Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 01:45, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать существующую проблему вымогательства в отношениях заказчиков и поставщиков в системе государственных закупок.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с понятием государственных закупок;
- рассмотреть принципы проведения государственных закупок;
- рассмотреть процедуру проведения государственных закупок;
- проанализировать существующие проблемы в системе государственных закупок, в частности, проблему вымогательства;
- предложить ряд определенных мер, которые позволят сократить проблему вымогательства в системе государственных закупок;
- сформулировать необходимые выводы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы государственных закупок………………….5
1.1. Понятие государственных закупок………………………………………..5
1.2. Основные принципы проведения государственных закупок……………9
1.3. Процедура проведения государственных закупок……………………...12
ГЛАВА 2. Проблемы в системе государственных закупок…………………...15
2.1. Риски в системе государственных закупок………………………………..15
2.2. Проблема вымогательства в системе государственных закупок……...…16
ГЛАВА 3. Предотвращение вымогательств в системе государственных закупок……………………………………………………………………………21
3.1. Меры предотвращения вымогательств в системе государственных закупок………………………………………………………………………..…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..26
В Законе ФЗ-94 содержатся подробные правила проведения торгов, требования к его участникам. В связи с этим обеспечивается применение единых правил и требований при проведении конкурсов на закупку товаров, работ и услуг, как для федеральных и региональных государственных нужд, так и для муниципальных. Прочие требования, кроме сформулированных в ст.11 ФЗ-94, не могут предъявляться к участникам размещения заказа. Впервые в новейшей истории России были сняты ограничения на участие иностранных поставщиков в процессе государственных и муниципальных закупок. [15]
2) принцип открытости и прозрачности
Реализация данного принципа состоит в публикации в официальном издании и размещении на официальном сайте извещений, конкурсной документации, протоколов оценки и сопоставления заявок и пр.
3) принцип экономного и эффективного расходования средств бюджетов и внебюджетных фондов
Данный принцип является базовым при размещении государственных заказов и реализуется через проведения совместных торгов, открытых конкурсов и аукционов. Таким образом, победителем конкурса признается участник, что предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке которого присвоен первый номер, победителем аукциона становится участник, который предложил более низкую цену контракта.
4) принцип подотчетности
Реализация принципа осуществляется путем ведения письменной отчетности по всем важным этапам осуществления процедуры закупки и по всем принимаемым решениям. Также данный принцип включает предоставление такой информации заинтересованным лицам в пределах их компетенции. К заинтересованным лицам можно отнести следующих: проверяющие органы, общественные организации, представители средств массовой информации и пр.
В Законе о размещении заказов закреплена необходимость документального оформления каждого юридически значимого действия конкурса. Таким образом, протоколом оформляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрение заявок на участие в конкурсе, оценка и сопоставление заявок. [15]
5) принцип ответственности
Принцип подразумевает следующее: органы государственной власти и отдельные чиновники, которые принимают участие в принятии решения, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность на таком же уровне, как и другие субъекты права. То есть, в случае неисполнения обязательств по оплате поставленных товаров, согласно государственному контракту, на орган государственной власти, который заключил такой контракт, можно подать в суд, обжаловать действия чиновников в вышестоящие инстанции и пр. Чиновник, что принимает решения, искусственно ограничивающие конкуренцию, может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. [9, c.73]
Основной нормативно-правовой акт, который регламентирует процедуры закупок в Российской Федерации, - это Федеральный закон ФЗ-94 от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».[15]
Способы проведения государственных закупок схематично можно представить следующим образом (рис 1.1):[11, c.89]
Рис. 1.1. Способы проведения государственных закупок
Как видим из рисунка, размещение заказа может осуществляться двумя способами:
1) путем проведения торгов (конкурентные закупки);
2) без проведения торгов (неконкурентные закупки).
Конкурентные закупки бывают в виде конкурсов или аукционов, а неконкурентные закупки делятся на запрос котировок, закупки из единственного источника и на товарных биржах.
