Проблема бедности и социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

На настоящем этапе развития человечества проблема бедности и социального расслоения является весьма актуальной для нашего общества. Эта проблема носит глобальный характер: бедные люди есть как в развивающихся, так и в высокоразвитых странах. Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не может обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества.

Оглавление

Введение 3
1 Общие понятия 5
1.1 Определение бедности 5
1.2 Основные понятия 7
2 Факторы, влияющие на возникновение бедности 11
2.1 Некоторые факторы, влияющие на возникновение бедности 11
2.2 Темпы экономического роста. Распределение доходов населения 13
3 Социальная защита населения. Особенности ее реализации в Республике Беларусь 17
3.1 Понятие социальной политики и социальной защиты населения 17
3.2 Формы социальной защиты населения и особенности их реализации в Республике Беларусь 20
3.3 Способы преодоления бедности в Республике Беларусь 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение

Файлы: 1 файл

Актуальность проблемы.doc

— 745.50 Кб (Скачать)
 

    Примечание. Источник: [5, с.34].

      Из таблицы видно, что экономика  нашей страны переживает подъем. Тенденция роста экономики Беларуси  в конечном итоге привела к  тому, что численность населения,  находящегося за чертой бедности, начала сокращаться (см. Таблицу 1). Это еще раз подтверждает тесную связь между темпами экономического роста и уровнем бедности.

    Интересные  данные были опубликованы в «Докладе о развитии человека за 2003 год». Ученые пришли к следующему выводу: для  удвоения доходов населения страны через поколение с 1 до 2 долларов США в день при неизменных уровнях неравенства в распределении дохода, необходимо чтобы рост экономики в стране составлял 3 и более процента в год. [7, с.55]

    Фактор  экономического роста включает в  себя ряд причин, также оказывающих  влияние на показатели бедности. Это разнообразные политические и экономические кризисы (мировые и внутригосударственные), цикличность экономики, политика правительства, инфляция (как проявление кризиса), безработица и т.д. Так, между уровнем безработицы и уровнем бедности существует прямая зависимость. По данным, представленным на диаграмме (рис.2), мы видим, что число безработных в нашей стране начало сокращаться с 2003г. Численность безработных,  зарегистрированных в органах государственной службы занятости, на конец декабря 2006г. составила 52 тыс. человек, что на 23,4% меньше, чем в декабре 2005г. Уровень зарегистрированной безработицы, по оценке, составил 1,2% от экономически активного населения (на конец декабря 2005г. - 1,5%). Все это способствовало сокращению уровня бедности.[6, с.90].   

    Рис.2. Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения 
 

      Следующим фактором, влияющим на  уровень бедности в стране, является  неравномерное распределение доходов  населения.

    Часто складывается такая ситуация, что страны с одинаковым уровнем доходов характеризуются различными показателями доли населения, находящейся за чертой бедности. Это может произойти в том случае, если, к примеру, в одной стране доход распределен достаточно равномерно, а в другой на небольшое количество наиболее обеспеченного населения приходится  большая часть совокупного дохода страны.

    Тема  дифференциации доходов весьма актуальна в наши дни, постепенно происходит рост осознания глобального неравенства. Доходы 5 % самых богатых в мире в 114 раз выше доходов самых бедных. Доходы 1 % самых богатых составляют столько же, сколько доходы 57% самых бедных. 25 миллионов самых состоятельных американцев имеют такой же доход, как и 2 миллиарда самых бедных людей в мире. [7]

    Прежде  всего, хотелось бы отметить причины  неравенства в доходах среди  населения одной страны. К ним  относятся:

  • Различия  в интеллектуальных, физических, и других способностях.
  • Различия  в уровне полученного образования и профессиональной подготовки.
  • Различия  в образах осуществления профессиональной деятельности и способности к предпринимательскому риску.
  • Владение собственностью. Право наследования и тот факт, что "богатство порождает богатство", усиливают  роль фактора.
  • Удача, связи, несчастья и дискриминация. Иногда высокие доходы объясняются открытием месторождения нефти на заброшенной ферме или встречей с нужным газетным репортером. Нельзя сбрасывать со счетов и роль личных контактов или политического влияния в получении высоких доходов. С другой стороны, множество несчастий, влияющих на экономическое положение семьи, таких, как длительная болезнь, несчастный случай, смерть кормильца  и безработица,  могут привести семью к бедности. Бремя таких несчастий распределяется очень неравномерно среди населения, что способствует неравенству доходов.    

    Для измерения степени неравенства  среди населения используются следующие  инструменты:

    Кривая  Лоренца – кривая, показывающая, какую долю в совокупном доходе страны за год получили определенные процентные группы населения, начиная с беднейших и заканчивая самыми богатыми.

    Она имеет следующий вид:

      
 
 
 
 
 
 

                 
 
 

    Рис. 3. Кривая Лоренца

    Примечание. Источник: [8, с.775].

    По  горизонтальной оси откладывается  процент семей, располагающий определенным уровнем дохода, а по вертикальной – доля совокупного дохода, приходящегося на эту часть семей. Соединение долей в суммарном доходе для различного процента семей дают кривую Лоренца. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении дохода  отражает прямая ОЕ, когда 20% семей располагают 20% совокупного дохода, 40% семей – 40% и так далее. Чем сильнее изогнута кривая Лоренца страны, тем менее равномерным является распределение доходов в ней.

