Природные ресурсы Российской Федерации и их роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Я считаю, что природные ресурсы имеют неоднозначное влияние на развитие общества. С одной стороны, они имеют много положительных факторов, таких как: развитие экономики, обеспечение ресурсами необходимыми для жизнедеятельности человечества. С другой стороны, за счет сильно развитой производственной структуры, и наличием большого количества заводов происходит сильное загрязнение окружающей среды за счет выбросов и отходов. Таким образом, свою работу я хотела бы посвятить именно природным ресурсам, поскольку бытует мнение, что они являются неоспоримым преимуществом и сильным толчком к благосостоянию экономики страны, мне показалось необходимым, раскрыть истинную сущность обладания страны природными ресурсами и последствия их использования, а также рассмотреть законодательную базу и экологические проблемы, с этим связанные. Также следует отметить, какую роль природные ресурсы играют в экономике нашей страны.

Оглавление

Введение 3

1. Сущность, типы и виды природных ресурсов. 3
1.2. Классификация природных ресурсов. 3
1.3. Закон ограниченности. 5
1.4. Горная рента.5
1.4.1. Теория. 5
1.4.2. Практика. 6
1.4.3. Институционализация горной ренты в России в условиях общественной собственности на недра. 8
1.5. Экология. 9
2. Проблема истощаемости и ее решение в мире. 11
2.1. Водные ресурсы. 11
2.1.1. Водные ресурсы суши. 11
2.2. Лесные ресурсы. 12
2.3. Полезные ископаемые. 13
2.3.1. Нефть.13
2.3.2. Цены превращают нефть в оружие. 14
2.3.3. Истощение природных запасов. 16
2.3.4. Природный газ. 17
2.3.5. Уголь. 19
3. Российская практика. 20
3.1. Лесные ресурсы. 21
3.2. Водные ресурсы. 23
3.3. Полезные ископаемые. 25
3.3.1. Природный газ. 25
3.3.2. Нефть. 26
3.3.3. Уголь. 30
Заключение. 33
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 118.01 Кб (Скачать)

 

НОУ ВПО "Балтийский институт экономики 

и финансов" (БИЭФ)

 

                                      Факультет ФИНАНСОВ, УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ

   

Специальность:

«Финансы и кредит»


 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Макроэкономика

Тема: «Природные ресурсы Российской Федерации и их роль в экономике»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1  курса,

Группы № 3211

Галицин А.Н.

Проверил:

Жевлаков В.З.


 

 

 

 

 

г. Калининград, 2013 г.

Введение 3 
 
1. Сущность, типы и виды природных ресурсов. 3 
1.2. Классификация природных ресурсов. 3 
1.3. Закон ограниченности. 5 
1.4. Горная рента.5 
1.4.1. Теория. 5 
1.4.2. Практика. 6 
1.4.3. Институционализация горной ренты в России в условиях общественной собственности на недра. 8 
1.5. Экология. 9 
2. Проблема истощаемости и ее решение в мире. 11 
2.1. Водные ресурсы. 11 
2.1.1. Водные ресурсы суши. 11 
2.2. Лесные ресурсы. 12 
2.3. Полезные ископаемые. 13 
2.3.1. Нефть.13 
2.3.2. Цены превращают нефть в оружие. 14 
2.3.3. Истощение природных запасов. 16 
2.3.4. Природный газ. 17 
2.3.5. Уголь. 19 
3. Российская практика. 20 
3.1. Лесные ресурсы. 21 
3.2. Водные ресурсы. 23 
3.3. Полезные ископаемые. 25 
3.3.1. Природный газ. 25 
3.3.2. Нефть. 26 
3.3.3. Уголь. 30 
Заключение. 33 
Список использованных источников 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
Ресурсы - это запасы, источники чего-либо. Безусловно, они являются уникальным компонентом природной среды, им следует уделять особое внимание, поскольку их вид, количество и качество в значительной мере определяют экономическое состояние страны. Под природными ресурсами понимают все то, что человек использует для обеспечения своего существования - продукты питания, минеральное сырье, энергоносители, пространство для жизни, воздушное пространство, воду, объекты для удовлетворения эстетичных потребностей.  
 
