Приватизация РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:40, реферат

Краткое описание

Принятая в условиях социальной борьбы и отражающая конфликты интересов разных общественных групп программа реформ в России вызывала и будет еще в течение долгого времени вызывать споры и столкновения мнений.
Одна из трудностей идеологических дискуссий о смысле и основном направлении реформ состоит в определении механизма оценки их результатов.
Логика российских реформаторов в части объяснения катастрофических для большей части реального сектора российской экономики последствий реформ состоит в том, что они явно или неявно предполагают, что альтернативы выбранному пути перехода к рыночной экономике у России не было.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………1
1. Понятия и определения………………….…………………………….4
2. Приватизация и собственность………….…………………………….7
3. Ваучевная и денежная приватизация….………………………………9
4. Методики денежной приватизации….……………………………….12
5. Приватизация и рынок ценных бумаг………………………………..14
6. Приватизация и субъект хозяйствования…………………………….18
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы………….…………………

Файлы: 1 файл

Приватизация.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

  Венгрии и частично, например, при приватизации "Истерн Тобакко" в

  АРЕ;

  3. ликвидация предприятия и распродажа его имущества в целях выплаты задолженности. Этот крайний метод применялся в Польше при распродаже промышленных предприятий;

  4. разукрупнение крупных промышленных  конгломератов с последующей  продажей их по частям. Разделение  прежних организационных структур с последующей приватизацией часто происходило в России;

  5. передача предприятия в руки  трудового коллектива. Наиболее  известным примером являются  программы типа "ЭЗОП" в США;

  6. аренда и субподряд государственной  собственности частным сектором.

  Существенным недостатком денежной приватизации является ее медлительность. Можно утверждать, что денежная приватизация не совместима как ключевой фактор с "шоковой" терапией экономики при условии обеспечения развития реального сектора экономики.

  Проблемы  встали в России на этапе форсированных денежной приватизации и залоговых аукционов, когда, например, 51% акций ОКБ имени Сухого и 50% акций Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" были выставлены на залоговый аукцион (и тут же реализованы) за 2 млн. долл. США и 1 млн. долл. США соответственно. И это притом, что цена одного самолета СУ-31 и

  СУ-35 составляет порядка 10 млн. долл. США, а  вертолета Ка-50 "Черная акула" производства "Прогресса" - 6-8 млн. долл.

  Таким образом, сопоставляя концепции  ваучерной и денежной приватизации, необходимо рассматривать две сферы - чисто экономическую и социальную. Экономически, по крайней мере в кратко- и среднесрочной перспективе, для "больших" стран (по классификации Тэйлора) денежная приватизация располагает значительными преимуществами перед ваучерной, ибо эмпирически известно, что она не ведет к катастрофическому падению национального дохода и ВВП, что особенно заметно, если применять в системе национальных счетов не ВВП, а совокупный общественный продукт.

  Если  же государство, проводящее реформы, ставит перед собой задачу скорейшего создания и укрепления новых социальных групп - новой буржуазии, то необходимость ваучерной приватизации становится более явной.

  Приватизация  и рынок корпоративных ценных бумаг

  Роль  фондового рынка в экономике страны определяется исторически сложившимися условиями кредитной системы, долей акционерных предприятий в производстве ВНП или СОП, степенью рассредоточения собственности на ценные бумаги и значением акций и облигаций как объекта помещения капитала, развитостью рынка и участием финансовых институтов в его обороте.

  Хорошо  развитый рынок капитала является ключевым моментом для привлечения внутренних сбережений и иностранных инвестиций для приватизации, при условии, что  база самой приватизации уже создана. "В целом, - утверждает Центр международного частного предпринимательства

  (США),- программы приватизации вряд  ли могут осуществляться в  странах с недоразвитыми рынками  капитала". "Приватизация попросту  является незавершенной без развития  надлежащим образом функционирующего и конкурентоспособного финансового сектора", - пишет в докладе Всемирного

  Банка Клавдия Моргенштейн. Прежде всего  он дает возможность приватизации путем  прямых продаж ценных бумаг через  биржу. Но даже в случае отказа от продаж акций через биржу фондовый рынок играет очень важную роль в общем состоянии инвестиционного климата в стране через повышение ликвидности и прозрачности предприятий, а следовательно, и притягательности ценных бумаг для частных и институциональных инвесторов.

