Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа
Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей, а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, ухудшения условий жизни, добиться временного роста можно и за счет эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или лишен смысла.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Экономический рост……………………………………………………………..4
1.1 Понятие и значение экономического роста………………………………...4
1.2 Типы и показатели экономического роста………………………………….5
1.3 Факторы экономического роста……………………………………………..7
1.4 Меры государственного регулирования, стимулирующие процесс экономического роста………………………………………………………12
2 Проблемы и риски экономического роста в России………………………….15
2.1 Темпы и качество экономического роста…………………………………15
2.2 Банковская система России как катализатор экономического роста……18
2.3 Проблема инновационного развития российской экономики…………...23
2.4 Низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения………………………………………………….27
3 Государственное регулирование экономического роста в России…………..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………
Капитальные ресурсы
Именно эти трансформационные процессы в общественном производстве, социальной жизни человека все более убедительно указывают на то, что трудовые ресурсы, человеческий фактор претерпевают невиданные качественные изменения по превращению их в человеческий капитал, которому должен быть подчинен и должен служить материальный, денежный капитал. Намечается тенденция перехода господства от финансового капитала к человеческому капиталу как проявлению труда во всех его ипостасях, в их единстве и противоречии.
Следующий фактор производства — капитал. Несмотря на наметившиеся новые тенденции в общественном производстве, в нынешней рыночной экономике он занимает господствующее положение по отношению к труду, но с точки зрения не вклада его в создание общественного продукта, а его организующего начала в общественном производстве, его функций управления и риска, стремления к эффективной отдаче, конкурирующей силе. Необходимо трезво смотреть на реальную действительность и те общественные функции, которые выполняет капитал в хозяйственной жизни общества, как бы мы ни оценивали его с позиций отдаленной перспективы.
Кардинальные изменения могут произойти лишь при развертывании двух взаимодополняющих процессов. Это, во-первых, процесс трансформации трудовых ресурсов в реальный человеческий капитал как решающая предпосылка установления царства труда. Другим же процессом является диффузия капитала как способ объективного соединения работника и собственника в едином лице и как единственно остающееся незадействованное средство капиталом с целью ускорения своего самовозрастания и повышения уровня эффективного функционирования. Это два взаимополагающих и взаимодополняющих процесса.
Наконец, немаловажное и даже определяющее значение имеет уровень используемых технологий в общественном производстве. Именно в них находит решающее свое проявление интеллектуально-духовная составляющая (наука, образование, культура) хозяйственной деятельности. Повышение уровня используемых технологий автоматически ведет к изменению уровня требований, предъявляемых к рабочей силе, ее структуре, а также к изменениям в технической, и воспроизводственных структурах капитала. Это тот фактор, который самым непосредственным образом воздействует на изменение структур на всех уровнях экономической системы, начиная с разделения труда и кончая управлением.
Социально-экономическая система как ресурс
Кроме вышеперечисленных факторов, которые охарактеризованы в их количественных и качественных параметрах, но в статическом состоянии, необходимо учитывать и наличие широчайшего диапазона их организационного взаимодействия в динамике общественного производства. Обладая идентичными исходными ресурсами, можно достичь несопоставимых конечных результатов. На конечную результативность функционирования ресурсов влияют следующие два фактора: рациональное распределение и эффективное использование; уровень совокупных расходов или совокупного спроса.
В данном случае имеются в виду два весьма важных моментах функционирования экономической системы. Первый связан с состоянием хозяйственного механизма, от которого зависит рациональность и эффективность использования имеющихся в наличии ресурсов. Речь идет, прежде всего, о поиске оптимального сочетания рыночных механизмов и государственного вмешательства в процессы экономических отношений. Комбинация элементов стихийных рыночных сил и сознательного регулирования зависит от обстоятельств, как объективных (характера сложившихся рыночных структур), так и субъективных (социально-экономическая ориентация партии власти).
Второй момент обусловлен уровнем полученных доходов и их
распределением на потребление и сбережение. Потребление населения находит свое выражение в платежеспособном совокупном
спросе как важном стимулирующем факторе дальнейшего расширения производства. В то же время здесь могут подстерегать две
опасности: чрезмерное сбережение либо «проедание» все и вся, т.е.
недостаточный уровень сбережения, накопления капитала. В первом случае возможно перепроизводство и сокращение спроса, во
втором — отсутствие средств для дальнейшего развития экономики (9, С. 575 – 579).
1.4 Меры государственного регулирования, стимулирующие процесс экономического роста
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
2 Проблемы и риски экономического роста в России
В России в настоящее время завершилась фаза восстановительного роста и начата разработка стратегий и механизмов для перехода к экономическому росту инвестиционного типа.
На фоне растущих вызовов глобальной конкуренции и необходимости ускорения темпов развития нарастает критическая масса факторов, которая может привести к существенному торможению экономического роста в нашей стране. Практически исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста в связи с усилением ограничений по эффективной добыче природных ресурсов и пропускной способности транспортной инфраструктуры. Сохраняется тенденция деградации производственной инфраструктуры, социальной сферы, прежде всего, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования и здравоохранения. Обостряются проблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качества производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности.