Согласно анализу статистических данных из различных источников, сегодня самыми популярными способами закупок являются такие:
- открытый аукцион (АО);
- открытый конкурс (ОК);
- открытый аукцион в электронной форме (ЭА);
- запрос котировок (ЗК).
На указанные способы приходится основная доля всех проводимых закупок в Российской Федерации.[2, c.76]
Согласно действующего законодательства, государственные закупки проводятся в виде тендеров, то есть открытых конкурсов. Вся информация о предстоящих, действующих и завершенных тендерах должна размещаться на сайте государственных закупок. У каждого региона страны есть свой сайт. Все сайты устроены одинаково. Данный факт позволяет облегчить поиск для поставщиков. Информация на сайте является открытой для всех, она постоянно обновляется и должна быть всегда актуальной.
На сайте, на котором проводился конкурс, организаторы должны опубликовать списки участников, объявить итоги и назвать победителя. Для достижения прозрачности указываются также суммы заключенных контрактов и сэкономленных средств;
Как ранее было рассмотрено, на сегодняшний день заказы на закупки можно разместить разными способами: конкурсы, электронные торги, запрос котировок или закупки у одного поставщика.
Кроме этого, существуют одноэтапные и двухэтапные тендеры. Во время проведения одноэтапного тендера требования к государственным закупкам остаются неизменными.
Во время проведения двухэтапного тендера могут произойти некоторые изменения. Сначала ведутся переговоры с поставщиками и только на втором этапе формулируются точные требования к поставкам;
На сегодняшний день аукционы в электронной форме представляют все больший интерес. Данный способ не требует больших средств и является простым в реализации. В результате проведения аукциона достигается максимальная прозрачность выбора поставщика, поскольку государственный заказчик не знает, кто предлагает определенные условия. Через сайт государственных закупок поставщики получают зашифрованные наименования, для того чтобы сохранять анонимность.
Такой способ имеет ряд определенных преимуществ:
- не требуется разрабатывать документацию, информация о тендерах уже содержится на сайте;
- государственные закупки могут быть проведены в кратчайшие сроки.;
- достигается максимальная экономия средств.
Тогда, когда победитель тендера уже определен, нужно четко обговорить условия контракта. Все заключенные контракты попадают в реестр, который размещен на сайте государственных закупок.[13, c.94]
ГЛАВА 2. Проблемы в системе государственных закупок
2.1. Риски в системе
Можно определить следующие группы рисков в сфере государственных закупок, а именно:
1) риски до заключения контракта:
- выбор поставщика, недееспособного или неплатежеспособного;
- риск недобросовестной конкуренции;
- риск отказа победителя торгов от заключения контракта;
2) риски стадии исполнения контракта:
- риск нанесения ущерба третьим лицам;
- риск появления непредвиденных расходов или снижения доходов;
- риск появления разногласий;
- риск невыполнения условий контракта;
- риск определения договора недействительным;
- риск поставок некачественных товаров, услуг или работ;
- риск задержек сроков поставок и исполнения работ.[12, c.102]
Процесс управления рисками состоит в формировании системного подхода к возможной минимизации рисков, что могут негативным образом отражаться на достижении целей закупок. Для определенных групп рисков может быть отмечен их системный характер, это значит, что одни риски приводят к возникновению других. В большинстве случаев риски вызывают, так называемый синергетический эффект.
Подход к методологии управления рисками включает определение возможных исходов в рисковых ситуациях, разработку мер предотвращения или минимизации ущерба и реализацию данных мер.
В сфере государственных закупок необходимым является формирование и методическое обеспечение базы или реестра рисков закупки как проекта. Управление рисками должно проходить на всех этапах закупочного цикла, а именно: на стадии планирования, размещения контракта, исполнения и управления контрактом.
Сегодня элементы системы управления рисками довольно широко используются во всем мире. Сюда включена и тщательная разработка конкурсной документации, и процесс определения победителя конкурса, и финансовое обеспечение заявок и прочие финансовые гарантии, библиотека типовых контрактов, и др.