  Ряд экономистов, прежде всего марксистов, имеют другое мнение по этому вопросу. Так, Лэнс Тейлор пишет: "Создание фондовых рынков... имеет лишь косвенное отношение  к приватизации. В большинстве  развивающихся стран биржи представляют собой площадки для маскарадов, где правящий генералитет и политики проделывают фокусы с ценами на акции государственных компаний". Это верно и для России. Фокусы на рынке первой по-настоящему ценной бумаги России - ваучера привели к тому, что ваучер, на который в конечном счете оказалось возможным купить активов более чем на 2000 долл. США, котировался почти все время своего существования по цене эквивалентной примерно 10 долл.

  В теории взаимное влияние приватизации и рынка ценных бумаг имеет  два основных аспекта. С одной  стороны, наличие развитого фондового рынка стимулирует приватизацию путем мобилизации внутренних и международных финансовых ресурсов. Приватизация привлекает иностранных инвесторов на фондовые рынки. При развитом рынке принятие решений о приватизации существенно облегчается. Индикаторы рынка показывают текущее состояние финансовой системы - размер рынка, уровень ликвидности, возможности абсорбции свободных ресурсов - все ключевые факторы, влияющие на решение как, что и когда продавать. С другой стороны, наличие инфраструктуры рынка дает тот необходимый механизм распределения акций, который позволяет во многом справиться с социальными последствиями приватизации.

  Надо  отметить, что отсутствие развитого  фондового рынка не обязательно  является препятствием для успешной реализации программ приватизации, как это произошло, например, в Польше. Относительно прозрачности рынка можно заметить, что процесс передела собственности в России, конечно, находит свое отражение в виде информации о деятельности фондового рынка, но гораздо лучшем зеркалом является не фондовый рынок, а выросшее количество убийств новых богачей..

  Крайне  важно, что приватизационные мероприятия  рождают дополнительные требования к финансовому сектору страны. Приватизируемые фонды предприятий  или сами компании требуют наличия свободных финансовых ресурсов в стране. Этот дополнительный спрос должен быть проанализирован для того, чтобы понять, может ли финансовый рынок страны удовлетворить эти новые потребности. Рост существующих предприятий не должен быть ограничен в своем доступе к финансовым ресурсам, а приватизация не должна препятствовать развитию реального сектора экономики. Можно лишь сожалеть, что именно это и произошло в России.

  Эффективное функционирование развивающихся фондовых рынков требует, по выражению Управляющего по странам Центральной Азии, Ближнего Востока и

  Северной  Африки Международной Финансовой Корпорации Андре Ховагимьяна, следующих ключевых элементов:

  "1) развития новых институтов; 2) наличия  соответствующего регулирования  и юридической базы для фондового рынка; 3) наличия эффективной и здоровой системы работающих брокеров; 4) наличия критической массы дилеров и брокеров".

  Основными поставщиками инвестиционного капитала на рынках ценных бумаг являются институциональные  инвесторы, для которых характерна относительная стабильность предложения капитала. Ряд стран, столкнувшихся с проблемой отсутствия свободных активов, как например, Чили в 1985-90 гг., решал ее путем разрешения приватизируемым страховым компаниям, пенсионным фондам, фондам взаимопомощи и т.д. инвестировать в приватизацию.

  Банки являются поставщиками капитала на рынок  ценных бумаг в меньшей степени, так как их деятельность сильно зависит  от экономической конъюнктуры и  кредитной политики государства. Важным фактором инвестиционного предложения являются и индивидуальные инвесторы, а также их объединения - инвестиционные фонды (денежные) и общественные организации - ассоциации работников предприятий, торговые центры, профсоюзы, учебные заведения, церковь и т.п. Предпринимательский сектор, в том числе и государственные предприятия, правительства и местные органы власти, на фондовом рынке представляют предложение.

  Функционально фондовый рынок может быть поделен  на первичный и вторичный. Главная  функция первичного рынка - мобилизация  и централизация капитала, то есть превращение относительно мелких диверсифицированных денежных средств населения в крупный капитал, обеспечение быстрого перелива сбережений в инвестиции. Вторичный фондовый рынок служит средством постоянного перехода капитала из одной формы в другую, что дает возможность использовать средства, ранее вложенные в ценные бумаги, в других приложениях. Это накладывает основное требование и принцип функционирования вторичного рынка - ликвидность.

  Фондовый  рынок опосредует перераспределение капиталов, национального дохода в денежной форме и прибавочной стоимости между отраслями народного хозяйства и предприятиями. Денежные капиталы, привлекаемые на вторичный и частично на первичный рынок, перераспределяются и выплачиваются в виде комиссионных вознаграждений за посредничество, дивидендов и процентов, а также спекулятивной прибыли в виде курсовой разницы и учредительской прибыли.

  Одна  из функций рынка корпоративных  ценных бумаг состоит в формировании прав собственности. Покупка акций  означает возникновение прав собственности как на получение части прибыли компании, так и на реализацию права участия в ее деятельности. При этом увеличение количества акций у одного владельца на определенном пороговом уровне означает превращение совокупности его акций в контрольный пакет, позволяющий напрямую воздействовать на ход производства и управления.

  Обслуживая  движение ссудного капитала, рынок  ценных бумаг активно воздействует на ход производства через цены акций  и облигаций. Хотя текущие цены на ценные бумаги определяются целым комплексом факторов экономического, политического, психологического, географического, чисто биржевого характера, в долгосрочном плане фактор, определяющий тренд ценных бумаг, это прибыльность корпорации-эмитента, а опосредованно - эффективность производственного процесса.

  Если  текущий рынок ценных бумаг акционного характера напрямую зависит от таких  факторов, как доходность компании, государственное регулирование  операций с ценными бумагами и  доходность государственных казначейских обязательств, инфляция, спекулятивные транзакции, межстрановое движение капиталов и так далее, а сам влияет на производство в виде воздействия динамики курсов акций на межотраслевой перелив капиталов, колебания учредительской активности, финансирование корпораций, в том числе и через привлечение ими займов, то рынок облигаций внешне оторван от процесса воспроизводства. Тем не менее связь между ними существует в виде постоянной и растущей потребности предприятий в заемном капитале. Кроме того, источником выплаты процентов является реальная прибыль корпораций.

  Наконец, сам процент по облигациям зависит  от величины ссудного процента и в  конечном счете определяется спросом  со стороны производства на денежные средства.

  Участников  рынка корпоративных ценных бумаг можно грубо поделить на четыре группы по их возможному поведению. Эмитенты - администрации предприятий или крупные собственники (холдинги, финансово-промышленные группы) определяют характер выпуска новых эмиссий акций. Стратегические инвесторы заинтересованы в производственном партнерстве с предприятием

  ("дружественный"  вариант), либо в устранении его  как конкурента

  ("враждебный" вариант стратегического инвестора). Крупные портфельные инвесторы  - это чековые или паевые инвестиционные  фонды, а также другие органы, заинтересованные в максимизации своих прибылей, а не в контроле над предприятием. Последними среди участников рынка следует назвать индивидуальных частных инвесторов, которые практически лишены возможности целенаправленно влиять на него.

  Приватизация и субъект хозяйствования

  Двигатель любой реформы - не только общие соображения  о благе народа, нации или страны. Конкретный вариант выбора траектории к достижению сформулированной в  общих терминах цели определяется соотношением специфических интересов социальных групп и представляющих их политических образований.

  Конкретные  программы приватизации обычно преследуют несколько целей. 
Во-первых, путем продажи государственной собственности облегчить бремя государственного бюджета, ликвидировав дотации предприятиям и увеличив поступления в доходную часть бюджета. Во-вторых, создать конкурентные условия в тех отраслях, где все предприятия, будучи государственными, управлялись из единого административного центра. В-третьих, воспользоваться изменением формы собственности и провести предварительную рационализацию структуры крупных государственных корпораций до их превращения в частные. В- четвертых, осуществить приватизацию и акционирование так, чтобы контроль над крупными корпорациями попал в руки тех частных лиц или институтов, которые заинтересованы в развитии производства, а не в спекулятивной перепродаже собственности. В-пятых, воспользоваться приватизацией для максимального “распыления” акций среди рабочих и мелких служащих. Эта мера рассматривается как составной элемент общей социальной политики, стимулирующей участие трудящихся в капитале или управлении предприятия.

Информация о работе Приватизация РФ