Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:56, курсовая работа
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой интерес представляет изучение деятельности государства в области управления финансами в разрезе общей экономической политики.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что финансовая политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать развитие предпринимательства, создавать условия для привлечения инвестиций в экономику. Создание благоприятного инвестиционного климата, равных условий деятельности для субъектов хозяйствования позволяет значительно оживить процесс общественного воспроизводства и обеспечить более полное удовлетворение потребностей общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Финансовая политика как составная часть экономической политики государства………………………………………………………….……….…4
2. Содержание финансовой политики на современном этапе……………….11
3. Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь…19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников………
Актуальной остается проблема по снижению задолженности перед бюджетом, а также весь комплекс мер по ее принудительному взысканию. Самое пристальное внимание работники налоговых органов обращают на выявление теневых оборотов и незарегистрированной предпринимательской деятельности, а также на улучшение качества исковой работы.
Основной
целью ДКП РБ в течение ряда
является защита и обеспечение устойчивости
национальной валюты. Это осуществляется
посредством поддержания
Финансовая
политика на современном этапе прошла
длительный и тернистый путь развития.
С момента приобретения Республикой Беларусь
суверенитета пришлось формировать собственную
бюджетную, налоговую денежно-кредитную
систему. Это было сопряжено с определенными
трудностями, проявившимися в высоких
темпах инфляции, наличии бюджетного дефицита,
в росте внешнего государственного долга,
падении темпов производства и снижении
уровня жизни. Причины возникших трудностей
были многообразны. Одной из них специалисты
называют игнорирование объективных закономерностей
экономического развития республики.
За последние годы в области финансовой
политики произошли серьезные изменения.
Тем не менее, проблема совершенствования
финансовой политики с целью наиболее
полного удовлетворения существующих
потребностей государства по-прежнему
стоит очень остро.
3. ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ
Невысокие темпы экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования финансовой политики.
Решение экономических проблем Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. В республике стабилизационный этап, предшествующий более активным мероприятиям, затянулся. Очевидно, что в Беларуси политика реформ «поспешай медленно» провалилась. [20, с.337]
Использование административного ресурса в сегодняшних условиях неэффективно. Экстенсивные факторы производства практически исчерпали себя. В наши дни ставку надо делать на стимулирование экономической инициативы и активности хозяйствующих субъектов. Основа современной финансовой политики состоит в признании свободы предпринимательской деятельности, во введении разнообразных форм хозяйствования, приватизации государственной собственности и в переходе к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.
Переход к рыночному механизму хозяйствования объективно предполагает финансовую либерализацию. При значительной экономической нестабильности, имеющей место в нашей республике, нельзя отказаться о системы контроля. В то же время желание участвовать в различных экономических союзах диктует определенные требования к финансовой и экономической системе нашей страны.
При реформировании финансовой сферы правительству следует укрепить основы финансовой системы – отчетность, законодательную базу, обеспечение соблюдения соглашений, порядок раскрытия информации, новые структуры регулирования и контроля. На смену прямому вмешательству государства должна прийти адекватная система законодательства и регулирования.
Так активное участие Беларуси в региональных экономических союзах, например, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования налоговой системы. Основное направление совершенствования налоговой политики республики состоит в снижении налоговой нагрузки. Кроме этого налоговую политику в 2009 году предполагается проводить по следующим направлениям: повышение эффективности налоговой системы, выравнивание условий налогообложения для плательщиков, упорядочение вопросов взимания местных налогов и сборов. [21, с. 13]
Для повышения эффективности налоговой системы необходимо отказаться от оборотных платежей. Проблема нашей налоговой системы состоит в том, что налогооблагаемая база для расчета одних налогов включает суммы других налогов. В результате налогообложения осуществляется по принципу «снежного кома».
На сегодняшний день назрела необходимость снижения налогового давления на заработную плату для снижения общего уровня нагрузки и повышения благосостояния граждан. Это вызвано тем, что за последние годы наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу. Одной из причин такой тенденции является снижение общего уровня жизни и дохода населения. Но большое влияние также оказывает сокрытие объекта налогообложения. Поэтому целесообразно снизить подоходный налог по аналогии с российской практикой.
В отношении такого важного источника доходов бюджета, как налог на прибыль тоже необходимы преобразования. Эти преобразования должны коснуться правил исчисления налогооблагаемой базы, из которой необходимо исключить все затраты, непосредственно связанные с осуществлением производственной деятельности.
Для нашей
налоговой системы характерно наличие
большого числа налоговых льгот,
что значительно снижает
Основным
недостатком современной
Значительным
достижением в области
В области
бюджетной политики большое значение
имеет работа по увеличению государственных
доходов и изысканию
В условиях ограниченности финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых источников доходов стоит очень остро. Одним из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать использование выгодного географического положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Одним из новейших направлений развития туризма может стать сельский туризм, такой популярный сейчас в Европе. Начиная с 2002 года, в республике реализуются мероприятия по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей. [25, с.24]
Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, местным органам власти предоставлено право по введению местных налогов и сборов, установлению повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога, увеличению ставок налога на недвижимость, экологического налога на добываемые ресурсы. [25, с.25]
Для улучшения
структуры государственных
Для того чтобы узаконить целевой характер бюджетного дефицита и контролировать эффективность использования ресурсов, привлекаемых для его покрытия, предлагается составлять бюджет на многовариантной основе. Это предполагает наличие текущего бюджета, который составляется по принципу баланса, т. е. с нулевым сальдо, и бюджета развития, в котором отражаются расходы сверх предполагаемых доходов и возможно отрицательное сальдо.
Финансовому
оздоровлению будет способствовать
признание свободы
Финансовая политика проводится в рамках общей экономической политики. Сегодня денежно-кредитная сфера РБ (в виде двухуровневой банковской системы) отвечает рыночным принципам, а нефинансовый сектор (в частности реальный сектор экономики) ориентирован на работу в условиях мягких бюджетных ограничений. Возникает своеобразная коллизия. Поэтому НБ РБ вынужден сочетать два подхода к монетарному регулированию. [27, с.59]
С одной стороны, он стремится ограничить денежную эмиссию и осуществлять более жесткую денежно-кредитную политику, стимулируя субъектов хозяйствования к проведению активной структурной перестройки. Таким образом, для предприятий создаются рыночные условия функционирования, предполагающие не распределение, а зарабатывание денег. При этом достаточно распространенной практикой является выдача льготных кредитов. Результат такой политики – поддержание рентабельного уровня хозяйствования большинства промышленных предприятий и минимизация размеров официальной безработицы. Такая политика ведет к росту иждивенческих настроений и снижению экономической заинтересованности предприятий. Такие противоречия приводят к несбалансированности экономики.
Отказ от эмиссионного кредитования позволит снизить инфляционное влияние на денежную сферу республики. Чтобы гибко реагировать на изменения денежной массы, в республике надо развивать рынок ценных бумаг как наиболее эффективный инструмент ее регулирования. Важным моментом является повышение доверия населения к деятельности государственных органов и банковской системе.
На такой основе станет возможным привлечение свободных денежных средств населения и частично решится проблема пополнения финансовых ресурсов. В республике для обеспечения экономического роста необходимо создать условия для деловой активности населения и хозяйствующих субъектов. Это позволит улучшить инвестиционный климат. [28, с.10]
Одним из инструментов привлечения средств частного сектора могут стать муниципальные займы. Основная проблема привлечения инвестиций частных лиц состоит в том, что ожидания частных инвесторов часто носят спекулятивный характер, а экономике необходимы долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики, доходность по которым очень низкая. На сегодняшний день успешно проходит реализация проектов жилищных займов, по которым облигации становятся средством совпадения финансовых возможностей частного инвестора с его же потребительским интересом. [29, с.200]
Совершенствование финансовой политики необходимо проводить по всем направлениям. Путем отказа от оборотных платежей, снижения давления на заработную плату, изменения правил исчисления налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль возможно значительно усовершенствовать налоговую систему. В области бюджетной политики приоритетной является проблема поиска дополнительных источников пополнения бюджета и эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов. Дополнительные финансовые ресурсы необходимы для регулирования дефицита государственного бюджета и погашения государственного долга. Для решения проблемы дефицита целесообразно отказаться от практики первоочередного планирования расходов. Кроме того, решающая часть расходов должна носить производственный характер.