Проблема бедности и социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

На настоящем этапе развития человечества проблема бедности и социального расслоения является весьма актуальной для нашего общества. Эта проблема носит глобальный характер: бедные люди есть как в развивающихся, так и в высокоразвитых странах. Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не может обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества.

Оглавление

Введение 3
1 Общие понятия 5
1.1 Определение бедности 5
1.2 Основные понятия 7
2 Факторы, влияющие на возникновение бедности 11
2.1 Некоторые факторы, влияющие на возникновение бедности 11
2.2 Темпы экономического роста. Распределение доходов населения 13
3 Социальная защита населения. Особенности ее реализации в Республике Беларусь 17
3.1 Понятие социальной политики и социальной защиты населения 17
3.2 Формы социальной защиты населения и особенности их реализации в Республике Беларусь 20
3.3 Способы преодоления бедности в Республике Беларусь 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение

Файлы: 1 файл

Актуальность проблемы.doc

— 745.50 Кб (Скачать)

    Г) Социальное обслуживание предназначено для оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг, создания условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Его принципами являются: адресность, гуманизм, социальная справедливость, доступность, конфиденциальность, добровольность.

    Услуги  социального обслуживания могут предоставлять государственные и частные организации (социальные приюты, дома-интернаты, отделения социальной помощи  на дому и др.). В Республике Беларусь принят Закон «О социальном обслуживании», отрабатываются и внедряются нормативы социального обслуживания.

    Во  всех 156 районах страны работают отделения  социальной помощи на дому, обслуживающие  более 62 тыс. граждан, преимущественно  в сельской местности. В основном 12.5 тысяч социальных работников имеют  дело с одинокими или проживающими отдельно пенсионерами. [11, с.80] Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным – на условиях частичной оплаты. Социальное обслуживание обходится в 10 раз дешевле, чем содержание людей в стационарных социальных учреждениях. 

    К числу оказываемых социальных услуг  относятся оказание помощи в ведении  домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь.

    В ряде крупных городов открыты приюты для бездомных, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми. В стране создан Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов, действует 24 центра социального обслуживания семьи и детей, 24 социально-педагогических центра, 74 приюта для несовершеннолетних, 97 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

    Основными принципами совершенствования системы  социальной защиты в республике на сегодняшний день являются [12, с.159, 161]:

  1. Четкое разграничение функций социальной помощи и социального страхования с приоритетом последнего.
  2. Дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности. Основной социальной гарантией для трудоспособных членов общества должно стать создание условий для получения трудового дохода и защита основных прав граждан в сфере труда.
  3. Разработка программ адресной помощи с учетом потребностей конкретных регионов и сегментов населения.
  4. Расширение роли в социальной защите некоммерческих неправительственных организаций, в том числе международных.
  5. Развитие системы добровольного социального страхования с целью минимизации последствий социальных рисков.  

3.3 Способы преодоления бедности в Республике Беларусь

    В этом разделе я бы хотела выразить свои мысли относительно мер по преодолению бедности в РБ. Так как проблема дифференциации доходов населения  не столь существенна для нашей страны (что было отмечено в предыдущей главе), то деятельность правительства в этом направлении, на мой взгляд, должна быть связана с личностным фактором и фактором экономического роста.

    Среди мер, принятие которых способно повлиять на уровень бедности в стране, наиболее существенными представляются следующие:

  • Обеспечение политической и экономической стабильности в стране. При воплощении этого пункта в жизнь улучшение инвестиционного климата обеспечит поступление иностранного капитала в страну. Это, в свою очередь, благоприятно повлияет на экономику, обеспечивая рост уровня жизни населения.
  • Изменения в законодательстве. Было бы разумно внести изменения в те пункты законодательства, которые позволят открыть новые источники доходов для бюджета страны и населения. Сюда в первую очередь стоит отнести законы и нормы, касающиеся транзита через Беларусь. На мой взгляд, это существенный потенциальный источник доходов, при использовании которого мы бы могли существенно усилить материальную базу страны, что в свою очередь повлечет снижение уровня бедности.
  • Поддержка экономической инициативы населения со стороны правительства. Сюда следует отнести поддержку малого бизнеса, упрощение системы кредитования. Это создает рабочие места, сокращая тем самым уровень безработицы, и дает возможность людям своими силами и инициативой обеспечить себе достойный образ жизни.
  • Поддержка потенциально успешных предприятий, которые без помощи государства, возможно, не смогут полностью реализовать свой потенциал, но, реализовав его, внесут существенный вклад в экономику страны. При грамотном отборе предприятий подобные  инвестиции окупятся и принесут существенный доход.
  • Оптимизация механизмов социальной защиты – рациональное увеличение пенсий, стипендий, дотаций, льгот  и т.д., отмена незаслуженных и неоправданных льгот и др.
 
 
 

    Таким  образом,  можно сказать, что  одной  из важнейших составляющих государственного регулирования социальных процессов и социальной политики является социальная защита населения.

    Основными формами социальной защиты, сложившимися в настоящее время в большинстве  стран, являются:

  • законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе минимальных стандартов;
  • социальное страхование;
  • социальная помощь;
  • социальное обслуживание;
  • целевые социальные программы.

        Оценивая в целом систему социальной защиты в Республике Беларусь, можно выделить следующие ее особенности:

  • преобладание в системе социальной защиты пособий общего характера без оценки нуждаемости граждан;
  • преимущественная ориентация системы социальной защиты на городское население;
  • широкий диапазон льгот различным категориям населения;
  • неразвитость механизмов добровольного социального страхования, в том числе негосударственного.

      Основными формами социальной  защиты  в РБ являются:

    А) Минимальный уровень государственных  социальных гарантий;

    Б) Социальное страхование;

    В) Социальная помощь;

    Г) Социальное обслуживание.

    Социальная  политика государства может во многом видоизменять границы и содержание бедности. И одна из важнейших ее составляющих – социальная защита населения.

      В заключение этой главы хотелось  бы отметить, что среди мер,  принятие которых способно повлиять на уровень бедности в нашей стране, наиболее существенными представляются следующие:

    1.Обеспечение  политической и экономической  стабильности в стране.

    2. Изменения в законодательстве.

    3.Поддержка  экономической инициативы населения со стороны   правительства.

    4. Поддержка потенциально успешных  предприятий.

    5. Оптимизация механизмов социальной  защиты. 
 
 
 
 
 

 

    

    Заключение

    В данной работе была рассмотрена проблема бедности и социальная защита населения, а также изучены следующие  вопросы:

  • основные инструменты для измерения уровня бедности;
  • особенности  распространения бедности по миру и в Республике Беларусь;
  • факторы, обуславливающие возникновения бедности;
  • возможные способы преодоления бедности в РБ;
  • формы социальной защиты населения в РБ;
  • основные направления развития системы социальной защиты в РБ.

    Итак, бедность - это состояние длительного  вынужденного отсутствия необходимых  ресурсов для обеспечения удовлетворительного  образа жизни. Измерить уровень бедности помогают показатели «черта бедности» и «индекс человеческой бедности», применяемые во всем мире.

    Основными причинами возникновения бедности являются низкие или отрицательные  темпы экономического роста, неравномерное  распределение доходов среди  населения безработица и другие. В Беларуси национальной чертой малообеспеченности является бюджет прожиточного минимума, который в 2006г. составил 166,2 тыс. руб. в месяц на душу населения. Изучение проблемы бедности в Республике Беларусь показало следующие возможные пути ее решения:

  • экономическая и политическая стабильность развития страны;
  • совершенствование законодательства;
  • поддержка экономической инициативы населения;
  • поддержка потенциально успешных предприятий;
  • оптимизация механизмов социальной защиты.

    Социальная  защита, являясь одновременно функцией общества по обеспечению неотъемлемых и общепризнанных социальных прав человека и комплексом целенаправленных мероприятий для поддержания наиболее уязвимых слоев населения, в большинстве стран выражается в следующих формах: социальные гарантии, социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание и целевые социальные программы. Все эти формы реализованы и в Республике Беларусь.

    Для совершенствования системы социальной защиты в стране были предложены следующие  действия:

  • более дифференцированный подход к  различным слоям и группам населения;
  • развитие программ адресной помощи;
  • повышение роли «третьего сектора» (неправительственных организаций);
  • развитие системы добровольного социального страхования;
  • приоритет социального страхования перед социальной помощью.

    Таким образом, при написании курсовой работы были решены поставленные задачи: рассмотрена проблема бедности, факторы, влияющие на ее возникновение, и отражено состояние бедности в нашей стране, изложены возможные способы преодоления бедности; изучены основные формы социальной защиты населения и специфика их реализации в Республике Беларусь.  

      

    Список использованных источников

 
  1. Global Issues : social, political, economic and environmental issues that affect us all. Электронный ресурс. [режим доступа: http://www.globalissues.org/TradeRelated/Facts.asp] (17.11.2007)
  2. Е. Е. Румянцева. Бедность как глобальная проблема // МЭ и МО. 2003. №2. (с. 57-65) – 287 с.
  3. Е.Ш. Гонтмахер. Социальная политика в России: уроки 90-х. М.: Гелиос   АРВ, 2000. – 450 с.
  4. А.В. Бондарь, В.А Воробьев, Л.Н.Новикова [и др.]. Макроэкономика: учеб. пособие. Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
  5. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2007 года. – 614 с.
  6. Республика Беларусь в цифрах, краткий статистический сборник. Мн., 2006. – 346 с.
  7. Доклад о развитии человека за 2003 год. Мн.: Юнипак, 2003. – 368 с.
  8. Беларусь и Мир. Аспекты устойчивого развития. Мн.: УП “Технопринт”, 2003. – 171 с.
  9. Н.Н.Бондарь, А.И.Терлиженко. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2005. – 146 с.
  10. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь: Информация по проекту Закона Республики Беларусь ”О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан“. Электронный ресурс. [режим доступа: http://house.gov.by/index.php/,4643,14030,,,0,0,0.html] (24.11.2007)
  11. Проблемы развития национальной экономики Беларуси (теоретические и практические аспекты) / Под общ. ред. В.Н.Шимова. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2002. – 751 с.
  12. Е.И.Удовенко. Социальная карта: реальная возможность совершенствования предоставления льгот населению Беларуси // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2003. №1.
  13. К.Р.Макконнел, С.Л.Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Москва: Инфра-М, 2006. – 400 с.
  14. А.П.Морова. Социальная политика в сфере трудовых отношений. Мн.: ИСПИ, 2000. – 734 с.
  15. Социальная политика: Учеб. - метод. комплекс / Авт.-сост. Е.М.Комлик. Мн.: ФУСТ БГУ, 2002. – 734 с.
  16. International Monetary Fund, World Economic Database. Электронный ресурс. [режим доступа:   http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2007/02/weodata/weoselco.aspx?g=110&sg=All+countries+%2f+Advanced+economies] (11.10.2007)

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения