Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:08, курсовая работа
Конкуренция – одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ
1.1. Сущность и условия возникновения рынка
1.2. Функции и механизм рынка
1.3. Черты рынка
1.4. Рынок и конкуренция
Глава 2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Условия возникновения и функции конкуренции
2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий
2.3. Факторы, влияющие на конкуренцию
2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования
2.5 Защита конкуренции в России. ФАС
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕКОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ
3.1 Поиск эффективных направлений антимонопольной политики России
3.2 Пути развития конкурентной политики в России
3.3. Неконкурентный рынок в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3.3. Неконкурентный рынок.
Неконкурентный рынок возникает, когда конкуренция подавляется частично или полностью. В зависимости от степени ущемления конкуренции неконкурентный рынок подразделяется на три большие сегмента: рынок чистой монополии, монополистической конкуренции и рынок олигополий. На рынке чистой монополии среди продавцов конкуренция отсутствует, так как продавец всего один. На рынке монополистической конкуренции продавцов может быть много. Но один из них становится монополистом в отдельном рыночном секторе, представляющим дифференцированный продукт, который отличается от остальных аналогичных товаров особым качеством. На рынке олигополий действуют несколько крупных фирм, каждая из которых занимает значительную долю рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Важнейшая функция рынка состоит в эффективном удовлетворении потребностей людей, и осуществляется она благодаря конкуренции через механизм спроса и предложения. Если цены устанавливаются с учетом спроса и предложения, то такие отношения можно назвать рыночными, именно цены являются регулятором рынка. Цена стимулирует производство и потребление, определяет издержки производства, влияет на бюджет хозяйствующих субъектов, а также на ставки заработной платы наемных работников и прибыль фирм. Отношения между людьми в рыночном хозяйстве определяются через спрос и предложение, этот механизм чутко реагирует на возникающие потребности людей и лучше способствует их удовлетворению. Учитывая спрос, рынок содействует расширению производства необходимых для потребителя товаров, для чего производители начинают осваивать достижения научно-технического прогресса, улучшать качество товаров, способствуя тем самым уменьшению или полной ликвидации дефицита. Рынок не является идеальным механизмом регулирования, но все-таки он обеспечивает эффективное распределение ресурсов и экономический прогресс.Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ. Но конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Для существования конкуренции нужны определенные условия: наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного продукта или ресурса; свобода выбора хозяйственной деятельности производителей; соответствие между спросом и предложением; наличие на рынке средств производства. Различается четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. На несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. Самым крупным случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком. Монополистической конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов, однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции. Олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других типах рынков. На современном рынке большую роль играют монополистические объединения, которые, пользуясь своим могуществом в производстве товаров, могут устанавливать на них более высокие, монопольные цены и тем самым препятствовать конкуренции и установлению равновесной цены. Рыночная экономика сама по себе не генерирует «оптимальную» с точки зрения технического развития степень конкуренции, поэтому такую задачу должно взять на себя государство. Политика государства должна быть направлена, во-первых, на поддержку конкуренции в плане антимонопольной деятельности, а во-вторых, на формирование эффективно хозяйствующих организаций, которым было бы невыгодно пользоваться доминирующим положением, не обусловленным их собственным экономическим развитием. Это служит основой для эффективного государственного регулирования. В современных условиях перед российским государством в процессе развития, в рамках совершенствования развития конкуренции, стоит множество задач.
Список литературы.
Информация о работе Проблема конкурентных и неконкурентных рынков в России