Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 01:45, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать существующую проблему вымогательства в отношениях заказчиков и поставщиков в системе государственных закупок.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с понятием государственных закупок;
- рассмотреть принципы проведения государственных закупок;
- рассмотреть процедуру проведения государственных закупок;
- проанализировать существующие проблемы в системе государственных закупок, в частности, проблему вымогательства;
- предложить ряд определенных мер, которые позволят сократить проблему вымогательства в системе государственных закупок;
- сформулировать необходимые выводы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы государственных закупок………………….5
1.1. Понятие государственных закупок………………………………………..5
1.2. Основные принципы проведения государственных закупок……………9
1.3. Процедура проведения государственных закупок……………………...12
ГЛАВА 2. Проблемы в системе государственных закупок…………………...15
2.1. Риски в системе государственных закупок………………………………..15
2.2. Проблема вымогательства в системе государственных закупок……...…16
ГЛАВА 3. Предотвращение вымогательств в системе государственных закупок……………………………………………………………………………21
3.1. Меры предотвращения вымогательств в системе государственных закупок………………………………………………………………………..…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..26
Мошенники были задержаны при получении 1 млн. руб. от представителей ООО «Коммунальный мир». Следует отметить, что этот случай не является единичным. ГУВД г.Москвы была пресечена деятельность еще нескольких преступных групп, которые занимались похожей деятельностью на территории Москвы.[18]
Также, можно привести еще одни пример того, что касается вымогательства при осуществлении государственных закупок.
В Тверской области был задержан подозреваемый в вымогательстве при совершении государственных закупок на электронных торговых площадках. Было возбуждено уголовное дело по следующей статье: «мошенничество в особо крупном размере».
По предположениям следствия, участники противоправной деятельности создавали коммерческие структуры для того, чтобы принимать участие в государственных тендерах. С помощью сообщников среди сотрудников электронных торговых площадок, злоумышленники получали все необходимые данные о претендентах. Потом они от лица компании-конкурента предлагали претендентам перечислить им 10% от стартовой стоимости лота, в противном случае, угрожали необоснованно понизить стоимость лота до такого уровня, когда претендент откажется от борьбы.
Злоумышленники потребовали у предпринимателя 30 млн. рублей за помощь в выигрыше контракта на поставку оборудования для нужд столичного метро.
При получении первой части денег в размере 15 млн. руб. оперативниками преступники были задержаны. [20]
В общем, результаты соответствующих проверок действительно указывают на стабильно высокую криминализацию закупочных отношений, в том числе и на значительную коррупционную составляющую. В данном случае имеется ввиду и хищение, и завышение цен на приобретаемые товары, работы и услуги, и злоупотребление полномочиями, вымогательство взяток, нарушение конкурентной среды с использованием разных противоправных схем. Но, необходимо отметить и то, что данная сфера существует практически во всех странах, даже тех, где уровень коррупции традиционно оценивается как невысокий.
В целом в 2013 году по преступлениям в сфере государственных закупок расследовалось примерно 600 уголовных дел, 386 были направлены в суды. При этом количество выявляемых нарушений только увеличивается - за полгода прокуроры выявили почти 33 тысячи нарушений (число нарушений увеличилось на 27%). В суды направлено около 600 исков на сумму более 165 млн. руб., примерно 9,5 тысячи должностных лиц были привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. 190 материалов было направлено следователям, по ним возбуждено 89 уголовных дел.
Также стабильно высоким остается число размещений заказов у единственного поставщика без проведения торгов или с нарушением порядка их проведения. Эти незаконные контракты оспаривались прокурорами через суд. К примеру, в Кемеровской области подвергнут административному штрафу глава администрации Калтанского городского округа, на основании распоряжения которого был заключен контракт на ремонт автодороги на сумму примерно 50 млн. руб. без проведения соответствующего конкурса.[21]
ГЛАВА 3. Предотвращение вымогательств в системе государственных закупок
3.1. Меры предотвращения
Признаками коррупционного преступления, которое совершается в системе государственного снабжения являются следующие:
- такое преступление является общественно опасным;
- оно предусматривается
- выражается в незаконном
- цель преступления – получение выгоды;
- такое преступление
Особенностями преступлений в государственной сфере являются следующие:
Можно выделить следующие меры для снижения доли вымогательств в сфере государственных закупок:
- меры, которые повышают трудности совершения преступлений;
- меры, которые снижают выгодность от совершения данных преступлений;
- меры, повышающие риск совершения преступлений.
Весь комплекс мер, соответственно, привязывается к указанным направлениям.
Разработка и внедрение новых институтов в сфере государственных закупок, которые способствуют снижению уровня коррупции, предусматривает формирование государственных и независимых институтов, что способствуют повышению эффективности расходования бюджетных средств, усилению контроля со стороны общества через увеличение доли прозрачности расходования бюджетных средств (регионального и муниципального бюджетов) и информированности широкой общественности, что касается результатов и механизмов конкурсного размещения заказов для государственных и муниципальных потребностей.
Противодействие коррупции может также быть усилено путем увеличения профессиональной квалификации и усиления ответственности чиновников, которые занимаются проведением конкурсного отбора поставщиков для государственных потребностей, ликвидации пробелов в существующем законодательстве и другом нормативном регулировании процедур конкурсных торгов.[13, c.146]
Для того, чтобы выполнить вышеуказанные цели можно предложить такие меры:
- создание института
- создание организации, которая представляла бы интересы поставщиков, осуществляла подготовку и обеспечение деятельности независимых экспертов по государственным и муниципальным закупкам;
- подготовка методических рекомендаций для проверяющих органов государственного контроля и независимых общественных организаций, что заинтересованы в прозрачности и соблюдении легитимности конкурсных процедур;
- повышение информированности
поставщиков о специфике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев тему данной курсовой работы, можно сделать определенные выводы.
Государственные закупки представляют собой покупку товаров, работ и услуг для потребностей государства за счет бюджетных средств. Закупки могут охватывать все сферы рынка. К примеру, это может быть приобретение медикаментов, покупка автомобилей, строительство и пр.
Система государственных закупок имеет определенных субъектов: поставщик, государственного органа – заказчик, общество – потребитель.
Существуют различные модели организации закупочной деятельности. Наиболее распространенными являются: децентрализованная и централизованная.
К основным принципам управления государственными закупками можно отнести следующие: подотчетность, равноправное и справедливое отношение ко всем участникам размещения заказа, открытость и прозрачность, ответственность и пр.
Размещение государственного заказа может осуществляться двумя способами, а именно: путем проведения торгов (конкурентные закупки) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).
В сфере государственных закупок можно определить следующие риски: риск недобросовестной конкуренции, риск отказа победителя торгов от заключения контракта, риск появления непредвиденных расходов или снижения доходов, риск появления разногласий, риск невыполнения условий контракта, риск определения договора недействительным, риск поставок некачественных товаров, услуг или работ и пр.
Также в сфере государственных закупок существует риск возникновения проблемы вымогательства. Это требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения прочих действий имущественного характера под угрозой применения насилия или уничтожения или повреждения чужого имущества, а также под угрозой распространения сведений, которые позорят потерпевшего или его близких, или других сведений, что могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
Проблема вымогательства в системе государственных закупок является довольно распространенной. Например, в 2013 году по преступлениям в сфере государственных закупок расследовалось примерно 600 уголовных дел, 386 были направлены в суды.
Для предотвращения данной проблемы можно предложить следующие меры:
- создание методических рекомендаций для органов государственного контроля и независимых общественных организаций, которые заинтересованы в соблюдении легитимности конкурсных процедур;
- создание организации, представляющей интересы поставщиков, независимых экспертов по государственным и муниципальным закупкам;
- увеличение информированности поставщиков о специфике процедур конкурсов и наиболее часто встречающихся нарушений при их проведении;
- создание института
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