Я считаю, что природные ресурсы имеют неоднозначное влияние на развитие общества. С одной стороны, они имеют много положительных факторов, таких как: развитие экономики, обеспечение ресурсами необходимыми для жизнедеятельности человечества. С другой стороны, за счет сильно развитой производственной структуры, и наличием большого количества заводов происходит сильное загрязнение окружающей среды за счет выбросов и отходов. Таким образом, свою работу я хотела бы посвятить именно природным ресурсам, поскольку бытует мнение, что они являются неоспоримым преимуществом и сильным толчком к благосостоянию экономики страны, мне показалось необходимым, раскрыть истинную сущность обладания страны природными ресурсами и последствия их использования, а также рассмотреть законодательную базу и экологические проблемы, с этим связанные. Также следует отметить, какую роль природные ресурсы играют в экономике нашей страны. Так как наша страна является одной из самых богатых стран по запасам природных ресурсов. И, несмотря на количество запасов этих ресурсов, мы не являемся страной лидером, и поэтому перед нашей страной стоит серьезная задача, рационально использовать эти ресурсы. В своей работе, я попыталась найти ответы и на эти вопросы.  

1. Сущность, типы  и виды природных ресурсов. 
Природные ресурсы — это особый компонент природной среды, им следует уделять особое внимание, поскольку их наличие, вид, количество и качество в значительной мере определяют экономическое состояние страны. Под природными ресурсами понимают все то, что человек использует для обеспечения своего существования — продукты питания, минеральное сырье, энергоносители, пространство для жизни, воздушное пространство, воду, объекты для удовлетворения эстетичных потребностей.  

1.2. Классификация  природных ресурсов. 
Существует множество классификаций природных ресурсов: по принадлежности к той или иной природной сфере, по неисчерпаемости и исчерпаемости, которые в свою очередь делятся на возобновляемые и невозобновляемые, также выделяют по направлению, составу и особенностям использования и по степени наличия. 1 
 
По генезису выделяют: ресурсы литосферы (полезные ископаемые, земельные и почвенные ресурсы), гидросферы (ледники, воды суши и Мирового океана, энергия рек, приливов и отливов), атмосферы (климатические и рекреационные, энергия ветра), биосферы (биологические ресурсы-животные и растительный мир).  
 
К неисчерпаемым относят климатические ресурсы, энергию Солнца, ветра, текущих вод, приливов и отливов. Возобновляемыми являются ресурсы биосферы, но и они могут стать невозобновляемыми, при неразумном использовании (исчезновение некоторых видов животного и растительного мира). А к невозобновимым относятся руды и другие полезные ископаемые. 
 
По направлениям их использования выделяют топливно-энергетические ресурсы, ресурсы для строительства, черной и цветной металлургии, химической, лесной и деревообрабатывающей и пищевой промышленности.  
 
По составу и особенностям использования различают три основные группы полезных ископаемых: горючие, металлические и неметаллические. 
 
По степени наличия природные ресурсы классифицируются на реальные (открытые месторождения) и потенциальные. 
 
Следует отметить, что все классификации природных ресурсов являются условными, так как одни и те же ресурсы могут использоваться в различных отраслях народного хозяйства. 
 
Каждая страна имеет показатель ресурсообеспеченности своей территории. Он характеризуется отношением между величиной разведанных запасов ресурсов и масштабами их использования. Обеспеченность минеральными ресурсами выражается количеством лет, на которые хватит запасов, при их современном использовании.  
 
Экономическая оценка природных ресурсов - это установление возможности и целесообразности их вовлечения в производство при современном уровне развития науки и техники. 
 
Каждая страна имеет свой ресурсный потенциал. На земле не найти даже двух стран, обладающих одинаковым запасом ресурсов. Следовательно, каждая страна должна выработать концепцию, которая позволит ей наиболее эффективно распоряжаться имеющимися природными ресурсами. 
 
С увеличением производства все острее становятся проблемы источников экономического развития, использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Целью роста экономики стран является повышение материального и культурного жизненного уровня народов. При изучении проблем экономического роста общества прежде всего встает вопрос о том, что лежит в его основе, каковы определяющие его факторы. И здесь нельзя согласиться с теми, кто видит основным фактором роста лишь ресурсы природы, а человечество только как потребителя того, что производится. Первым и главным фактором экономического роста являются сами люди, население-источник основной производительной силы - трудовых ресурсов. Другим фактором экономического роста являются созданные людьми средства производства, индустрия, транспорт, сельское хозяйство, строительство. К ним люди прикладывают свой труд, развивая производство, приумножая и увеличивая его, и другие виды материального богатства, жилые и общественные здания, сооружения. Это важнейший ресурс прогресса человеческого общества, использование которого также зависит от общественного строя, его особенностей. Третьим фактором являются природные ресурсы - земля и почва, климат, лес и другая растительность, животный мир, воды рек, морей и океанов, богатства недр. Это важнейшие условия развития производства, но сами по себе они, разумеется, ничего не создают, они могут лишь в той или иной мере использоваться обществом.  
 
Во многих странах ресурсы недр находятся в государственной собственности, а основные активы являются собственностью акционеров компаний, обладающих правом пользования конкретными участками недр. Устойчивое функционирование данной системы зависит от полноты и эффективности совокупности институтов, действующих в данной области. Опыт ведущих индустриально развитых стран (в том числе и Австралия, Великобритания, Канада, Норвегия, США), показывает, что либеральная система институтов в области отношений собственности дополняется разветвленной системой норм и правил, жестко регламентирующих использование ресурсов недр. Тем самым, государство не только обеспечивает защиту своих прав как собственника, но и формирует условия и предпосылки для того, чтобы процессы освоения и использования невозобновляемых полезных ископаемых отвечали общественным интересам. 
 
Современная ситуация в области недропользования в России, служит наглядным пособием того, к чему может привести неполнота системы как базовых, так и дополнительных институтов, определяющих нормы, правила и процедуры вовлечения ресурсов недр в хозяйственный оборот. В результате в стране в процессе освоения и использования минерально-сырьевых ресурсов до сих пор учитываются интересы не столько общества, сколько владельцев контрольных пакетов компаний-недропользователей.2

1.3. Закон ограниченности. 
Закон ограниченности - фундаментальный для экономической науки закон. Суть его в том, что как для любого человека, так и для общества в целом большинство товаров и благ ограничено, то есть, их нет в количестве, достаточном для удовлетворения всех существующих потребностей. Следовательно, для всего человечества возникла глобальная проблема, которую надо исправлять, но как это решить? Что нужно сделать, чтобы потребности человека были удовлетворены? Если просто начать добывать природные ресурсы бешеными темпами, то эти ресурсы быстро закончатся. Тем более, что проблема ограниченности природных ресурсов и их влияние на экономику любой страны заставляет общество задуматься о выживаемости в условиях исчерпаемости природных ресурсов. По существу, человек уже необратимо превратил планету в геотехническую систему, и многие функции объектов биосферы бесследно исчезли, и, по моему мнению, вряд ли кто-то или что-то способны остановить процесс разрушения. Хотя некоторые страны смогли справиться с ограниченностью ресурсов. Наглядным примером является Япония, которая, не имея большого запаса природных ресурсов, считается одной из самых развитых стран мира. То есть эта страна смогла справиться с такой сложной проблемой.  
 
Проблема ограниченности природных ресурсов и их влияние на экономику любой страны заставляет общество задуматься о выживаемости в условиях исчерпаемости природных ресурсов и ограниченной способности природы к нейтрализации загрязнений.По существу, человек уже необратимо превратил планету в геотехническую систему, и экологический метаморфизм имеет своим следствием почти полную утрату способности восстановления жизненно важных функций объектов биосферы. Человеческая история достигла черты, в которой обострение проблемы “человек-природа” начнет постепенно по своей значимости перекрывать экономические и теоретические словопрения. 

1.4. Горная рента.

1.4.1. Теория. 
Нефтегазовый сектор (НГС) российской экономики служит главным источником налоговых и валютных поступлений в государственный бюджет. Россия располагает значительной долей мировых запасов нефти и газа (соответственно 13% и 45%), углеводородные ресурсы являются основой экономической безопасности и суверенитета страны. 
 
Доходы рентного характера подразделяется на два класса - ренту и квазиренту. Рента – это не зависящий от экономической деятельности хозяйствующих субъектов доход от собственности на природные невоспроизводимые (недра) или трудно воспроизводимые (земля, леса) ресурсы, возникающий при их эксплуатации. В свою очередь, горная рента – это доход от собственности на недра, образующийся при их эксплуатации. 
 
Квазирента – не зависящий от экономической деятельности хозяйствующих субъектов доход от собственности на пользующиеся повышенным спросом воспроизводимые ресурсы или продукты, создаваемые вторичным и третичным секторами народного хозяйства. 
 
Минимальная доходность выставляемого на конкурс (аукцион) месторождения может быть рассчитана на основе банковского процента на вложенный капитал, рентабельности и ряда других экономических показателей. Полученные оценки должны корректироваться с учетом наиболее важных факторов образования прибыли и горной ренты в нефтегазовом секторе России, а именно: государственной политике в сфере недропользования, конъюнктуры спроса-предложения на рынке углеводородов, динамики освоения нефтегазовой провинции (месторождения), редкости запасов. 
 
К числу субъектов, претендующих на право присваивать горную ренту, относятся недропользователь, общество и государство. Подобная многосубъектность обусловливает и наличие разных форм собственности. С учетом специфики присвоения природных ресурсов, в том числе и недр, их собственником должно быть общество в целом и рента должна присваиваться им. В таком случае нам представляется необходимым и достаточным следующий «пучок правомочий»: 
 
- право владения (определение владельца недр) 
 
- право распоряжения (определение субъекта управления недрами) 
 
- право использования (определение субъекта недропользования) 
 
- право на доход (определение субъекта присвоения дохода и тип дохода) 
 
Главная задача государства в сфере недропользования – выработка такой структуры прав собственности на недра, чтобы с ее помощью можно было максимизировать доход при их эксплуатации (цель общества в лице государства – максимизация горной ренты, цель недропользователя – максимизация предпринимательского дохода – прибыли). В рамках этой задачи государство должно создать систему прав собственности на недра , которая в том числе минимизировала бы его затраты на спецификацию и защиту данных прав. 
 
Подобная система прав собственности на недра характеризуется следующими отличительными признаками: собственность на недра – общественная, право владения и распоряжения недрами – государственное, право владения недрами – частно-государственное, право на получение дохода – расщепленное: прибыль должна присваиваться недропользователем (доход от рациональной эксплуатации недр), горная рента – обществом (непосредственный доход собственника недр) и государством (доход от эффективного управления недрами в интересах общества). 
 

1.4.2. Практика. 
В качестве инструмента перераспределения горной ренты предлагается создание системы государственных финансов, которая направляла бы ее на цели социально-экономического развития экономического общества. Эта система должна удовлетворять ряду требований с учетом интересов основных участников процесса недропользования: прогрессивность, справедливое распределение дохода, универсальность, предотвращение преждевременного отказа от разработки месторождения, поддержка только целесообразных затрат, стабильность и предсказуемость, прозрачность, конкурентоспособность, гибкость. 
 
Фиксированные и рентные платежи являются базовыми элементами системы изъятия горной ренты. Фиксированные платежи - плата собственнику недр за право аренды редкого ресурса (изъятие абсолютной горной ренты), рентные платежи — способ изъятия дифференциальной горной ренты. 
 
