Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:40, реферат
Принятая в условиях социальной борьбы и отражающая конфликты интересов разных общественных групп программа реформ в России вызывала и будет еще в течение долгого времени вызывать споры и столкновения мнений.
Одна из трудностей идеологических дискуссий о смысле и основном направлении реформ состоит в определении механизма оценки их результатов.
Логика российских реформаторов в части объяснения катастрофических для большей части реального сектора российской экономики последствий реформ состоит в том, что они явно или неявно предполагают, что альтернативы выбранному пути перехода к рыночной экономике у России не было.
Введение………………………………………………………………………1
1. Понятия и определения………………….…………………………….4
2. Приватизация и собственность………….…………………………….7
3. Ваучевная и денежная приватизация….………………………………9
4. Методики денежной приватизации….……………………………….12
5. Приватизация и рынок ценных бумаг………………………………..14
6. Приватизация и субъект хозяйствования…………………………….18
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы………….…………………
Содержание западного процесса приватизации становится более понятным из дискуссий, которые велись и ведутся вокруг ее отдельных аспектов.
Активно обсуждался вопрос о природе средств, мобилизуемых для покупки государственной собственности, и в этой связи - о народнохозяйственном назначении полученной правительством выручке. Купля-продажа имущества относится к операциям с капиталом и поэтому финансируется из сбережений населения и предприятий. Но тогда и выручку от продажи государственной собственности, утверждают ригористы, следует направлять на инвестиции, а не на погашение бюджетных дефицитов. Последние, как правило, образуются в результате грубых нарушений финансовой дисциплины государственной администрацией, и путь к без дефицитности надо искать в наведении порядка в самом бюджетном хозяйстве. Любое превращение капитала (сбережений) в не накапливаемый текущий доход рассматривается как проедание капитала, как принесение в жертву интересов будущего нации. Защищаясь от таких обвинений, западные правительства, как правило, создавали специальные фонды, в счетах которых отражалось назначение финансовых средств, полученных от приватизации.
Еще одна дискуссия велась по поводу разукрупнения отраслевых корпораций, государственный статус которых в свое время объяснялся естественной монополией. Связь, железнодорожный транспорт, электро- и газораспределительные сети - все эти отрасли или сразу создавались как государственные или национализировались по причине их технологически обусловленного общественного характера. Огосударствление таких отраслей всегда считалось оправданным, так как при прочих равных условиях наблюдается прямая положительная зависимость между цельностью их технологического процесса, управлением отраслью из единого центра и уровнем ее эффективности и рентабельности. Разукрупнение подобных естественных монополий, передача отдельных частей разным корпорациям чревата ухудшением экономических показателей функционирования единого комплекса. А это противоречит здравому смыслу бизнеса, заинтересованного в минимизации издержек. Естественная монополия остается монополией независимо от того, осуществляется ли она государственным или частным собственником. Что же касается злоупотребления монопольным положением, то его можно ожидать скорее от частной корпорации, чем государственной.
Выход был найден в очень оригинальной схеме приватизации: права на получение дохода продавались в виде акций частным лицам и институтам, а контроль над хозяйственной деятельностью частной корпорации сохранялся в руках государственной администрации. С этой целью ей вручалась “золотая акция” или принимался закон о социальном статусе такого рода дельцов.
Идея
создания “твердого ядра” из части
акционеров новых частных компаний также
стала предметом острых политических
и теоретических споров.
Смысл этой идеи в том, чтобы сосредоточить
контрольный пакет акций в руках небольшого
числа “дружественных” банков и промышленных
компаний, которые могли бы совместно
разработать и провести в жизнь долгосрочную
стратегию развития бывшей государственной
корпорации. Таким образом удается обеспечить
единство управления и предотвратить
распродажу единого технологического
или эффективного хозяйственного комплекса
по частям, исходя только из спекулятивных
соображений его владельцев.
Проблема
приватизации и ее субъекта, пожалуй,
ключевая для всего этого процесса,
смысл которого - получить, в конечном
счете, компетентного
“хозяина”, способного взять на себя
ответственность за поддержание и повышение
эффективности производства. Одна только
смена собственников, замена государства
частным лицом или группой частных лиц
не гарантирует успеха. Ведь конечная
мотивация любого собственника не производство,
а прибыльность, рентабельность. Обеспечить
последнюю можно разными способами, среди
которых совершенствование технологии,
организации и управления далеко не всегда
самый легкий и надежный. В период общего
нарушения экономических пропорций, разрыва
и переключения технологических связей
обычная спекуляция часто оказывается
более выгодным и спокойным делом.
При
выборе методов максимизации прибыли
собственник-предприниматель
Владелец такого капитала - будущий собственник
промышленных и других производственных
предприятий - психологически не готов
включится в предпринимательскую деятельность
западного типа, так как ее успех покоится
на непрерывном повышении производительности
труда или качества выпускаемой продукции,
на постоянных переворотах в технологическом
базисе.
Заключение.
Для глубокого проникновения в сущность рассматриваемых явлений, необходимо выделение в них общего и особенного, без чего невозможно выявить самые общие тенденции этих явлений. Решая эту задачу применительно к процессам приватизации в АРЕ и РФ необходимо подчеркнуть, что особое место в практике реформирования экономического пространства
Египта
и арабских стран вообще занимают
вопросы либерализации
В известном смысле это соотносимо с тем, что происходит в России.
Схожесть
процессов, вызванная необходимостью
структурной перестройки
Попытки
рассмотреть приватизацию как чисто
экономический феномен
Приватизационный процесс в бывших социалистических
странах и особенно государствах СНГ строился
на применении особых приемов, которые
отражали особые условия, существовавшие
там. Необходимые для поддержки приватизации
политические и экономические предпосылки
отсутствовали, например, устоявшееся
право частной собственности, соответствующая
законодательная система, рынки капитала.
Специфическими чертами России являлись
также уникальные огромные территории,
природно-климатические и географические
условия. Серьезными проблемами являлись
и субъективные - слабое понимание или
полное незнание рядовыми гражданами,
политическими лидерами и руководителями
государственных предприятий.
http://www.bestreferat.ru/