Проблема бедности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – попытаться отразить картину бедности в России с точки зрения экономики, но при этом показать социальную и нравственную стороны этой проблемы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….... 3
1. Бедность как социально-экономическая проблема
1.1. Понятие и критерии определения бедности
1.2. Причины возникновения бедности
1.3. Дифференциация доходов населения
2. Анализ проблемы бедности в России
2.1. Уровень жизни в стране
2.2. Региональное распределение благосостояния
2.3. Пути решения проблемы бедности

Заключение……………………………………………………………… 27

Список литературы…………………………………………………….. 29

Приложение 1………………………………………………………….. 31
Приложение 2………………………………………………………….. 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА САВИНА.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

 На  современном этапе развития экономики  России, проблемы уровня жизни населения  и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, и в конечном счете, политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. 

 2.2. РЕГИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  БЛАГОСОСТОЯНИЯ 

 Согласно  статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все  субъекты Российской Федерации между  собой равноправны [23].

 Типологизация регионов по уровню бедности – сложнейшая научная проблема. Типологизация регионов — выделение и группировка региональных образований по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании [24].

 Особенностью  современной России являются возросшие  территориальные контрасты в  уровне жизни, которые можно оценить  через соотношение душевых доходов  и прожиточного минимума. Покупательная способность доходов населения беднейших субъектов Российской Федерации в 8-12 раз ниже, чем у лидера – Москвы [25].

 Уровень бедности наиболее высок в республиках  Северного Кавказа и Южной  Сибири, в Забайкалье, отдельных  дальневосточных регионах, в Псковской и Оренбургской областях. Относительно невысок удельный вес бедных семей в обеих "столицах", на противоположных полюсах экономической политики региональных властей - в Нижегородской и Ульяновской областях, в большинстве экспортоориентированных (сырьевых и металлургических) регионах.

 Между покупательной способностью доходов  и уровнем бедности имеется достаточно тесная обратная зависимость. Это является признаком того, что оба эти  показателя, полученные по разным методикам, действительно отражают основные черты сложившихся территориальных различий в уровне жизни населения. Вместе с тем имеется и ряд очевидных расхождений. Например, на Дальнем Востоке при относительно высокой покупательной способности доходов аномально высок удельный вес бедных семей. С другой стороны, есть регионы (самый характерный пример - Владимирская область), где низкая покупательная способность сочетается с низким, по российским меркам, уровнем бедности.

   В 90-е годы регионы России  разделились на два типа. С  одной стороны это “открытые”, связанные с мировой экономикой  сырьевые регионы с экспортной  ориентацией, а также крупнейшие  города с быстро растущим третичным сектором, а с другой – “закрытые” регионы с внутренней экономикой и наиболее сильным экономическим спадом.

 Для анализа современного состояния  социально-экономического развития региона  необходимо учитывать разные стартовые  условия, в которые изначально поставлены регионы. В первом приближении можно выделить следующие особенности:  климатические, геологические, ландшафтные и другие. Наиболее простым примером может служить то, что при одинаковой заработной плате, даже при одинаковых ценах на товары, люди, живущие в условиях холодного климата, будут вынуждены приобретать больше одежды, чем жители жарких мест [26].

 Огромное  влияние на жизнь населения оказывает  экономико-географическое положение, транспортно-географическое положение, приграничное положение, производственно-географические, социально-географические и другие факторы.

 Рассмотрим  данные по качеству жизни в регионах Российской Федерации за последний  год [27]. Прошедший кризисный год российские регионы переживали по-разному. Например, в Москве, несмотря ни на что, доходы населения выросли по сравнению с 2008 годом на целых 16 процентов.

 В Дагестане, Калмыкии, Адыгее - больше чем на 10 процентов. А некоторые регионы сделали рывок в росте промышленного производства - Сахалинская область прибавила за год почти 22 процента, Ненецкий автономный округ - более 30 процентов. Легче всего пережили кризис менее развитые регионы.

 Социально-экономическое  состояние регионов было очень неровным, доходы населения снизились более чем в половине субъектов, больше всего - почти на 15 процентов - в Кемеровской области и Алтайском крае. В целом по стране доходы граждан за год выросли на 0,9 процента. При этом небольшой кризисный спад доходов и заработков населения летом 2009 года был преодолен к концу года. Это следствие использования государством накопленных финансовых резервов, которые позволили повысить пенсии, пособия и другие социальные выплаты, смягчив кризисное падение заработной платы.

 Спад  промышленного производства был  самым сильным в Самарской, Орловской, Нижегородской областях и Чувашской Республике, где промышленность обвалилась по сравнению с 2008 годом почти на четверть. Но в целом ситуация с промпроизводством также стала постепенно выправляться во второй половине года. Нарастить промышленность удалось за год 14 регионам.

 Эксперты делят все регионы на три большие группы. В первой группе - 27 регионов с сильным промышленным спадом (более 20 процентов) на начало прошлого года. Во второй группе - 31 регион со средним промышленным спадом (от 6 до 19 процентов). В третьей группе - самые благополучные субъекты. Из первой группы, имеющей самые большие проблемы, к концу года наметился рост в "металлургических" регионах. Из средней, труднее всего выходят из кризиса ведущие газодобывающие регионы страны - Ямало-Ненецкий АО и Астраханская область, медленно восстанавливается промышленность Красноярского края.