Изъятие горной ренты может происходить на различных уровнях формирования дохода: на отдельном месторождении или объекте разработки; по совокупности нефтегазовых операций компании; на уровне компании и целом. С точки зрения возможности максимального изъятия горной ренты наиболее предпочтителен первый вариант. 
 
Основным недостатком действующей российской системы изъятия горной ренты в НГС является существование двух конкурирующих систем недропользования: 
 
- лицензионной (порядок изъятия горной ренты прописан в Налоговом кодексе РФ, в федеральном законе "О недрах" и в ряде других нормативных актов); 
 
- концессионной (порядок изъятия горной ренты прописан прежде всего в федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции" и основан на прямом разделе прибыльной продукции). 
 
Лицензионная система недропользования. До принятия федерального закона от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" специальными налоговыми инструментами изъятия нефтяной ренты были: акциз на нефть и газовый конденсат, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование недрами, а также экспортные пошлины. 
 
В рамках налоговой реформы федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ система налогообложения НГС и вообще сырьевого сектора была коренным образом изменена: отменен акциз на нефть и газовый конденсат, отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, роль платежей за пользование природными ресурсами была значительно уменьшена, введен налог на добычу полезных ископаемых, фактически заменивший все три ранее существовавших платежа. 
 
Основной смысл реформы налогообложения добычи полезных ископаемых заключался в максимальном упрощении его администрирования. Из множества предложенных был выбран вариант с наиболее простой схемой учета налоговой базы: на основе физического объема добываемой нефти без какой-либо дифференциации. Результат не заставил себя ждать. Уже в законе о федеральном бюджете на 2002 г. предусматривался значительный рост поступлений от сырьевых платежей (см. табл. 2). 
 
Концессионная система недропользования (СРП). В соответствии с федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" предусматриваются передача инвестору продукции в рамках компенсации осуществленных затрат, но не более 75% общего объема произведенной продукции (90% для продукции, добытой на континентальном шельфе), а также раздел прибыльной продукции между сторонами соглашения. В данном случае размеры изъятия ренты соответствуют доле продукции, достающейся государству. Соглашения о разделе продукции пока не получили широкого распространения в России. На сегодняшний день действуют лишь три СРП. 
 
Совокупность механизмов изъятия горной ренты при концессионной системе недропользования можно разбить на четыре группы: 
 
- разовые платежи (бонусы, сбор за участие в конкурсе, сбор за выдачу лицензии на месторождение, плата за геологическую информацию и пр.) - способ изъятия абсолютной ренты и компенсации издержек (геологических, трансакционных и др.); 
 
- арендная плата (ренталз) - способ изъятия абсолютной ренты; 
 
- платежи с добычи (роялти) - в большинстве стран - 12,5- 20% стоимости добытых углеводородов - способ изъятия абсолютной ренты; 
 
- платежи с доходов - основной канал изъятия дифференциальной ренты (разброс - от 0 до 85%). 
 
Инструменты изъятия горной ренты при лицензионной системе недропользования в отличие от концессионной имеют нерентный характер. Поэтому для государства и общества предпочтительнее последняя, а лицензионная система (даже с учетом ее ужесточении с 2002 г.) более выгодна большинству нефтегазовых компаний. Конкуренцию между двумя правовыми режимами недропользования, по нашему мнению, необходимо ликвидировать и перейти на концессионную систему. 
 
Перераспределение ренты, в том числе и горной, можно осуществлять двумя способами:  
 
1) внутри государственного бюджета путем перечисления ренты в качестве доходных статей и затем распределения данных средств по расходным статьям  
 
2) вне рамок государственного бюджета посредством аккумулирования ренты в специальном внебюджетном фонде.  
 
С 2004 г. в России начал функционировать Стабилизационный фонд РФ, доходы которого формируются за счет дополнительных поступлений от нефтяного сектора при высоких ценах на нефть. Минимальный объем Стабилизационного фонда рассчитывался исходя из зачисления в него только поступлений от основных источников - таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты и НДПИ на нефть. Базовый объем Стабилизационного фонда определен в размере 500 млрд. руб. Часть из них может быть направлена на выплату пенсий (80 млрд. руб.) и погашение внешнего государственного долга России. 
 
