Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 13:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – попытаться отразить картину бедности в России с точки зрения экономики, но при этом показать социальную и нравственную стороны этой проблемы.
Введение……………………………………………………………….... 3
1. Бедность как социально-экономическая проблема
1.1. Понятие и критерии определения бедности
1.2. Причины возникновения бедности
1.3. Дифференциация доходов населения
2. Анализ проблемы бедности в России
2.1. Уровень жизни в стране
2.2. Региональное распределение благосостояния
2.3. Пути решения проблемы бедности
Заключение……………………………………………………………… 27
Список литературы…………………………………………………….. 29
Приложение 1………………………………………………………….. 31
Приложение 2………………………………………………………….. 34
При рассмотрении проблемы бедности как социального явления, можно выделить две причины ее возникновения:
Независимо
от того, каковы первичные причины бедности,
раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться.
Чем больший процент населения страны
находится за чертой или около черты бедности,
тем больше у этой страны шансов попасть
в "порочный круг нищеты". Ведь если
значительная часть населения бедная,
она не может приобретать товары, в результате
не хватает производственных инвестиций,
что ведет к невозможности развивать экономику
и повышать заработную плату трудящихся.
При этом стране, в которой значительная
часть населения живет в бедности, труднее
вырваться из нищеты.
1.3.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ
НАСЕЛЕНИЯ
«Единственное отличие между богатыми и другими людьми, — сказала однажды Мэри Колам Эрнесту Хемингуэю, — состоит в том, что у богатых больше денег» [11]. Один из источников социальной напряженности в любой стране – разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства.
Главными
составляющими денежных доходов
населения являются оплата труда, доходы
от предпринимательской
Дифференциация
доходов населения, один из важнейших
социально-экономических
Основными факторами, влияющими на дифференциацию доходов, являются различия:
Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Кривая Лоренца — это графическое изображение концентрации отдельных элементов совокупности по группам: концентрация населения по группам семей с разным уровнем душевого дохода.
Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.
При абсолютном неравенстве по оси ординат должно быть 0, 0, 0, 0, 0,100. Это означает, например, в случае с концентрацией доходов семей: все население, за исключением одной семьи, не имеет доходов, а эта одна семья получает весь доход. Это практически гипотетический случай, который вряд ли можно ожидать. Очевидно, что фактически нельзя ожидать ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства в распределении доходов среди населения.
Рис.1.
Кривая Лоренца [13, 379]
Кривая
Лоренца демонстрирует
Относительная характеристика неравенства в распределении доходов определяется при помощи коэффициентов концентрации Лоренца и Джини [14].
Коэффициент Лоренца — это доля площади отклонения от равномерного распределения диагонали квадрата в половине площади этого квадрата; либо это отношение фактической суммы абсолютных разностей долей в объеме совокупности и в объеме признака по группам к максимально возможному значению этой суммы.
Коэффициент
Джини — это сравнение площади,
которая находится между
Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных, в разных странах этот коэффициент изменяется в пределах от 5 до 15 [15].
Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка страны, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.
ГЛАВА
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ
В РОССИИ
2.1.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
В СТРАНЕ
Термин «уровень жизни» существует и используется вместе с целым семейством близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни, степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся, положение населения. Прежде всего – это народное благосостояние: сложное социально – экономическое явление, связывающее характеристики уровня, образа и качества жизни населения [16]. Оно отражает развитие потребностей людей, состояние и способы их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни.
Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Он характеризует материальное состояние определённого слоя или группы населения. Повышение уровня и качества жизни – результат экономического роста и его условие. Уровень жизни характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей.
Качество жизни включает также
социальные результаты
Социологи выделяют четыре уровня жизни населения [17]:
Системы показателей уровня жизни населения, как правило, отражают степень удовлетворения материальных и духовных потребностей домашних хозяйств и в то же время включают характеристики, расширяющие рамки чисто потребительского подхода. Так, при оценках и межстрановых сопоставлениях уровня жизни (благосостояния) (методики ООН и др.) наиболее часто используются следующие группы индикаторов [18].
1. ВВП
на душу населения. Доля
2. Уровень
реальных доходов населения.
3. Показатели
распределения населения по
4. Общий
уровень потребления
5. Белково-калорийная
ценность суточного рациона
6. Обеспеченность жильем и основными предметами длительного пользования (на 1 семью / домашнее хозяйство и одного человека).
7. Ожидаемая
продолжительность жизни у
8. Общий
уровень безработицы (число
9. Доля государственных расходов на образование и здравоохранение в ВВП.
10. Обеспеченность населения услугами здравоохранения (число врачей и больничных коек на 10 000 чел).
11. Образовательный
уровень населения (
Согласно данным, опубликованным на сайте ООН в докладе о развитии человека за 2009 год, в рейтинге стран, пригодных для проживания, Россия возглавила восьмой десяток, то есть расположилась на 71 месте [19].
В Российской Федерации сбором, обработкой и анализом разнообразной, объективной и полной статистической информации занимается Федеральная служба государственной статистики. В приложении 1 приведены данные по различным факторам уровня жизни в России.
При рассмотрении продолжительности жизни в России (Приложение 1. Рисунок 1.) можно выделить четыре отрезка времени 1990–1994, 1994–1998, 1998–2003 и 2003–2009 годы. Продолжительность жизни снижалась в первом и третьем периодах, но темп ее снижения в 1998–2003 годах более чем в 2 раза ниже, чем в 1990–1994 годах. Падение ожидаемой продолжительности жизни населения России в 1990-х гг. не имеет прецедентов в современном мире по своему размаху. Отчасти оно объясняется повышением алкогольнозависимой смертности после отмены антиалкогольных мер, распадом СССР и кризисом 1998 года. В последние годы наблюдается стабилизация ситуации. Заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов [20].
Если говорить о заболеваемости населения России (Приложение 1. Таблица 1.) , то можно увидеть, что рост показателей заболеваемости наблюдается практически по всем классам болезней. Рост заболеваемости связан с общими причинами социально-экономической нестабильности в стране (социальный стресс, плохое питания, ухудшение санитарно-эпидемической обстановки, экономический кризис и т.д.). Повышение заболеваемости населения, может привести к снижению трудового и интеллектуального потенциала страны.
Анализируя данные о занятости и безработицы в стране (Приложение 1. Таблицы 2,3.) можно сделать вывод о том, что в последние годы идет снижение уровня безработицы. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по состоянию на 31 марта 2010 года составила 2 млн. 251 194 человека. Темпы прироста численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в аналогичный период 2009 года составляли 1,6% [21]. По мнению Жукова причины снижения уровня безработицы связаны с оживлением в экономике и в промышленности в последнее время и с реализацией региональных программ по стабилизации на рынке труда [22].
Сегодня для России уровень ее образования является одним из немногих факторов, которые обеспечивают ей место среди развитых государств и дают ей основание рассчитывать на продолжение пребывания в этой группе. При рассмотрении уровня образования в стране (Приложение 1. Рисунок 2.) можно утверждать, что система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. И эти изменения ведут к количественному и качественному улучшению состояния образованности в стране.
В настоящее время среди жителей России наблюдается широкое распространение ощущения собственной бедности (Приложение 2). Соответственно в стране высокий уровень субъективной бедности, а он не может не сопровождаться высоким уровнем абсолютной бедности.