    Квинтильный коэффициент – показатель, выражающий соотношение между минимальными доходами 20%  самых богатых граждан и 20% самых бедных (часто берется интервал в 10%, тогда коэффициент называется децильным). Он показывает разрыв между богатыми и бедными, тем самым определяя степень неравенства в распределении дохода в стране. 

    Коэффициент дифференциации доходов (коэффициент фондов) – соотношение между средними доходами 10% самого богатого населения и 10% наименее обеспеченного населения. Чем выше этот коэффициент, тем больше неравенство в доходах и выше степень дифференциации населения. [4, c.288]

    Коэффициент Джини – коэффициент, позволяющий сопоставить степень неравенства в распределении доходов сразу во многих странах. Он рассчитывается как отношение площади между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства к площади треугольника под той же прямой. Индекс Джини равный нулю соответствует ситуации абсолютного равенства, а индекс равный единице – абсолютному неравенству. Естественно, этот показатель всегда больше нуля, но меньше единицы. Коэффициент Джини по миру составляет 0.66. Тогда как значение превышающее 0,4 отражает высокую степень расслоения в обществе. Для Беларуси этот коэффициент составляет 0,304. [4, с.289]  
 
 

    Исходя  из вышесказанного можно заключить:  на уровень бедности в стране влияют темпы ее экономического роста. Фактор экономического роста включает в себя ряд причин, также оказывающих влияние на показатели бедности. Это разнообразные политические и экономические кризисы цикличность экономики, политика правительства, инфляция, безработица и др. Все эти причины непосредственно связаны с экономическим ростом. Следующим фактором, влияющим на уровень бедности в стране, является неравномерное распределение доходов населения. Тема дифференциации доходов весьма актуальна в наши дни. Показатели дифференциации можно рассчитать с помощью ряда коэффициентов. 
 

 

    

    3 Социальная защита  населения. Особенности ее реализации в Республике Беларусь

3.1 Понятие социальной  политики и   социальной защиты  населения

 

    Социальная  политика – система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. Объект социальной политики – отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъект социальной политики – это тот, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует ее. [4, c.275]

    Социальная  политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

    Социальная  политика призвана выполнять следующие  функции:

  1. стимулирование экономической активности населения;
  2. гарантия обеспечения минимального уровня жизни;
  3. стабилизация и поддержание социального мира и спокойствия;
  4. оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.

    Социальная  политика, преследуя определённые цели, осуществляется по следующим направлениям:

  1. стимулирование достижения полной занятости населения (политика занятости);
  2. снижение степени дифференциации доходов (политика доходов);
  3. обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения;
  4. социальное партнёрство;
  5. защита здоровья нации;

        6.  обеспечение защиты окружающей  среды

     Одной из важнейших составляющих государственного регулирования социальных процессов и социальной политики является социальная защита населения. В широком смысле слова социальная защита – это функция общества по обеспечению неотъемлемых и общепризнанных социальных прав человека, в том числе достойного уровня жизни, если он в силу каких-либо обстоятельств потерял возможность к извлечению доходов от трудовой деятельности. В узком смысле социальная защита – система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Социальный риск – это признаваемое обществом вероятное событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, к утрате заработка как источника средств к существованию.

    К числу признанных социальных рисков в мировой практике относятся: болезнь, беременность и роды, содержание детей, инвалидность, старость, безработица, потеря кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, , природные, техногенные и военные чрезвычайные ситуации.    [4, c.296]   

    Социальная  защита населения должна базироваться на международном и национальном законодательствах, финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре, обеспечивающих возможность ее практического применения.

    Субъектами  социальной защиты является не только государство в лице его органов  на различных уровнях, но также и  работодатели, институты гражданского общества и сами люди. В странах с переходной экономикой, к которым относится и Беларусь, социальная защита осуществляется в основном государством.

    Основными формами социальной защиты, сложившимися в настоящее время в большинстве  стран, являются:

  • законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе минимальных стандартов;
  • социальное страхование;
  • социальная помощь;
  • социальное обслуживание;
  • целевые социальные программы.

    Основные  направления социальной защиты в  развитых странах мира представлены в Таблице 3.

    Таблица 3.Зарубежный опыт социальной защиты населения

Страна Особенности  социальной защиты
США
  1. Две основные программы содействия занятости населения:
  • «Помощь при изменении структуры торговли» - предусматривает оказание помощи уволенным работникам в результате увеличения импорта товаров;
  • «Экономические изменения и помощь работникам в адаптации к этим изменениям» - предполагает государственные субсидии для профессиональной подготовки и обеспечения работой уволенных
  1. В пенсионном обеспечении приоритет отдается накопительному принципу с ведущей ролью частного сектора.
  1. Материальная помощь нуждающимся       (критерии малообеспеченности значительно различаются в каждом штате)
Великобритания 1. Программа  профессионального обучения молодежи.

2. Создание некоммерческих  кооперативов социальной ориентации  для нетрудоспособных, престарелых,  детей дошкольного возраста

Швеция
  1. Социальная помощь женщинам:
    • пособие по беременности и родам (90% заработной платы);
    • оплачиваемый годовой отпуск по уходу за ребенком;
    • временное пособие по уходу за больным ребенком.
  2. Социальное обслуживание пенсионеров – помощь на дому, содержание домов для престарелых, скидки или полная отмена оплаты коммунальных услуг, услуг общественного транспортного и здравоохранения.
Помощь в обучении детей; в ряде случаев предоставляются  бесплатное питание и учебники
Япония Меры по стабилизации кадров и программы профессионального  обучения
Франция Меры по адаптации  к трудовой жизни социально незащищенных слоев населения

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения