Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа
На настоящем этапе развития человечества проблема бедности и социального расслоения является весьма актуальной для нашего общества. Эта проблема носит глобальный характер: бедные люди есть как в развивающихся, так и в высокоразвитых странах. Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не может обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества.
Введение 3
1 Общие понятия 5
1.1 Определение бедности 5
1.2 Основные понятия 7
2 Факторы, влияющие на возникновение бедности 11
2.1 Некоторые факторы, влияющие на возникновение бедности 11
2.2 Темпы экономического роста. Распределение доходов населения 13
3 Социальная защита населения. Особенности ее реализации в Республике Беларусь 17
3.1 Понятие социальной политики и социальной защиты населения 17
3.2 Формы социальной защиты населения и особенности их реализации в Республике Беларусь 20
3.3 Способы преодоления бедности в Республике Беларусь 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение
Примечание. Источник: [7, с. 82-83].
Оценивая в целом систему социальной защиты в Республике Беларусь, можно выделить следующие ее особенности:
Расходы на различные
Расходы Фонда социальной
Таблица 4. Расходы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
19901) | 19952) | 20003) | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Миллиардов
рублей
(в фактически действовавших ценах) | |||||||
Расходы
– всего
в том числе на: |
2287 | 12679 | 962 | 3988 | 5262 | 7024 | 8607 |
пенсии | 1660 | 9023 | 722 | 3034 | 4223 | 5586 | 7141 |
пособия
в том числе: |
499 | 1564 | 149 | 659 | 836 | 1020 | 1258 |
по временной нетрудоспособ-ности | 317 | 784 | 67 | 249 | 323 | 439 | 552 |
по беременности и родам, на рождение ребенка и по уходу за ребенком | 150 | 459 | 41 | 233 | 292 | 357 | 474 |
на детей малообеспеченным семьям | 9 | 235 | 33 | 135 | 164 | 149 | 138 |
другие расходы | 128 | 2092 | 91 | 295 | 203 | 418 | 208 |
В процентах к итогу | |||||||
Расходы
– всего
в том числе на: |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
пенсии | 72,6 | 71,2 | 75,1 | 76,1 | 80,2 | 79,5 | 83,0 |
пособия
в том числе: |
21,8 | 12,3 | 15,5 | 16,5 | 15,9 | 14,5 | 14,6 |
1) Миллионов рублей.
2) С учетом деноминации 1994 года (уменьшение в 10 раз).
3) С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).
Примечание. Источник [5, с.168]
Рассмотрим более подробно
А) Минимальный уровень государственных социальных гарантий, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, называется государственным минимальным социальным стандартом. В систему государственных минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь включаются стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания. Состав государственных минимальных стандартов приведен в Таблице 5.
Таблица 5. Состав государственных минимальных социальных стандартов
Область стандартов | Социальные стандарты |
Оплата труда |
|
Пенсионное обеспечение | Минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца |
Образование |
|
Здравоохранение |
|
Культура |
|
Жилищно-коммунальное обслуживание |
|
Социальная поддержка и социальное обслуживание |
|
Примечание. Источник: [11].
Б) Социальное страхование представляет собой систему компенсации населению последствий социальных рисков, основанную на взносах (отчислениях) работодателей, работников, а иногда и государства в специализированные фонды. Социальное страхование может осуществляться как через государственные, так и негосударственные фонды. Система негосударственного социального страхования в нашей стране только формируется и большой роли в системе социальной защиты не играет; в основном используется государственное социальное страхование, главными принципами которого являются:
К страховым случаям, при наступлении которых граждане имеют прав на получение выплат, относятся следующие социальные риски: болезнь, инвалидность, достижение пенсионного возраста, безработица и т.д. Соответственно выделяют следующие виды выплат по государственному социальному страхованию:
Финансирование выплат по
Наиболее важным направлением деятельности фонда социальной защиты населения является пенсионное обеспечение. В Республике Беларусь используется пенсионная система, основанная на принципе солидарности, т.е. работающее население финансирует потребности пенсионеров. Источниками финансирования являются страховые взносы нанимателей (35% фонда заработной платы) и работников (1% начисленного заработка). Пенсионная система республики включает:
Динамику среднего размера назначенной месячной пенсии в РБ можно увидеть в следующей таблице.
Примечание. Источник: [5, с.99].
В декабре 2006г. средний
Право на пенсию по возрасту имеют: мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Некоторые пенсии по возрасту назначаются на льготных условиях за работу с особыми условиями труда. Величина трудовых пенсий меняется в зависимости от роста средней заработной платы. Для Республики Беларусь характерен высокий уровень пенсионной нагрузки – 100 пенсионеров на 166 работающих.
В настоящее время в стране
идет реформирование системы
пенсионного обеспечения. С
В) Социальная помощь представляет собой финансирование из государственного бюджета потребностей отдельных индивидов или категорий населения в случае, если они не имеют дополнительных источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на получение помощи (совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека).
Всего на сегодняшний день в Беларуси существует более 200 видов льгот, правом на получение которых пользуется более 30 категорий граждан, а общее число получателей льгот и привилегий достигло около 7 млн. человек. [9, с.381-390].
Но 3 мая 2007 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект Закона Республики Беларусь ”О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан“, внесенный Советом Министров Республики Беларусь 19 сентября 2003 года. Указанный законопроект направлен на упорядочение действующих социальных льгот, закрепленных в законах Республики Беларусь.
Законопроектом
предлагается сохранить основные социальные
льготы, права и гарантии для категорий
граждан, которые имеют особый статус
за выдающиеся заслуги перед государством
либо в силу своего физического и
социального состояния
Героев
Беларуси, Героев Советского Союза, Героев
Социалистического Труда, полных кавалеров
орденов Отечества, Славы, Трудовой
Славы; участников и инвалидов Великой
Отечественной войны и
Вместе
с тем законопроектом предусмотрена
отмена и ограничение части
В основу законопроекта заложен подход о предоставлении льгот исключительно самому льготнику. В целом проект Закона направлен на совершенствование системы предоставления социальных льгот на основе принципов социально-экономической эффективности, адресности и гарантированности. [10]
Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения