Проблема бедности и социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

На настоящем этапе развития человечества проблема бедности и социального расслоения является весьма актуальной для нашего общества. Эта проблема носит глобальный характер: бедные люди есть как в развивающихся, так и в высокоразвитых странах. Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не может обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества.

Оглавление

Введение 3
1 Общие понятия 5
1.1 Определение бедности 5
1.2 Основные понятия 7
2 Факторы, влияющие на возникновение бедности 11
2.1 Некоторые факторы, влияющие на возникновение бедности 11
2.2 Темпы экономического роста. Распределение доходов населения 13
3 Социальная защита населения. Особенности ее реализации в Республике Беларусь 17
3.1 Понятие социальной политики и социальной защиты населения 17
3.2 Формы социальной защиты населения и особенности их реализации в Республике Беларусь 20
3.3 Способы преодоления бедности в Республике Беларусь 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение

Файлы: 1 файл

Актуальность проблемы.doc

— 745.50 Кб (Скачать)

     Примечание. Источник: [7, с. 82-83].

 

3.2 Формы социальной  защиты населения  и особенности  их   реализации  в Республике Беларусь

        Оценивая в целом систему социальной защиты в Республике Беларусь, можно выделить следующие ее особенности:

  • преобладание в системе социальной защиты пособий общего характера без оценки нуждаемости граждан;
  • преимущественная ориентация системы социальной защиты на городское население;
  • широкий диапазон льгот различным категориям населения;
  • неразвитость механизмов добровольного социального страхования, в том числе негосударственного.

      Расходы на различные социальные  программы в Беларуси без учета  образования и здравоохранения  составляют около 14% ВВП, что  почти в 1,5 раза превышает среднеевропейский  показатель, однако в силу разных причин эффективность белорусской модели остается достаточно низкой. Сегодня в органах по труду и социальной защите пенсии получают свыше 2,4 млн. чел. (каждый четвертый житель республики).

      Расходы Фонда социальной защиты  населения Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь представлены в следующей таблице.

    Таблица 4. Расходы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

  19901) 19952) 20003) 2003 2004 2005 2006
Миллиардов  рублей

(в  фактически действовавших ценах)

Расходы – всего

  в том числе  на:

2287 12679 962 3988 5262 7024 8607
пенсии 1660 9023 722 3034 4223 5586 7141
пособия

в том числе:

499 1564 149 659 836 1020 1258
по  временной нетрудоспособ-ности 317 784 67 249 323 439 552
по  беременности и родам, на рождение ребенка и по уходу за ребенком 150 459 41 233 292 357 474
на  детей малообеспеченным семьям 9 235 33 135 164 149 138
другие  расходы 128 2092 91 295 203 418 208
В процентах к итогу
Расходы – всего

  в том числе  на:

100 100 100 100 100 100 100
пенсии 72,6 71,2 75,1 76,1 80,2 79,5 83,0
пособия

в том числе:

21,8 12,3 15,5 16,5 15,9 14,5 14,6

    1) Миллионов рублей.

    2) С учетом деноминации 1994 года (уменьшение в 10 раз).

    3) С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).

    Примечание. Источник [5, с.168]

      Рассмотрим более подробно основные  формы социальной  защиты.

      А) Минимальный уровень государственных социальных гарантий, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, называется государственным минимальным социальным стандартом. В систему государственных минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь включаются стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания. Состав государственных минимальных стандартов приведен в Таблице 5.

    Таблица 5. Состав государственных минимальных социальных стандартов

Область стандартов Социальные  стандарты
 
    Оплата  труда
  1. Минимальная заработная плата
  2. Республиканские тарифы оплаты труда, определяемые по тарифным коэффициентам ЕТС
Пенсионное  обеспечение     Минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца
 
 
 
 
 
 
 
Образование
  1. Перечень бесплатных образовательных услуг (дошкольное, общее среднее и профессионально-техническое образование, на конкурсной основе – среднее специальное и высшее)
  2. Государственные образовательные стандарты
  3. Нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными образовательными услугами
  4. Нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения государственных учреждений образования
  5. Нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся в государственных учреждениях образования
    
 
 
 
 
 
 
 
Здравоохранение
  1. Нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение на одного жителя
  2. Перечень бесплатных медицинских услуг, оказываемых в государственных учреждениях здравоохранения
  3. Нормы и нормативы материально-технического, медикаментозного, кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения
  4. Нормы питания, обмундирования, мягкого инвентаря в государственных учреждениях здравоохранения
  5. Нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препаратами
    
 
 
 
Культура
  1. Перечень бесплатных и общедоступных услуг, оказываемых государственными учреждениями культуры
  2. Нормы и нормативы обеспеченности населения государственными учреждения культуры, оказывающими бесплатные и общедоступные услуги
 
 
 
Жилищно-коммунальное обслуживание
  1. Нормы общей площади жилого помещения
  2. Бесплатно предоставляемые жилые помещения социального пользования
  3. Перечень и объемы предоставляемых коммунальных услуг
  4. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе семьи
  5. Уровень платежей граждан в процентах от стоимости коммунальных услуг
 
 
Социальная  поддержка и социальное обслуживание
  1. Пособие в связи с рождением ребенка и воспитанием детей
  2. Пособия, материальная помощь малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам
  3. Перечень бесплатных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания
  4. Нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения государственных учреждений социального обслуживания

    Примечание. Источник: [11].

    Б) Социальное страхование представляет собой систему компенсации населению последствий социальных рисков,  основанную на взносах (отчислениях) работодателей, работников, а иногда и государства в специализированные фонды.  Социальное страхование может осуществляться как через государственные, так и негосударственные фонды. Система негосударственного социального страхования в нашей стране только формируется и большой роли в системе социальной защиты не играет; в основном используется  государственное социальное страхование, главными принципами которого являются:

  • гарантированность пенсий, пособий и иных выплат в соответствии с законодательством;
  • дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;
  • распространение системы социального страхования на всех работающих и работавших граждан и нанимателей независимо от формы собственности предприятия и вида трудовой деятельности.

    К страховым случаям, при наступлении  которых граждане имеют прав на получение  выплат, относятся следующие социальные риски: болезнь, инвалидность, достижение пенсионного возраста, безработица и т.д.            Соответственно выделяют следующие виды выплат по государственному социальному страхованию:

  • пенсии (по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца);
  • пособия и компенсации в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
  • пособия по временной нетрудоспособности (в том числе беременность, роды; отпуск по уходу за ребенком);
  • пособия по безработице.

      Финансирование выплат по государственному  социальному страхованию осуществляется из средств государственного бюджета и государственных фондов – фонда социальной защиты населения и Государственного фонда содействия занятости.

    Наиболее  важным направлением деятельности фонда  социальной защиты населения является пенсионное обеспечение. В Республике Беларусь используется пенсионная система, основанная на принципе солидарности, т.е. работающее население финансирует потребности пенсионеров. Источниками финансирования являются страховые взносы нанимателей (35% фонда заработной платы) и работников (1% начисленного заработка). Пенсионная система республики включает:

  1. трудовые пенсии (по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги). Эти пенсии являются страховыми и финансируются из Фонда социальной защиты населения.
  2. социальные пенсии, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии. Эти выплаты, как правило, производятся за счет средств госбюджета.

    Динамику  среднего размера назначенной месячной пенсии в РБ можно увидеть в следующей таблице.

Таблица 6. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь

       Примечание. Источник: [5, с.99].

      В декабре 2006г. средний размер  назначенной месячной пенсии  составил 277,6 тыс. рублей (121,1% от величины  среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров). Средний размер пенсии по возрасту составил 292,1 тыс. рублей, по инвалидности - 257 тыс. рублей, по случаю потери кормильца - 174,7 тыс. рублей, социальной пенсии — 112,6 тыс. рублей. Реальный   размер   назначенной   месячной   пенсии   (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен на товары и услуги) в декабре 2006г. по сравнению с декабрем 2005г. увеличился на 23,4%, по сравнению с ноябрем 2006г. уменьшился на 0,8%. Следует отметить, что  в соответствии с программой социально-экономического развития республики на 2006 – 2010 годы планируется, что к 2010 году пенсии в реальном выражении увеличатся не менее чем в полтора раза. [6, с.159]

    Право на пенсию по возрасту имеют: мужчины  по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Некоторые пенсии по возрасту назначаются на льготных условиях за работу с особыми условиями труда. Величина трудовых пенсий меняется в зависимости от роста средней заработной платы. Для Республики Беларусь характерен высокий уровень пенсионной нагрузки – 100 пенсионеров на 166 работающих.

       В настоящее время в стране  идет реформирование системы  пенсионного обеспечения. С 2003 г. введена система индивидуального учета страховых взносов, которая позволит обеспечить достоверность сведений о страховом вкладе каждого гражданина, создать информационную базу для назначения пенсий и повысить заинтересованность в уплате страховых взносов. Планируется также развивать дополнительные пенсионные накопительные системы. Размер будущей пенсии ставится в зависимость от профессионализма и величины уплаченных взносов. Некоторые предложения по совершенствованию пенсионной системы включены в Программу социально-экономического развития республики на 2006 – 2010 годы. В частности, наиболее кардинальным из них видится предложение о постепенном переходе к исчислению пенсии исходя из объема взносов на пенсионное страхование, уплаченных работником (а не из заработка, как сегодня). Это позволит более объективно отражать степень участия работника в финансировании пенсионной системы. Предполагается также введение профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Финансирование профессиональных пенсий таким работникам предполагается вывести из общей пенсионной системы и осуществлять из нового источника, формируемого из целевых страховых взносов соответствующих работодателей, по накопительной схеме. В результате реформ планируется создать гибкую, прозрачную, эффективно работающую систему, устойчивую в финансовом отношении и не порождающую иждивенчества и уравнительности.

    В) Социальная помощь представляет собой финансирование из государственного бюджета потребностей отдельных индивидов или категорий населения  в случае, если они не имеют дополнительных источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на получение помощи (совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека).

    Всего на сегодняшний день в Беларуси существует более 200 видов льгот, правом на получение  которых пользуется более 30 категорий граждан, а общее число получателей льгот и привилегий достигло около 7 млн. человек. [9, с.381-390].

    Но 3 мая 2007 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект Закона Республики Беларусь ”О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан“, внесенный Советом Министров Республики Беларусь 19 сентября 2003 года. Указанный законопроект направлен на упорядочение действующих социальных льгот, закрепленных в законах Республики Беларусь.  

    Законопроектом  предлагается сохранить основные социальные льготы, права и гарантии для категорий  граждан, которые имеют особый статус за выдающиеся заслуги перед государством либо в силу своего физического и  социального состояния нуждаются  в государственной поддержке, в частности:  

    Героев  Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров  орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы; участников и инвалидов Великой  Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов боевых действий на территории других государств; родителей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении служебного долга; инвалидов I и II группы; граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями  катастрофы на Чернобыльской АЭС. 

    Вместе  с тем законопроектом предусмотрена  отмена и ограничение части действующих   социальных льгот и гарантий: для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; для бывших узников фашистских концлагерей и иных мест принудительного содержания; для ветеранов труда и учащейся молодежи; для детей в возрасте до 3-х лет.  

    В основу законопроекта заложен подход о предоставлении льгот исключительно  самому льготнику. В целом проект Закона направлен на совершенствование системы предоставления социальных льгот на основе принципов социально-экономической эффективности, адресности и гарантированности. [10]

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения