Проблемы и перспективы экономического роста РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

С начала 1990-х годов для оценки достижений различных стран в наделении своих граждан возможностями прожить долгую и здоровую жизнь, получить необходимое образование и обеспечить достойный уровень доходов для себя и своей семьи, в мировом сообществе используется такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот сводный показатель развития человеческого потенциала, одним из основных составляющих которого является индекс ВВП, основанный на показателе валового внутреннего продукта на душу населения и относится к числу основных предпосылок успешного развития общества в целом и каждого его члена в частности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….
Понятие, типы и факторы экономического роста……………………………….
Проблемы в реализации концепции устойчивого развития экономики Республики Беларусь……………………………………………………………...
Противоречивость результатов экономического роста…………………….
Проблемы сохранения потенциала экономического роста……………….
Перспективы и тенденции устойчивого развития экономики Республики Беларусь……………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………………

Приложения……………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач1.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Капитальные ресурсы

   Именно  эти трансформационные процессы в общественном производстве, социальной жизни человека все более убедительно указывают на то, что трудовые ресурсы, человеческий фактор претерпевают невиданные качественные изменения по превращению их в человеческий капитал, которому должен быть подчинен и должен служить материальный, денежный капитал. Намечается тенденция перехода господства от финансового капитала к человеческому капиталу как проявлению труда во всех его ипостасях, в их единстве и противоречии.

   Итак, мы перешли к рассмотрению следующего фактора производства — капитала. Необходимо признать, что, несмотря на наметившиеся новые тенденции в общественном производстве, в нынешней рыночной экономике он занимает господствующее положение по отношению к труду, но с точки зрения не вклада его в создание общественного продукта, а его организующего начала в общественном производстве, его функций управления и риска, стремления к эффективной отдаче, конкурирующей силе. Поэтому надо трезво смотреть на реальную действительность и те общественные функции, которые выполняет капитал в хозяйственной жизни общества, как бы мы ни оценивали его с позиций отдаленной перспективы.

   Кардинальные  изменения могут произойти лишь при развертывании двух взаимодополняющих  процессов. Это, во-первых, процесс трансформации  трудовых ресурсов в реальный человеческий капитал как решающая предпосылка установления царства труда. Другим же процессом является диффузия капитала как способ объективного соединения работника и собственника в едином лице и как единственно остающееся незадействованное средство капиталом с целью ускорения своего самовозрастания и повышения уровня эффективного функционирования. Это два взаимополагающих и взаимодополняющих процесса.

   Наконец, немаловажное и даже определяющее значение имеет уровень используемых технологий в общественном производстве. Именно в них находит решающее свое проявление интеллектуально-духовная составляющая (наука, образование, культура) хозяйственной деятельности. Повышение уровня используемых технологий автоматически ведет к изменению уровня требовании, предъявляемых к рабочей силе, ее структуре, а также к изменениям в технической и воспроизводственных структурах капитала. Это тот фактор, который самым непосредственным образом воздействует на изменение структур на всех уровнях экономической системы, начиная с разделения труда и кончая управлением.

4  Социально-экономическая  система как ресурс

   Кроме вышеперечисленных факторов, которые  охарактеризованы в их количественных и качественных параметрах, но в  статическом состоянии, необходимо учитывать и наличие широчайшего диапазона их организационного взаимодействия в динамике общественного производства. Обладая идентичными исходными ресурсами, можно достичь несопоставимых конечных результатов. На конечную результативность функционирования ресурсов влияют следующие два фактора; рациональное распределение и эффективное использование; уровень совокупных расходов или совокупного спроса.

   В данном случае имеются в виду два  весьма важных моментах функционирования экономической системы. Первый связан с состоянием хозяйственного механизма, от которого зависит рациональность и эффективность использования имеющихся в наличии ресурсов. Речь идет прежде всего о поиске оптимального сочетания рыночных механизмов и государственного вмешательства в процессы экономических отношений. Комбинация элементов стихийных рыночных сил и сознательного регулирования зависит от обстоятельств, как объективных (характера сложившихся рыночных структур), так и субъективных (социально-экономическая ориентация партии власти).

   Второй  момент обусловлен уровнем полученных доходов и их распределением на потребление и сбережение. Потребление населения находит свое выражение в платежеспособном совокупном спросе как важном стимулирующем факторе дальнейшего расширения производства. В то же время здесь могут подстерегать две опасности: чрезмерное сбережение либо «проедание» все и вся, т.е. недостаточный уровень сбережения, накопления капитала. В первом случае возможно перепроизводство и сокращение спроса, во втором — отсутствие средств для дальнейшего развития экономики.

   С экономическим ростом связан целый  комплекс проблем, с Разрешением  которых приходится перманентно  сталкиваться. Среди них назовем  наиболее важные: выявление тенденции  в изменениях факторов роста, выбор  технологической политики и предполагаемые последствия ее реализации, ожидаемые сдвиги ] структуре народного хозяйства и выбор методов ее обновления изменение факторов и результатов роста, их сопоставление и соизмерение, обеспечение долгосрочной устойчивости экономического роста. В то же время разрешение этих крупных проблем выводит на уровень решения таких конкретных вопросов, как изменение капиталовооруженности и материалоемкости производства, определение доли накопления в ВВП, НД, соотношение динамики заработной платы, прибыли и доходов собственников ресурсов.

   Осуществление политики экономического роста одновременно наталкивается на необходимость  разрешения внутренних противоречий развития общественного производства. Наиболее очевидными из них являются противоречия между техническим и социально-экономическим прогрессом, интенсивными и экстенсивными составляющими расширенного воспроизводства, стратегией и тактикой экономического роста, накоплением и потреблением, ростом занятости и инфляцией, стабилизацией экономического роста и конкурентоспособностью продукции общественного производства.

   Остановимся на основополагающих моделях экономического роста. 
 
 
 
 
 

  1. Проблемы  в реализации концепции  устойчивого развития экономики Республики Беларусь
 

    2.1 Противоречивость результатов экономического роста

     Первая  Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь была разработана в 1996 году и одобрена Правительством Республики Беларусь в начале 1997 года, став важным шагом в реализации обязательств Беларуси в части выполнения «Повестки на 21-й век» и заложив основы новых подходов к государственному прогнозированию и планированию.

     Принципиальным  моментом при разработке и реализации Национальных стратегий устойчивого  развития является то, что эти стратегии  – не просто документы. Организация  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет Стратегию устойчивого развития как «согласованный набор демократичных и непрерывно улучшающихся процессов анализа, дебатов, усиления потенциала, планирования и инвестиций, который сочетает экономические, экологические и социальные цели общества, достигая компромисса там, где такое сочетание невозможно» (ОЭСР, 2001). Важным принципом НСУР является партнерство, которое означает вовлечение в данные процессы представителей различных слоев общества, государственных и общественных организаций, ученых, а также деловых кругов.

     В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь Национальная стратегия устойчивого  развития разрабатывается раз в  пять лет на 15-летний период. В 2004 году Президиум Совета Министров Республики Беларусь одобрил Национальную стратегию устойчивого развития Беларуси на период до 2020 года.

     Содействие  реализации Национальной стратегии  устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года является одной  из центральных составляющих третьего этапа Программы поддержки Беларуси Федеративного правительства Германии.

     Компонентами  данной работы в рамках Программы  поддержки являются:

  • Оказание экспертной поддержки разработке местных стратегий устойчивого развития (Местных повесток-21),
  • Информационная работа в области устойчивого развития,
  • Содействие интродукции принципов устойчивого развития в государственные и местные программы, нормативные и законодательные документы,
  • Развитие взаимодействия и партнерства государственных и общественных структур на основе совместной работы в области устойчивого развития.
 

     Можно сделать вывод, что в результате имплементации международных соглашений в национальное законодательство под  эгидой Совета Министров РБ, национальной  стратегией  устойчивого развития  Республики  Беларусь предусматривается решение проблем, связанных с учетом вопросов окружающей среды в процессе принятия решений. В целях выбора экономически эффективных, социально справедливых,  ответственных и экологически  рациональных  путей развития следует систематически учитывать воздействие экологических факторов на  экономическую,  социальную,  налоговую,  энергетическую, сельскохозяйственную,  транспортную,  торговую  и  другие  сферы  своей деятельности  и  политики.  В  этой  связи  предусматривается  разработка  новой системы  экономических,  социально-экологических  норм  и  ограничений, обеспечивающих  эффективное  устойчивое  развитие.  При  этом  механизмы разработки  и  принятия  решений  должны  быть  ориентированы  на соответствующие приоритеты, учитывать последствия реализации этих решений в  экономической,  социальной,  экологической  сферах  и  предусматривать  наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков.  
 

     2.2 Проблемы сохранения  потенциала экономического  роста

Макроэкономическая нестабильность в Беларуси

     По  данным ЕБРР, за 1996 - 1999 гг. Беларусь занимала второе место по среднегодовым темпам инфляции (после Болгарии). При этом Беларусь «лидирует» по темпам инфляции последние три года. Столь высокая  инфляция явилась следствием сворачивания реформ и «стимулирующей» монетарной политики, призванной поддерживать систему мягких бюджетных ограничений (МБО). В 2000 - 2001 гг. произошло ужесточение монетарной политики и либерализация валютного рынка, что, однако, не носит долгосрочного характера, т.к. не сопровождается созданием жестких бюджетных ограничений (ЖБО) ни для бюджета, ни для предприятий (по этой же причине не была успешной стабилизация 1994 -1995 гг.).

     Либерализация цен, которая практически завершилась  к 1995 г., сменилась административным регулированием, причем каждый год количество товаров, на которые регулировались цены, постоянно росло. По разным оценкам, в 2000 г. регулировались вались цены, постоянно росло. По разным оценкам, в 2000 г. регулировались цены 60 -70% потребительской корзины, кроме того, для всех товаров законодательно устанавливались индексы предельного повышения цен. Тем не менее, за период с 1996 по 2000 г. большинство регулируемых цен выросли больше, чем ИПЦ.

 

рис.1 Кумулятивный индекс либерализации, 1989-1997гг. 

     Либерализация внешней торговли и валютного  рынка Беларуси также была свернута в 1996 г. Была введена практика множественности  валютного курса и обязательная продажа части валютных поступлений  по официальному курсу. До 2000 г. либерализация выражалась в том, что время от времени уменьшалась обязательная продажа1 и иногда официальный курс девальвировался более активно, чем рыночный, чтобы снизить слишком высокие издержки2 экспортеров и импортеров от существования практики множественности курсов. Только к концу 2000 г. внутренний валютный рынок были либерализован (частично), а также были сняты все ограничения на внешнеторговые расчеты в белорусских рублях. Позитивные результаты этих мер не замедлили сказаться - по сравнению с 1999 г., выросли экспорт, импорт и обязательная продажа, а также снизилась доля бартера, что отчасти связано с выходом предприятий из тени из-за уменьшения трансакционных издержек. Это в очередной раз подтвердило тезис о том, что внешняя либерализация чрезвычайно важна для экономического роста, или, по словам А. Ослунда, «если попытаться выделить одну решающую [для экономического роста] меру, то ею, пожалуй, был бы переход на единый валютный курс и введение некоторой конвертируемости валюты». Отсутствие большинства этих изменений в совокупности с регулированием цен и широким административным вмешательством в экономику обусловили место Беларуси среди трех самых нереформированных стран с переходной экономикой (см. рис. 1). 
 

Реструктуризация  и развитие частного сектора 
 

     Беларусь  имеет самые низкие среди 25 стран  с переходной экономикой оценки степени  завершенности малой приватизации, приватизации крупных предприятий, банковской реформы, либерализации (как внутренней, так и внешней). Так, по данным Международного валютного фонда, кумулятивный индекс либерализации за 1989 - 1997 гг. составил 2,54 (23 место среди 25 стран с переходной экономикой, см. рис. В1). Исследования экономического роста в этих странах установили U-образную зависимость между годовыми значениями этого индекса и темпами роста в 1989 - 1993 гг. и прямую зависимость - в 1994 -1997 гг., см., например, Havrylyshyn et al. (1998). Чем выше темпы либерализации, тем больше темпы экономического роста. То же самое можно сказать и о связи экономического роста и приватизации - высокие оценки ЕБРР за степень приватизации крупных предприятий, как правило, соответствуют высоким темпам роста.Таким образом, экономический рост в Беларуси произошел не за счет развития устойчивых рыночных институтов, а вопреки их неразвитости.

Информация о работе Проблемы и перспективы экономического роста РБ