Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:35, курсовая работа
Цель: Выявить проблему функционирования денежного рынка России на современном этапе и предложить пути решения.
Задачи:
- ознакомиться с теоретическими аспектами, сущностью и значением денег;
- рассмотреть анализ денежного рынка;
- проанализировать денежный рынок в процессе исторического развития
Введение………………………………………………………………………………..…...….3
Глава 1. Теоретические аспекты, сущность и значение денег в современной экономической системе………………………………………………………………………….4
1.1 Сущность денег как экономической категории……………………………….……...4
1.2 Становление денежного рынка в современной России………………………………5
1.3 Структура и виды денежных средств…………………………………………..……...12
1.4 Структура и виды денежных рынков……………………………………………….…14
Глава 2. Анализ денежного рынка России……………………………………………………20
2.1 Анализ кредитного рынка………………………………………………………..……..20
2.2 Особенности развития денежного рынка в настоящее время…………………..……24
Глава 3. Денежный рынок современной России………………………………………...……29
3.1 Проблемы денежного рынка……………………………………………………………29
3.2 Пути совершенствования денежного рынка России……………………….…………30
Заключение………………………………………………………………………..…….………32
Список использованной литературы………………………………………………….………33
Характерной чертой жизненного цикла денег как инструмента взаиморасчетов является их постепенная виртуализация — ослабление связи формы и содержания. Если первоначально деньги имели свойства товара, в частности обладали самостоятельной стоимостью, соответствующей их золотому, серебряному или иному носителю, то постепенно эти свойства утрачивались.
В конце прошлого века был отменен золотой стандарт, что положило конец связи денег с золотом. С этого момента деньги становятся истинно «бумажными». Последние десятилетия отмечены появлением банковских карт, законодательно оформленных финансовых продуктов, которые, как казалось, должны были сделать неактуальным понятие наличных денег.[13]
Новым подходом являются электронные платежные системы (ЭПС), уровень доверия россиян к этой инновации относительно невысок и ограничивается преимущественно оплатой мобильной связи (95—97% всего оборота), развитие которой и определяет в основном рост ЭПС. По данным ЦБ РФ, менее 15 млн. граждан обладают пластиковыми картами и до 94% операций с ними связано с обналичиванием. Деятельность ЭПС не имеет четкой законодательной основы.
Эту деятельность в целом можно охарактеризовать как способ учета перемещения реальных денежных средств. Задачей ЭПС является перемещение денежной суммы от плательщика к получателю. В этом процессе принимают участие законодательно оформленные финансовые институты (например, банки), осуществляя взаимодействие с плательщиками, получателями и решая спорные проблемы, возникающие между ними. Никакой самодеятельности не допускается. Реальные средства перемещаются только между финансовыми институтами или внутри них с помощью стандартных транзакций.
В настоящее время появилось много разновидностей ЭПС. Суть их в том, что, услуги ЭПС основаны на существующей финансовой инфраструктуре банковских счетов и кредитных карт и снабжены собственными службами защиты от мошенничества.
Таким образом, эти услуги не нуждаются в дополнительном законодательном обосновании, поскольку при этом не создаются финансовые продукты, выступающие как суррогаты денег.
В России проблемы возникают, когда осуществляется попытка эмиссии виртуальных финансовых продуктов. Например, крупнейшая отечественная платежная система WebMoney предлагает клиентам «титульные знаки» — эквиваленты рублей, долларов и т.д., которые используются в качестве финансового инструмента при осуществлении платежей. Другие компании, например, PayCash, предлагают клиентам осуществить предоплату возможных будущих покупок. Ничего удивительного, что подобные услуги вызывают настороженность у потенциальных крупных клиентов: некоторая компания предлагает клиентам отдать ей без оформления договора свои деньги и взамен предлагает «титульные знаки». Есть о чем задуматься!
Проблемы отечественного бизнеса не свидетельствуют о не состоятельности идеи виртуальных финансовых операций. Мировой рынок ИТ-поддержки перемещения реальных средств и обращения суррогатов денег активно растет. Примером служат массированные многопользовательские онлайновые ролевые игры, такие как проект «Энтропия». Их общий оборот в Internet — более 1 млрд. долл. После прекращения продажи цифровых артефактов (игровых валют) компанией eBay моментально образовалась биржа виртуальных валют Sparter, которая получила поддержку венчурного фонда Bessemer Venture Partners. Это говорит о том, существует перспектива развития финансового рынка для виртуальных валют.
В настоящее время в России действует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Официальный курс доллара США к рублю устанавливается Центральным банком России по результатам торгов на ММВБ. Валютные биржи действуют также в других городах Российской Федерации - Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке. Важнейшим значением в процессе курсообразования принадлежит ММВБ.
Валютные ценности - это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платёжные документы, чеки, векселя, аккредитивы) и другие фондовые ценности (акции, облигации и прочие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте), а также драгоценные металлы - золото, серебро, платина, металлы платиновой группы в любом виде, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лом таких изделий.
Резиденты - физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся вне России; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством России, с местонахождением в РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в России; находящиеся за пределами России филиалы и представительства вышеуказанных резидентов; дипломатические и иные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ.
Нерезиденты - это: физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; находящиеся в РФ филиалы и представительства вышеуказанных нерезидентов; находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные иностранные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.
Операции в иностранной валюте и с ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Текущие валютные операции - переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчётов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также осуществление расчётов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая перевод сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
В валютные операции, связанные с движением капитала, входят: прямые инвестиции - вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; портфельные инвестиции - приобретение ценных бумаг; переводы в оплату прав собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и её недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иные права на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Выделяют три вида валютных лицензий: внутренние, расширенные и генеральные. Наибольшие права предоставляет генеральная валютная лицензия. На проведение операций с золотом требуется также специальная лицензия ЦБ.
Покупка и продажа иностранной валюты проводятся через уполномоченные коммерческие банки. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ России. При этом покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки не допускаются.
Валютное регулирование осуществляет Центральный банк России. Он устанавливает порядок обязательного перевода, вывоза и пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам; выдаёт валютные лицензии; проводит валютные интервенции на главных валютных биржах страны - ММВБ и Санкт-Петербургской бирже.
Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк России, а также Правительство РФ.
Глава 3. Денежный рынок в современной России
3.1.Проблемы денежного рынка
Последние несколько месяцев для банковской системы оказались сложными. Продолжающийся отток иностранного капитала, высокие ставки на межбанковские кредиты, обвальное падение фондового рынка привели к плачевным результатам. Под угрозой оказались сделки контрагентов этих банков.
Стал разрастаться кризис недоверия, в результате которого кредитование под залог ценных бумаг осуществлялось в основном между дружественными структурами, а крупные игроки вообще приостановили подобные операции. Часть организаций сменила владельцев, другие привлекали срочную поддержку от материнских структур. Ощущалась катастрофическая нехватка денег на рынке.
Поэтому Министерство финансов и Центральный Банк вынуждены были пойти на экстренные меры для стабилизации ситуации. Минфин объявил об увеличении объёма бюджетных средств, которые могут быть размещены на депозитах системообразующих банков - Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка до 1 трлн. 126 млрд. рублей, и увеличении срока размещения до 3 месяцев, с учётом того, что они будут помогать средним и малым банкам, испытывающим проблемы с ликвидностью. Но заставить оказывать поддержку регулятор не в состоянии, а в условиях разрастающегося кризиса недоверия желания у крупных игроков кредитовать своих коллег не прибавляется.
Центральный банк рекордно снизил за последнее время нормативы обязательных резервов (для всех категорий на 4 процентных пункта). Данная мера помогла высвободить банкам порядка 300 млрд. рублей, что так же положительно отразилось на системе.
Вливание денежных средств произвело должный эффект. Ставки на МБК снизились со своих максимальных значений. Объём поддержки, привлекаемой от ЦБ, также уменьшился. На аукционах Минфина участники не разбирали все предоставленные средства.
Так же банки получили крупные налоговые и неналоговые выплаты. Особое опасение вызывала уплата налога на добавленную стоимость, которая ожидается в размере не меньше 500 млрд. руб. Осознавая всю сложность ситуации, правительство приняло решение внести поправки в налоговый кодекс, по которым данный налог будет перечисляться в бюджет равномерно тремя платежами до 20-го числа октября, ноября и декабря. По сути это возврат к помесячной оплате, с той разницей, что расчёты производятся за квартал.
Таким образом, удалось избежать единовременного оттока более 340 млрд. руб., что несомненно ослабило нагрузку банков. Однако остались платежи по статьям налог на прибыль, ЕСН, страховые взносы и др., совокупно выводящие порядка 300 млрд. руб. Так же необходимо погасить задолженность перед Минфином и фондом ЖКХ на общую сумму 461,6 млрд. рублей, а так же проценты по ней. Не стоит забывать и про выплаты по еврооблигациям. Банки должны перевести 47 млрд. руб. Стоит отметить, что почти половина этой суммы приходится на "Газпромбанк", выполнение обязательств которого, с учётом господдержки, не вызывает сомнения.
Таким образом, суммарное изъятие средств из системы за месяц составляет около 970 млрд. руб. А если доверие к российскому рынку иностранных инвесторов не начнёт восстанавливаться, и их деньги не перестанут утекать за пределы страны, то сумма может значительно увеличиться.
Иностранные рейтинговые агентства, понижающие рейтинги российских банков, не способствуют притоку иностранного капитала. В таком случае для поддержания ликвидности хотя бы на текущем уровне государству необходимо будет предоставить аналогичный объём средств. Новых инструментов пока не придумано, а значит, участники продолжат занимать деньги у Министерства и ЦБ. Но доступ к ним имеет узкий круг крупных банков, которые неохотно и под высокие проценты делятся этими средствами с другими кредитными организациями. Итак, средним и малым банкам остаётся ждать окончания кризиса в Европе, так как без дешёвых европейских кредитов и притока иностранного капитала ситуация с ликвидностью сильно не изменится, по крайней мере в ближайшее время.
3.2. Пути совершенствования денежного рынка
Денежное обращение в России, нуждается в оздоровлении, без этого не добиться реального экономического подъема. Но не следует в нынешних условиях проводить каких-либо радикальных денежных реформ, включая и возврат к золотому стандарту.
С традициями радикализма укрепить доверие экономических субъектов и всего населения к деньгам весьма затруднительно. Укрепление же этого доверия и является главной задачей денежной политики в России.
Нужны аккуратные, но твердые меры, направленные на постепенное вытеснение бартера, зачетов, денежных суррогатов, сокращение общей суммы внутренней задолженности.
Система расчетов в России стала каким-то вариантом финансового рынка, она приносит крупные доходы, а не простые минимальные комиссионные, как в цивилизованном обществе. Все это должно быть устранено. Сдерживание инфляции и снижение уровня процентных ставок во всех секторах финансового рынка - важнейшее условие укрепления российских денег.
Так же следует назвать повышение показателя «монетизации», регулирование валютного курса рубля и борьбу с «бегством» капитала, сокращение долларизации внутреннего оборота с перспективой полного вытеснения доллара из этой сферы.
Однако ситуация улучшается очень медленно, а иногда и ухудшается. Денежная реформа для данной обстановки не является подходящим методом оздоровления, разговоры о ней только отвлекают внимание от названных вопросов.
При благоприятном развитии экономики в ближайшем будущем Россия могла бы попытаться создать рублевую зону из числа стран, входящих в СНГ, организовать что-то вроде платежного союза и придать рублю некоторые функции международной валюты. Это послужило бы средством укрепления рубля и во взаимоотношениях со странами развитой рыночной экономики. Но все зависит от создания надежного денежного обращения внутри самой России. Шансы на повышение значимости рубля еще существуют, но реализовать их удастся только в случае достижения реальных успехов в денежной политике в ближайшие 2-3 года.
Информация о работе Проблема функционирования денежного рынка России на современном этапе