 Экономически  развитые регионы, где до кризиса был высокий уровень инвестирования, за прошлый год потеряли больше всех - до 25 и более процентов. В то время как средне и слабо развитые регионы Центра и Юга сохранили или даже увеличили уровень инвестиций. На хорошем уровне остались инвестиции в регионах, разрабатывающих значимые месторождения полезных ископаемых (республики Коми, Якутия, Красноярский край, Чукотский АО), а также в Приморском крае, где идет подготовка к саммиту АТЭС. Медленно растут инвестиции в Краснодарском крае, рост финансирования объектов Олимпиады в Сочи не может компенсировать инвестиционные потери остальной части края. По сравнению с первым полугодием спад инвестиций все же замедлился - с 19 до 16 процентов.

 Исходя  из полученной информации, можно сказать, что в регионах России распределение  благосостояния населения происходит весьма неравномерно. И для определения  показателей уровня жизни, необходимо рассматривать каждый регион в отдельности, что бы получить более точную картину. Так как каждый регион имеет свои особенности, которые оказывают влияние на благосостояние граждан проживающих в данном регионе.   

 2.3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ  БЕДНОСТИ 

 Бедность не сократится автоматически, только на основе экономического роста. Необходима политическая воля для решения важнейшей задачи – разработки и реализации новой политики распределительных отношений, препятствующей дискриминации бедных при их доступе к ресурсам (рабочим местам, доходам, социальным трансфертам).

 Основные  направления борьбы с бедностью  определяются факторами ее формирования. Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.

 С другой стороны необходимо обеспечивать систему социальной защиты населения. Государственная система социальной защиты включает: пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за детьми, жилищные пособия [16].

 Традиционная  для России модель - защищать население путем реализации товаров и услуг первой необходимости по низким ценам - создает порочный круг бедности. В итоге: производители этих товаров и услуг не получают доходов, достаточных для развития и модернизации, и даже для адекватной заработной платы (после выплат в бюджет); внутренний рынок (по этой категории товаров и услуг) с его низким платежеспособным спросом оказывается второсортным, а обеспечивающие его предприятия подвергаются косвенной финансовой дискриминации. 

 Различные эксперты сошлись во мнении, что для решения проблемы бедности требуется в первую очередь [28]:

  • ужесточение контроля за всеми естественными монополиями (в том числе - ЖКХ), включая вопросы ценообразования на их продукцию и услуги, а также адекватную оценку их издержек (особенно в "сырьевом" секторе);
  • административная реформа, и не столько в традиционном смысле (сокращения), а решение проблемы качества услуг, предоставляемых государством гражданам, включая "настойчивое разъяснение" государственным чиновникам всех уровней идеи равенства форм собственности;
  • ликвидация сращивания бизнеса и власти;
  • минимизация подзаконных актов министерств и ведомств, которые позволяют им поддерживать их "государственно защищенную" конкурентоспособность по отношению к частному сектору;
  • изменение налогового законодательства.

 Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения  качества жизни российских граждан  силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами  гражданского общества [29]:

  • совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;
  • содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;
  • создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;
  • улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан;
  • обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;
  • совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

 Стратегическая  задача снижения уровня бедности может  объединить нацию, независимо от тех  или иных политических предпочтений граждан, их материального и социального  статуса. 

 Одним из факторов удачной борьбы с бедностью является стабильный экономический рост в стране. Только в этом случае предпринимаемые меры принесут результат. К основополагающим мерам по борьбе с бедностью можно отнести следующие:

  • увеличение заработной платы (особенно в бюджетной сфере);
  • увеличение социальных пособий и пенсий;
  • увеличение МРОТа и прожиточного минимума;
  • увеличение занятости населения.
 

     Также необходимо отметить, что экономический кризис существенно усложнил борьбу с бедностью, так как при экономическом спаде, реализация вышеназванных мер не является эффективной. Например, каким можно образом увеличить занятость населения, если на предприятиях, в связи с финансовым кризисом, происходят массовые увольнения работников. Увеличения социальных пособий и пенсий тоже ни к чему не ведут, потому что увеличиваются цены на продукты питания.  

Нужна ясная стратегия борьбы с бедностью, которая, как считает директор научных  программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, будет эффективна при решении следующих первоочередных задач. Первая - сделать доступными и адресными ресурсы социальной защиты для крайне бедных (а их количество составляет не менее 10 процентов населения). Вторая - увеличить доходы граждан, имеющих определенный профессиональный, социальный и адаптационный потенциал. Это позволит людям не только удовлетворить минимальные потребности (в питании, одежде и обуви), но и получить необходимый уровень здравоохранения, образования и культуры. Именно рост заработной платы вкупе с эффективными адресными социальными программами являются определяющими факторами сокращения бедности.

 По  мнению Всемирного банка, для решения  проблемы бедности России нужно кардинальным образом пересмотреть политику социальных выплат. Банк призывает Россию повысить адресность действий по снижению бедности и сфокусировать свои действия на особо бедных гражданах (как нетрудоспособных, так и трудоспособных, но безработных, в первую очередь в регионах), повысив им социальные выплаты. Правда, российские эксперты не соглашаются с такой точкой зрения и говорят, что самое главное на сегодня - не повышать трудоспособным безработным пособия, а пытаться обеспечить их рабочими местами.

Информация о работе Проблема бедности в России