При всех положительных моментах, связанных с созданием Стабилизационного фонда (нефтяные доходы государства не будут оседать на счетах Минфина и бесконтрольно расходоваться на текущие нужды), его концепция является стабилизационной, а не накопительной, то есть средства Фонда аккумулируются не для будущих поколений, а в качестве резерва на "черный день" для нынешнего поколения. С нашей точки зрения, концепцию Фонда целесообразно дополнить накопительным и инвестиционным элементами, как сделано в Норвегии или на Аляске, а также формировать его доходы на основе поступлений от экспорта не только нефти, но и газа.

1.4.3. Институционализация  горной ренты в России в  условиях общественной собственности  на недра. 
На основе проведенного анализа рассмотрим модель институционализации горной ренты в России. Можно выделить следующие ее звенья: общественная собственность на недра, концессионная система недропользования, рента как основа формирования доходов государственных финансов, государственный бюджет и Российская фондовая корпорация в качестве институтов распределения ренты на цели социально-экономического развития страны.  
 
Правовой формой эксплуатации недр должна стать концессионная система, то есть развитый рынок прав пользования, управления и извлечения доходов (без права приватизация титула собственника). Главным способом определения наиболее эффективных пользователей недр является открытый конкурс (аукцион). 
 
Система изъятия горной ренты в сфере нефте- и газодобычи должна включать: плату за земельный и горный отвод (ренталз) - способ изъятия абсолютной горной ренты, компенсационный (экологический) платеж, платеж на воспроизводство минерально-сырьевой (углеводородной) базы (роялти) - способ изъятия абсолютной горной ренты, рентный платеж - способ изъятия дифференциальной горной ренты (см. табл. 3). 
 
На поисково-разведочной стадии дифференциальной горной ренты не существует, а оцениваются лишь перспективы ее получения. Государство должно создать стимулы, побуждающие к проведению быстрых и результативных поисково-разведочных работ и скорейшему началу добычи углеводородов, поэтому необходимо максимизировать изъятие абсолютной ренты. Дифференциальная горная рента начинает генерироваться на стадии ранней добычи. По мере освоения месторождения и на последующем этапе ее величина возрастает. Государство и общество заинтересованы в изъятии максимальной ее доли и одновременном сохранении благоприятных условий для инвестирования в НГС. 
 
На стадии растущей добычи уровень изъятия горной ренты (общая доля государства в доходах нефтегазового сектора) значительно повышается. Поскольку удельные затраты на добычу снижаются, издержки недропользователя имеют тенденцию в еще большей степени замещаться горной рентой (при условии стабильных или растущих цен на углеводороды). Для стимулирования инвестиций могут быть предоставлены льготы по изъятию горной ренты в начальный период добычи (на определенное количество лет или до момента окупаемости затрат). На стадии зрелости (стабильной добычи) прибыль и горная рента достигают своих максимальных значений, что связано с низкими удельными затратами, а доход государства стабилизируется на высоком уровне. На стадиях растущей и стабильной добычи основной задачей государства является максимальное изъятие горной ренты. 
 
На поздних стадиях (стабильной и особенно падающей добычи) горная рента и прибыль начинают сокращаться. При этом текущие издержки на месторождениях, ранее введенных в разработку, возрастают. На стадии падающей добычи уровень прибыльности в нефтегазовом секторе постепенно приближается к среднему по промышленности, поэтому дифференциальная горная рента имеет тенденцию к существенному сокращению. На завершающей стадии падающей добычи - в период наибольшего истощения запасом и снижения продуктивности - практически прекращается ввод и разработку новых месторождений. Значительная часть эксплуатируемых месторождений уже не генерирует дифференциальную горную ренту. 
 

Информация о работе Природные ресурсы Российской Федерации и их роль в экономике