Таким образом, государственные закупки представляют собой систему, которая направлена на экономию бюджетных средств, удовлетворение общественных потребностей и выбор наиболее оптимального исполнителя заказа. [1, c.87]
2.2. Проблема вымогательства в
системе государственных
Согласно ст.163 Уголовного кодекса РФ, под вымогательством следует понимать требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения прочих действий имущественного характера под угрозой применения насилия или уничтожения или повреждения чужого имущества, а также под угрозой распространения сведений, которые позорят потерпевшего или его близких, или других сведений, что могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
Как правило, при вымогательстве предметом преступного посягательства выступают наличные деньги, а реже - другое имущество или права на него. При этом почти не встречаются случаи вымогательства государственного имущества. Преступники практически всегда пытаются завладеть или личным имуществом граждан, или имуществом, которое принадлежит коммерческим структурам.
Один из центральных элементов криминалистической характеристики вымогательства - это данные, которые касаются способов совершения такого преступления. Как правило, вымогательство включает комплекс действий, что направлен на подготовку, осуществление преступного замысла и уничтожение следов преступления. Подготовка к осуществлению вымогательства может выражаться в следующем: получение сведений о деятельности предприятия и о лицах, которые имеют значительные доходы. В данном случае вымогателей интересуют размеры доходов таких лиц, их образ жизни, наличие у них денег или ценного имущества, обстоятельства их личной жизни, их волевые качества и пр.[6, c.85]
Проблема вымогательства также широко известна в системе государственных закупок.
Преступные группы активно стали осваивать государственные заказы. На сегодняшний день, участвуя в тендере, любой участник может столкнуться с проблемой вымогательства.
Схема вымогательства основана на особенностях процедуры аукциона. Сущность данной схемы состоит в том, что преступники регистрируют несколько юридических лиц для участия в аукционах. Потом, используя связи, злоумышленники узнают информацию о фирмах участниках аукционов, выходят на их представителей и вымогают деньги за гарантированную победу в тендере. В случае отказа преступники обещают демпинговать и снижать цену до тех пор, пока участнику ничего не останется, как прекратить торги и уйти с аукциона.[19]
К примеру, на парламентских слушаниях в Государственной Думе 18 октября 2013г. было приведено большое количество фактов вымогательства при проведении аукционов на государственный заказ. Выступления участников находили свое подтверждение в материалах ГУВД г.Москвы. Там были выявлены факты, которые связаны с вымогательством при проведении аукционов и конкурсов на заключение государственных контрактов.
Все происходило следующим образом: участники преступных групп регистрировали фирмы на подставных лиц и подавали заявки на участие в аукционах или конкурсах, после этого под угрозой бесконечного снижения цены руководителям коммерческих организаций, которые действительно хотели заключить контракт, предлагалось заплатить до 30% суммы будущей сделки за отказ от участия в аукционе.
По результатам следственных мероприятий 29 октября 2013 г. в суд было направлено уголовное дело по следующей статье: «Коммерческий подкуп, совершенный группой лиц по предварительному сговору» в отношении преступной группы, которая состояла из пяти человек. Руководитель данной группы, действуя от имени ООО «МПК «Строй», ООО «Строй-сервис», ЗАО «Люкслэнд» подавал заявки на участие в конкурсах, которые были организованы московской префектурой ЗАО. При этом компании не имели никакого банковского обеспечения и не собирались получать разыгрываемые подряды. После этого события развивались так: в день аукциона мошенники проводили переговоры с представителями действительно существующих фирм - участниц аукциона и предлагали им заплатить 3-5% стоимости возможного выигранного лота, в среднем это 1-3 млн. руб. за отказ от участия в конкурсе. В противном случае преступники, ссылаясь при этом на наличие связей в государственных структурах и банковские гарантии, угрожали и в дальнейшем играть на снижение котировок. А этого не могли себе позволить заинтересованные в подряде участники аукциона.