Проблема конкурентных и неконкурентных рынков в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция – одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ
1.1. Сущность и условия возникновения рынка
1.2. Функции и механизм рынка
1.3. Черты рынка
1.4. Рынок и конкуренция
Глава 2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Условия возникновения и функции конкуренции
2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий
2.3. Факторы, влияющие на конкуренцию
2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования
2.5 Защита конкуренции в России. ФАС
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕКОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ
3.1 Поиск эффективных направлений антимонопольной политики России
3.2 Пути развития конкурентной политики в России
3.3. Неконкурентный рынок в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Проблема конкурентных и неконкурентных рынков в России.docx

— 83.59 Кб (Скачать)

Основной орган, который контролирует исполнение законов, способствующих свободной конкуренции на товарных рынках, теперь называется Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

В соответствии со ст.39 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ “О конкуренции” Федеральная антимонопольная служба в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.  Дела о защите конкуренции возбуждаются по заявлениям юридических или физических лиц и иным основаниям предусмотренным законом о защите конкуренции. 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Рассмотрим работу ФАС на примере нарушений антимонопольного законодательства нефтяных компаний.

Действующими законами РФ не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

Но развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного  законодательства).

До тех пор, пока существуют труднопреодолимые искусственные барьеры для входа на рынки, которые препятствуют появлению новых предпринимателей, ФАС России отслеживает действия монополистов и присекает их злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. Федеральная антимонопольная служба вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. По выявленным ценовым сговорам, доказанным фактам установления монопольно высоких цен Федеральная антимонопольная служба принимает соответствующие меры.

«Картельные сговоры крупных нефтяных компаний, таких как ОАО "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпромнефть" и ОАО "ТНК-BP Холдинг" были выявлены в 2009г.  ФАС Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:

ОАО "ТНК-ВР Холдинг" - 1 112 448 795,36 рублей, 
ОАО "Газпромнефть" - 1 356 560 819,53 рублей, 
ОАО "ЛУКОЙЛ" - 1 443 072 960,13 рублей, 
ОАО "НК "Роснефть" - 1 508 688 396,37 рублей

По делам в регионах совокупный размер штрафов приближалось к 1,5 млрд. рублей.»[http://www.fas.gov.ru/,13] 
Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки других - арбитражными и апелляционными судами.

На сегодняшний день ФАС вновь подозревает  нефтяные компании в картельном сговоре. По информации Минэнерго в 10 регионах России  ощущается нехватка бензина(26 апреля 2011г.)

Нефть в стране, естественно не закончилась. Нефтяные компании просто отправляют бензин на экспорт. Экспорт увеличился сразу на 67%. В итоге на российской бирже практически пусто. И это притом, что в 2010г. Россия заняла первое место по добыче нефти. Премьер-министр России Владимир Путин  пообещал,  что люди не будут испытывать дефицит нефти и нефтепродуктов. Он предложил перейти на «Евро-3»

28 апреля 2011г. дефицит топлива  уже более, чем в 20 районах России. Непомерные налоги привели к  тому, что сырая нефть на внутреннем  оптовом рынке подскочила до 11 тысяч рублей за тонну, приближаясь  к критическим показателям кризисного 2008 года – 13 тысяч рублей за  тонну»

В нефтекомпаниях уже успели заявить о своей непричастности к топливному кризису и принятии экстренных мер для стабилизации ситуации. 

3.1. Поиск эффективных направлений антимонопольной политики России.

В 1991 г в России был принят закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Его цель – определение организационных и правовых основ, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В 1995 году принят Федеральный закон “О естественных монополиях”, в котором кроме понятия естественной монополии определятся основные сферы государственного регулирования, такие, как:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам,

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии,

- железнодорожные перевозки и др.

В законе также определен один из основных методов регулирования деятельности естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляющееся путем установления ценовых барьеров или их предельного уровня.

В настоящее время, антимонопольная политика России находится в постоянном поиске ее эффективных направлений, адекватных российским условиям.

Преимущественное развитие В России получило направление антимонопольной политики, связанное с регулированием прав собственности, ставящих препятствия появлению новых монополий. Однако блок ценового регулирования действующих монополий, не относящихся к естественным, представлен недостаточно. Особенно важно для государства проводить  
анализ конъюнктуры рынка с целью выявления монополистического  
ценообразования. В развитых странах работа по анализу и выявлению фактов повышения цен на основе сговора предшествует применению санкций по отношению к монополистам.Формально в России существует подобная практика, закрепленная законодательством. Статья пятая Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает использование монопольно высоких цен. По факту же, имеются огромные масштабы их применения. Однако  
антимонопольные органы не справились до сих пор с задачей злоупотребляющих монопольной властью, а также выявления монополистов. Потребность в данном направлении ценового регулирования деятельности монополий в России очень высока.

Применение практики жестокого контроля ценообразования монопольного рынка до периода перестройки привело российское государство к необходимости либерализации ценообразования и сосредоточении усилии на формировании здоровой конкурентной среды. Сейчас сохраняется прямое, но  
осторожное ценовое регулирование лишь по продукции естественных монополий, деятельность которых нуждается в постоянном и непрерывном контроле. По отношению к естественным монополиям применяются следующие методы регулирования:

- ценовое, когда осуществляется прямое определение цен (тарифов) или их предельного уровня;  
- определение потребителей для обязательного обслуживания или  
установление минимального уровня их обеспечения.

В обязанность федеральной антимонопольной службы входит контроль над  
различными видами деятельности субъектов естественных монополий,  
включая сделки по использованию прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу или сдачу в аренду имущества. Следует отметить, что чрезмерное стремление государства к сдерживанию цен на продукцию естественных монополий может привести также и к негативным последствиям развития экономики. Известно, что замораживание цен ведет к образованию дефицитов, а недостаточное наполнение производства услугами инфраструктуры ведет к уменьшению валового национального продукта, что нежелательно. Это обстоятельство объясняет осторожность, с которой действует правительство в ценовом регулировании естественных монополий. Наибольшие усилия в антимонопольной политике России направлены на регулирование естественных монополий. При этом приоритетными считаются следующие направления:

- выделение из субъектов естественных монополий самостоятельных предприятий, оказывающих услуги, прямо связанные с функциями естественных монополий;

-организация контроля над финансовыми потоками естественной  
монополии;

- контроль уровня тарифов на имеющихся неконкурентных  
рынках;

Антимонопольное регулирование в России приняло наиболее развитые формы лишь на рынке товаров. Остальные рынки испытывают более слабую антимонопольную коррекцию, которая строится на фрагментарной правовой базе. Антимонопольная политика оказалась малодейственной в результате увеличения масштабов коррупции чиновников. Их интеграция в бизнес сопряжена с захватом ими крупных кусков рынка. Антимонопольная политика не может оказывать им должного сопротивления, опасаясь конфликтов с властью. В данной области должны со временем быть созданы и отлажены механизмы исполнения законов. Антимонопольное регулирование должно использовать имеющиеся резервы его эффективности. Потребность в этом будет повышаться на стадии экономического роста, в которую вступила российская экономика. Именно на стадии роста монопольная власть обычно усиливается. При растущем рыночном спросе монополии получают возможность активизировать свои ценовые стратегии, которые оказывают инфляционное воздействие на экономику. Таким образом, антимонопольное регулирование не должно сводиться к надзору за соблюдением правил поведения на рынке, а призвано носить созидательный характер. Необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Однако все карательные рычаги воздействия бесполезны, если отсутствует должное внимание проблемам развития отечественного производителя, повышение его конкурентоспособности, обеспечения экономической безопасности государства и общества, поощрения добропорядочных, законных методов ведения бизнеса.

3.2. Пути развития конкурентной политики в России.

Основной акцент конкурентной политики России в настоящее время продолжает обуславливаться совершенствование антимонопольного законодательства. В настоящее время органом, осуществляющим надзор и контроль над соблюдением антимонопольного законодательства, является Федеральная антимонопольная служба России. Существенно, что в ее функции не входят формирование и осуществление конкурентной политики в направлении создания и развития конкуренции. В настоящее время ни на один государственный орган не возложены такие функции. Можно выделить четыре основные группы проблем на современном этапе развития конкурентной среды:

1. Структурные проблемы российской  экономики.

2. Несовершенство  правого регулирования и правоприменительных  механизмов.

3. Низкая правовая культура.

4. Теневая экономика и коррупция.

Выделяют также такие проблемы, как неразвитость малого и среднего бизнеса, недостаточную конкурентоспособность российского бизнеса, недостатки проведенной приватизации.

В настоящее время в один ряд с проблемой высокой монополизации рынков встает еще одна – олигополизация рынков в результате картельных сговоров.

Одним из важнейших направлений развития конкуренции должно быть поддержка малого и среднего бизнеса, который напрямую страдает от высокой монополизации и олигополизации рынка. Предпринимательство постоянно сталкивается с целым рядом проблем. Главные среди них – это административные барьеры, несовершенство кредитной, налоговой, ценовой политики государства в отношении малого и среднего бизнеса. Актуальной проблемой на сегодня является не выработанность механизмов защиты отечественного производителя, несовершенство таможеннотарифной политики. В настоящее время предпринимаются попытки изменить ситуацию, курс правительства РФ направлен на применение антидемпинговых механизмов при защите отечественных рынков. Негативное влияние на развитие конкуренции в РФ оказали и результаты приватизации, явившейся основным следствием износа основных фондов. В основном несовершенство правового регулирования заключается в недостатках материальных и процессуальных норм антимонопольного законодательства, а также судебной практики. Серьезным недостатком материальных норм является исключительно санкционный характер антимонопольного законодательства, который выражается в отсутствии норм по развитию конкуренции, неразвитости и непоследовательности конкурентной политики, отсутствии доктринального документа, задающего эту политику, а также превентивных механизмов и механизмов по защите интересов пострадавших субъектов.

В блоке проблем, связанных с процессуальными нормами, следует отметить большую длительность сроков расследования антимонопольных правонарушений, неразвитость механизмов контроля и надзора за исполнением решений, дефицит полномочий антимонопольных органов по расследованию дел, их слабую взаимосвязь с правоохранительными органами.

Проблемы, связанных с низкой правовой культурой, включают низкий уровень культуры рыночных отношений и низкий уровень правосознания потребителя. Отсутствуют системы информирования участников рынка о возможности использования конкурентного законодательства для защиты своих интересов. Отсутствие пропаганда рыночных конкурентных отношений. Необходимо введение специализированных образовательных курсов, осуществление государственной пропаганды в СМИ. В связи с проблемой, особенно важна роль всевозможных союзов и ассоциаций, торговопромышленных палат и иных общественных организаций. Необходима разработка документа наподобие Кодекса конкурентного поведения, носящего рекомендательных характер. Теневая экономика и коррупция дают возможность отдельным хозяйствующим субъектам получать преимущества в предпринимательской деятельности не конкурентными методами, а с помощью внеправовых методов, тем самым подрывают нормальную конкуренцию,  использование коррупционных методов позволяет осуществлять недобросовестную конкуренцию. Например, можно серьезно подорвать его деловую репутацию конкурента, или даже избавиться от него, направив антимонопольные органы. Таким образом, в настоящее время очевидна необходимость единой последовательной государственной конкурентной политики в России. Во-первых, необходим национальный доктринальный документ, задающий конкурентную политику, определяющий ее основные задачи, цели, конкретные меры и субъекты их реализации. Во-вторых, необходимо совершенствование антимонопольного законодательства. В-третьих, необходима дальнейшая работа по разработке пакета подзаконных нормативных правовых актов, позволяющих реализовывать законодательные нормы.

Информация о работе Проблема конкурентных и неконкурентных рынков в России