В связи с необходимостью обеспечения устойчивого экономического развития в условиях современного высококонкурентного мира значительно усложняется характер проблем, которые предстоит решать нашей стране. По мнению М. Ершова (доктор экономических наук, старший вице-президент Росбанка), речь идет не просто об экономическом росте как таковом, а о повышении его качества с целью создания конкурентных основ в экономике.
Рассмотрим ряд проблем, связанных с экономическим ростом Российской Федерации на данном этапе развития экономики.
2.1 Темпы и качество экономического роста
Для России проблемы эффективности и качества экономического роста имеют особую значимость. Длительное время результаты экономического развития в стране оценивались по темпам количественного увеличения валового общественного продукта, включающего в свой состав промежуточный продукт и не учитывающего итоги деятельности отраслей нематериального производства. Высокая неэффективность экономики, порожденная огосударствлением собственности на факторы производства, высоким уровнем монополизма, мягкостью бюджетных ограничений, привела к специфическому феномену – невосприимчивости предприятий к научно-техническому прогрессу. Эта невосприимчивость усиливалась замкнутым характером экономики, неразвитостью рыночных отношений, подавлением предпринимательской инициативы. Термин «мягкие бюджетные ограничения», введенный в научный оборот венгерским экономистом Я. Корнай, означает, что существование и развитие предприятий однозначно не связаны со способностью покрывать свои расходы за счет доходов от реализации продукции. Это обусловлено наличием у предприятий внешних источников финансовых средств, независимых от эффективности их деятельности (безвозмездные дотации, субвенции, кредиты, которые не обязательно возвращать в срок и т.д.), и системой распределения доходов, не увязанной с предельной производительностью труда и капитала. Макроэкономические результаты такого развития выразились в низкой конкурентоспособности отечественной продукции, высокой затратоемкости производства и значительном отставании уровня жизни населения от индустриально развитых стран с рыночной экономикой.
Падение темпов экономического роста в нашей стране, начавшееся в 60-х годах, объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, высоким удельным весом производства средств производства и большим количеством производимой военной техники. Во-вторых, ухудшением показателя фондоотдачи, т.е. выпуска продукции с единицы производственных фондов. В-третьих, так как большая доля продукции направлялась на военные нужды, то во все возрастающих размерах не хватало продукции машиностроения для обновления действующего производства, которое старело морально и физически, теряло свою производительность и другие необходимые свойства. В-четвертых, этот процесс резко усилился, темпы стали отрицательными в 90-х годах в связи и распадом СССР и разрывом десятилетиями налаженных хозяйственных связей между предприятиями, находившимися в различных союзных республиках. На это наложились трудности перехода к рыночной экономике.
После преодоления кризиса российской экономики встал вопрос об оптимальных темпах экономического роста. Представляется, что оптимальные темпы должны базироваться на сложившемся макроэкономическом равновесии национальной экономики и одновременно выступать важнейшим средством его обеспечения. Они не могут быть слишком высокими, ибо излишне высокие темпы развития неизбежно ведут к инфляции.
Для ускорения экономического роста необходимо также существенное снижение трансакционных издержек. Для снижения трансакционных издержек необходимо обеспечить устойчивое функционирование политических и правовых институтов – госаппарата, судебной и правоохранительной системы и т.п.
Также существует ряд негативных моментов в реализации институциональных и тактических задач стимулирования экономического роста. Обозначилось торможение по направлениям, имеющим принципиальное значение для стратегических перспектив инвестиционной и предпринимательской деятельности, среди которых реформа естественных монополий, реформа отраслей социального сектора, реформирование бюджетных расходов, реформирование банковского сектора, а также военная реформа. Без активного преобразования в этих секторах экономический рост останется неустойчивым и, вряд ли будет сопровождаться серьезными структурными реформами.
2.2 Банковская система России как катализатор экономического роста
В последние годы наметились тенденции в развитии банковской системы. Российские банки показывают высокие темпы роста. Активно происходят качественные изменения в развитии банковской системы России. Кредитные организации стремятся к наибольшей прозрачности, открытости перед клиентами. Внедряются передовые бизнес-модели, новые банковские технологии (банк-клиент, системы денежных переводов, дебетовые и кредитные карты и т.д.), различные виды кредитования (потребительское, ипотечное и др.). Существенно возросло значение банковской системы как центрального института финансового посредничества и главного источник финансирования российской экономики.
Банковская система России в целом уже сложилась, имеет собственные источники поступательного развития и при взвешенной экономической политике государства способна продемонстрировать устойчивый и стабильный рост.
Вместе с тем, роль банковской системы России в обеспечении роста экономики остается крайне ограниченной. По многим индикатором показатели банковской системы России в разы отстают от развитых стран.
Особо остро стоит вопрос о насыщении банковскими услугами регионов России. Такие услуги, как потребительское и ипотечное кредитование, банковские карты получили распространение в основном в крупных городах. Для жителей непромышленных и удаленных российских регионов банковские услуги по-прежнему малодоступны.