Принципы налогооблажения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой интерес представляет изучение деятельности государства в области управления финансами в разрезе общей экономической политики.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что финансовая политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать развитие предпринимательства, создавать условия для привлечения инвестиций в экономику. Создание благоприятного инвестиционного климата, равных условий деятельности для субъектов хозяйствования позволяет значительно оживить процесс общественного воспроизводства и обеспечить более полное удовлетворение потребностей общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Финансовая политика как составная часть экономической политики государства………………………………………………………….……….…4
2. Содержание финансовой политики на современном этапе……………….11
3. Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь…19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, финансовая политика может  способствовать экономическому росту  или сдерживать его. Задача финансовых властей республики состоит в  том, чтобы разработать и реализовать  финансовую политику, адекватную ситуации в экономике и обеспечивающую выполнение государством своих обязанностей. Взаимосвязь финансового регулирования с экономическим настолько тесная, что лишь системный подход при реализации финансовой политики позволит создать эффективное финансовое обеспечение экономических процессов в государстве.

    Финансовую  политику выделяют в самостоятельную  отрасль, так как она затрагивает  специфическую сферу денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Деятельность государства направлена на регулирование процессов движения, распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В условиях роста масштабов производства, к чему стремится наша республика, усложнения хозяйственных и региональных связей возникает необходимость обеспечивать согласованное развитие отраслей и регионов.

    Для лучшего уяснения содержания, задач  и требований к финансовой политике следует разобрать ее самостоятельные составные части: налоговую, бюджетно-финансовую, денежно-кредитную.      
 
 
 
 
 

2. СОДЕРЖАНИЕ  ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

    Обеспечение устойчивого экономического роста  зависит от эффективности проведения финансовой политики, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную составляющие.

Условно развитие современной экономики Беларуси можно разбить на  этапы. Каждому этапу присущи свои особенности проведения финансовой политики. Первый этап начался в 1991 году после объявления суверенитета республики. Этот период характеризуется отрицательными тенденциями, берущими свое начало еще с советских времен. Затратный метод хозяйствования, милитаризация, уравниловка в оплате труда привели производственную сферу и экономику в целом к тяжелейшему кризису, сопровождавшемуся значительным снижением эффективности производства. 

    Открытость  экономики Беларуси вызвала необходимость  либерализации цен в республике в ответ на аналогичные процессы в России, что привело к росту  темпов инфляции и потребительских цен. Ситуация усугублялась проведением мягкой денежно-кредитной политики. Месячные темпы инфляции преодолели 50 % рубеж и инфляция стала носить галопирующий характер. Одной из причин длительной нестабильности в нашей республике стало игнорирование объективных закономерностей экономического развития.

В конце 1994 г. наметился переход к жёсткой  денежно-кредитной политике, которую  планировалось использовать в качестве инструмента финансовой стабилизации. В рамках ее проведения предполагалось снижение темпов инфляции за счёт отказа от прямого кредитования коммерческих банков в пользу рыночного. Предпринятые руководством страны меры привели к снижению темпов инфляции в 1995 году и некоторой стабилизации экономики. Если в1995 году за первые 4 месяца цены выросли на 156 %,  то за оставшиеся 8 месяцев – только на 35 %. В 1996 году в стране был зафиксирован самый низкий за последнее десятилетие уровень инфляции – 39 %. [7, с.11]

Самостоятельная бюджетно-налоговая политика республики начала формироваться сразу же после распада СССР (1991г.). Значительно изменилась структура бюджета и функции, привязанные к потребностям нового времени, изменилось количество источников дохода республиканского бюджета, впервые был запланирован дефицит государственного бюджета в размере 11,4%. [7, с.10]

С 1992г. была введена новая налоговая система, изменения коснулись перечня  объектов налогообложения и видов  налогов. Были введены подоходный налог, НДС, экологический налог, налог  на недвижимость и др. Наиболее значимым стал налог на добавленную стоимость (28%). В 1993г. его ставка была понижена да размера 25%, в 1994 - до 20%. Были созданы внебюджетный фонд регулирования розничных цен (3% от выручки), введён чистый налог на доходы от экспорта (10%). В 1994г. были уменьшены отчисления от ФЗП в фонд Чернобыля с 18 до 12%. [7, с.12]

С середины 1992 года в обращение был введен белорусский рубль. Официальное  закрепление его в качестве единственного  платежного средства произошло в 1994 году. Ввод в обращение национальной денежной единицы сопровождался дополнительными расходами. На первых этапах его роль в качестве платежного средства значительно приуменьшалась.

Молодая республика в условиях дезинтеграции с другими  союзными республиками, сопровождающейся спадом производства, дефицитом товаров, высокими темпами инфляции, стала самостоятельно разрабатывать бюджет, принимать законы, планировать меры по финансовому оздоровлению низкоэффективных предприятий. Шли процессы по приватизации государственной собственности, созданию фермерских хозяйств, перестройке страхового дела. В рамках первого этапа становления республики началось формирование рынка ценных бумаг, кредитной и финансовой системы.

    Второй  этап, период стабилизации, начался  в 1996 году. Несмотря на значительное снижение темпов инфляции, которое имело место в 1995 году, ситуацию в республике нельзя было назвать стабильной. На всплеск инфляции в 1998 году повлияли 2 основные фактора: рост денежной массы (внутренний фактор) и девальвация российского рубля (внешний фактор). Рост денежной массы был вызван главным образом кредитной эмиссией: рост чистого рублёвого кредита был запланирован в размере 11,6 трлн. руб., фактически достиг 19,2 трлн. руб. Как результат, рублёвая денежная масса выросла в 2,3 раза. В 1998г. уровень инфляции превысил значение, обеспечивающие финансовую стабильность: ИПