Проблема вымогательства (hold-up) в отношениях заказчиков и поставщиков в системе государственных закупок

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать существующую проблему вымогательства в отношениях заказчиков и поставщиков в системе государственных закупок.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с понятием государственных закупок;
- рассмотреть принципы проведения государственных закупок;
- рассмотреть процедуру проведения государственных закупок;
- проанализировать существующие проблемы в системе государственных закупок, в частности, проблему вымогательства;
- предложить ряд определенных мер, которые позволят сократить проблему вымогательства в системе государственных закупок;
- сформулировать необходимые выводы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы государственных закупок………………….5
1.1. Понятие государственных закупок………………………………………..5
1.2. Основные принципы проведения государственных закупок……………9
1.3. Процедура проведения государственных закупок……………………...12
ГЛАВА 2. Проблемы в системе государственных закупок…………………...15
2.1. Риски в системе государственных закупок………………………………..15
2.2. Проблема вымогательства в системе государственных закупок……...…16
ГЛАВА 3. Предотвращение вымогательств в системе государственных закупок……………………………………………………………………………21
3.1. Меры предотвращения вымогательств в системе государственных закупок………………………………………………………………………..…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

Мошенники были задержаны при получении 1 млн. руб. от представителей ООО «Коммунальный мир». Следует отметить, что этот случай не является единичным. ГУВД г.Москвы была пресечена деятельность еще нескольких преступных групп, которые занимались похожей деятельностью на территории Москвы.[18]

Также, можно привести еще одни пример того, что касается вымогательства при осуществлении государственных закупок.

В Тверской области был задержан подозреваемый в вымогательстве при совершении государственных закупок на электронных торговых площадках. Было возбуждено уголовное дело по следующей статье: «мошенничество в особо крупном размере».

По предположениям следствия, участники противоправной деятельности создавали коммерческие структуры для того, чтобы принимать участие в государственных тендерах. С помощью сообщников среди сотрудников электронных торговых площадок, злоумышленники получали все необходимые данные о претендентах. Потом они от лица компании-конкурента предлагали претендентам перечислить им 10% от стартовой стоимости лота, в противном случае, угрожали необоснованно понизить стоимость лота до такого уровня, когда претендент откажется от борьбы.

Злоумышленники потребовали у предпринимателя 30 млн. рублей за помощь в выигрыше контракта на поставку оборудования для нужд столичного метро.

При получении первой части денег в размере 15 млн. руб. оперативниками преступники были задержаны. [20]

В общем, результаты соответствующих проверок действительно указывают на стабильно высокую криминализацию закупочных отношений, в том числе и на значительную коррупционную составляющую. В данном случае имеется ввиду и хищение, и завышение цен на приобретаемые товары, работы и услуги, и злоупотребление полномочиями, вымогательство взяток, нарушение конкурентной среды с использованием разных противоправных схем. Но, необходимо отметить и то, что данная сфера существует практически во всех странах, даже тех, где уровень коррупции традиционно оценивается как невысокий.

В целом в 2013 году по преступлениям в сфере государственных закупок расследовалось примерно 600 уголовных дел, 386 были направлены в суды. При этом количество выявляемых нарушений только увеличивается - за полгода прокуроры выявили почти 33 тысячи нарушений  (число нарушений увеличилось на 27%). В суды направлено около 600 исков на сумму более 165 млн. руб., примерно 9,5 тысячи должностных лиц были привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. 190 материалов было направлено следователям, по ним возбуждено 89 уголовных дел.

Также стабильно высоким остается число размещений заказов у единственного поставщика без проведения торгов или с нарушением порядка их проведения. Эти незаконные контракты оспаривались прокурорами через суд. К примеру, в Кемеровской области подвергнут административному штрафу глава администрации Калтанского городского округа, на основании распоряжения которого был заключен контракт на ремонт автодороги на сумму примерно 50 млн. руб. без проведения соответствующего конкурса.[21]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Предотвращение вымогательств в системе государственных закупок

 

 

3.1. Меры предотвращения вымогательств  в системе государственных закупок

 

Признаками коррупционного преступления, которое совершается в системе государственного снабжения являются следующие:

- такое преступление является  общественно опасным;

- оно предусматривается уголовным  кодексом;

- выражается в незаконном использовании  публичного статуса при осуществлении  закупок для нужд государства;

- цель преступления – получение  выгоды;

- такое преступление совершается  с прямым умыслом.

Особенностями преступлений в государственной сфере являются следующие:

    1. такие деяние всегда представляют собой сделку между должностным лицом, которое выступает от имени государства, и лицом, заинтересованным в его определенном поведении;
    2. при осуществлении государственных закупок государственный служащий руководствуется своими, в большинстве случаев, корыстными интересами, а не интересами службы;
    3. предприниматели и организации произвольно, в зависимости от своих интересов, способны формировать поведение государственных служащих, которые осуществляют государственные закупки.[16]

Можно выделить следующие меры для снижения доли вымогательств в сфере государственных закупок:

- меры, которые повышают трудности  совершения преступлений;

- меры, которые снижают выгодность  от совершения данных преступлений;

- меры, повышающие риск совершения  преступлений.

Весь комплекс мер, соответственно, привязывается к указанным направлениям.

Разработка и внедрение новых институтов в сфере государственных закупок, которые способствуют снижению уровня коррупции, предусматривает формирование государственных и независимых институтов, что способствуют повышению эффективности расходования бюджетных средств, усилению контроля со стороны общества через увеличение доли прозрачности расходования бюджетных средств (регионального и муниципального бюджетов) и информированности широкой общественности, что касается результатов и механизмов конкурсного размещения заказов для государственных и муниципальных потребностей.

Противодействие коррупции может также быть усилено путем увеличения профессиональной квалификации и усиления ответственности чиновников, которые занимаются проведением конкурсного отбора поставщиков для государственных потребностей, ликвидации пробелов в существующем законодательстве и другом нормативном регулировании процедур конкурсных торгов.[13, c.146]

Для того, чтобы выполнить вышеуказанные цели можно предложить такие меры:

- создание института независимой  экспертизы проведения конкурсных  торгов, эксперты которой обязаны  присутствовать на всех этапах и процедурах конкурсного размещения государственного и муниципального заказов. Для осуществления данной меры предполагается разработка региональных нормативных актов, что предусматривают обязательное присутствие на торгах независимых экспертов, а также механизм финансирования их деятельности;

- создание организации, которая представляла бы интересы поставщиков, осуществляла подготовку и обеспечение деятельности независимых экспертов по государственным и муниципальным закупкам;

- подготовка методических рекомендаций для проверяющих органов государственного контроля и независимых общественных организаций, что заинтересованы в прозрачности и соблюдении легитимности конкурсных процедур;

- повышение информированности  поставщиков о специфике процедур  разного типа конкурсов и наиболее часто встречающихся нарушений при их проведении, а также своевременное и полное информирование, что качается всех проводимых конкурсных торгов. Для этого нужно финансирование специализированного межрегионального периодического издания в области государственных и муниципальных закупок.[17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев тему данной курсовой работы, можно сделать определенные выводы.

Государственные закупки представляют собой покупку товаров, работ и услуг для потребностей государства за счет бюджетных средств. Закупки могут охватывать все сферы рынка. К примеру, это может быть приобретение медикаментов, покупка автомобилей, строительство и пр.

Система государственных закупок имеет определенных субъектов: поставщик, государственного органа – заказчик, общество – потребитель.

Существуют различные модели организации закупочной деятельности. Наиболее распространенными являются: децентрализованная и централизованная.

К основным принципам управления государственными закупками можно отнести следующие:  подотчетность, равноправное и справедливое отношение ко всем участникам размещения заказа, открытость и прозрачность, ответственность и пр.

Размещение государственного заказа может осуществляться двумя способами, а именно: путем проведения торгов (конкурентные закупки) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

В сфере государственных закупок можно определить следующие риски: риск недобросовестной конкуренции, риск отказа победителя торгов от заключения контракта, риск появления непредвиденных расходов или снижения доходов, риск появления разногласий, риск невыполнения условий контракта, риск определения договора недействительным, риск поставок некачественных товаров, услуг или работ и пр.

Также в сфере государственных закупок существует риск возникновения проблемы вымогательства. Это требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения прочих действий имущественного характера под угрозой применения насилия или уничтожения или повреждения чужого имущества, а также под угрозой распространения сведений, которые позорят потерпевшего или его близких, или других сведений, что могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Проблема вымогательства в системе государственных закупок является довольно распространенной. Например, в 2013 году по преступлениям в сфере государственных закупок расследовалось примерно 600 уголовных дел, 386 были направлены в суды.

Для предотвращения данной проблемы можно предложить следующие меры:

- создание методических рекомендаций для органов государственного контроля и независимых общественных организаций, которые заинтересованы в соблюдении легитимности конкурсных процедур;

- создание организации, представляющей интересы поставщиков, независимых экспертов по государственным и муниципальным закупкам;

- увеличение информированности поставщиков о специфике процедур конкурсов и наиболее часто встречающихся нарушений при их проведении;

- создание института независимой  экспертизы проведения конкурсных торгов, эксперты которой обязаны присутствовать на всех этапах и процедурах конкурсного размещения государственного и муниципального заказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абдрахимов Д.А. Сложные конкурсные закупки продукции для госнужд: проблемы и особенности проведения// Конкурсные торги. 2009. – с.220
  2. Абдрахимов Д.А. Эффективность системы конкурсных закупок// Конкурсные торги. 2008. – с.216
  3. Божьев В.П. Расследование экономических преступлений. – М.: Спарк, 2010. – с.378
  4. В.А.Галанов, О.А.Гришина, С.Р.Шибаев Логистика государственных закупок: учебно-методическое пособие.- М.: ИНФРА-М, 2010. – с.498
  5. Волженкин Б.В. Коррупция. – СПб.: СПбЮИ, 2008. – с.384
  6. Захаров А.Н. Организация закупок и размещение заказов (прокьюремент): Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2008. – с.385
  7. Захаров А.Н. Организация закупок и размещение заказов. Технология составления и выполнения контракта: Учебное пособие/ Рос.экон.акад. М.,2006. – с.421
  8. К.В.Кузнецов Прокьюремент: тендеры, конкурсы, конкурентные закупки. - М, 2009. – с.215
  9. Кубадиев Э.М. Система управления государственными закупками в обеспечении национальной экономической безопасности. СПб.: Изд-во СПбГТУРП, 2010. – с.436
  10. Нестерович Н.В., Смирнов В.И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд. М.: Инфа. 2010. – с.415
  11. Перов К.А. Законодательное регулирование закупок. Система закупок: состояние и возможности// Конкурсные торги. 2011. – с.219
  12. Ю.А.Щербанина Управление закупками и поставками: Учебник для студентов вузов – 13-е издание.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- с.533
  13. Ярош О. Мероприятия в области борьбы с коррупцией// Конкурсные торги. 2009. – с.211
  14. Гражданский кодекс РФ №51-ФЗ от 30.11.1994 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
  15. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/zakupki/
  16. Вымогательство при госзакупках процветает. Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.center-ps.ru/news
  17. Государственный и муниципальный заказ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dmpmos.ru
  18. Новости госзакупок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.my-tender.ru/vremennyiy-mer-astrahani-zaderzhan-za-vyimogatelstvo-deneg-po-goskontraktam/
  19. Основные принципы размещения государственного заказа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urp.volcity.ru/business_foundation/state_order
  20. Особенности рынка государственных закупок. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.konkir.ru
  21. Уровень коррупции в целом снижается, но в госзакупках он только растет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakupkihelp.ru/archives

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема вымогательства (hold-up) в отношениях заказчиков и поставщиков в системе государственных закупок