макроэкономические условия. Они включают: нормализацию системы денежного обращения и формирования механизмов кредитования производственной деятельности; снижение процентных ставок, снижение налогообложения производственной и инвестиционной деятельности, исправление ценовых диспропорций, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.

Для повышения инвестиционной активности и экономического роста нужно осуществить следующие меры по ликвидации «узких мест» в системе государственного регулирования денежного обращения.

Во-первых, должны быть устранены основные причины демонетизации экономики. Для этого необходимо перейти к регулированию ставки рефинансирования с ее постепенным снижением до уровня, не превышающего среднюю норму рентабельности внутренне ориентированных секторов экономики. Уровень денежного предложения следует привести в соответствии со складывающимся спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы.

Во-вторых, по мнению С. Глазьева, нужно формировать механизмы долгосрочного дешевого кредита, преобразовав Стабилизационный фонд в Бюджет развития и создав полноценные институты развития.

В-третьих, следует прекратить отвлекать денежные ресурсы из производственной сферы.

В-четвертых, важно обеспечить защиту отечественной банковской системы от поглощения международными банками, ограничив присутствие последних на российском рынке разумными пределами.

В-пятых, необходимо резко сократить наличную составляющую денежной массы. Для этого требуются меры по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих информационных технологий в торговле и сфере финансовых услуг. Они будут содействовать повышению эффективности денежного обращения.

В результате осуществления предлагаемых мер политика денежного предложения станет соответствовать обоснованному спросу на деньги. Сочетание государственного контроля над эмиссией денег и целевого регулирования денежных потоков обеспечит удержание инфляции и процентных ставок на низком уровне, нормализацию платежного оборота, оздоровление финансового положения производственных предприятий и подъем инвестиционной активности.

Формирование российской инвестиционной системы. В современных условиях в качестве основного механизма повышения инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы обеспечения инвестиционной активности, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут функционировать как дополняющие первый. В дальнейшем их значение будет возрастать.

Государственная система банков развития должна состоять из Российского банка развития, реализующего задачу привлечения инвестиций в приоритетные направления экономического роста, и специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах российской экономики. Необходима также активизация инвестиционной политики правительства, включающая восстановление Бюджета развития и института государственных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, возложение функций его исполнения на Банк развития.

В результате такая система будет трансформировать накапливаемые и вновь создаваемые денежные ресурсы в кредитование производства и инвестиции, авансируя экономический рост.

Обеспечение добросовестной конкуренции. Выход на траекторию устойчивого экономического роста предполагает формирование механизмов расширенного воспроизводства, связывающих процессы производства, увеличения доходов населения, расширения конечного спроса, накопления сбережений и подъема инвестиций. Это требует применения государственного регулирования для оздоровления конкурентной среды и активации конечного спроса.

В сфере ценообразования необходимо устранить завышение цен на продукцию монополизированных отраслей экономики. Формы государственного контроля над ценообразованием должны определяться условиями конкуренции: от прямого регулирования тарифов на услуги естественных монополий до мониторинга цен на продукцию, производимую и поставляемую на рынок в конкурентных условиях. При этом государство не должно подменять рыночное ценообразование бюрократическим произволом. Его задача – исключить злоупотребления и установление какого-либо контроля над рынком в целях завышения цен, обеспечить максимальную свободу конкуренции.

Информация о работе Проблемы и риски экономического роста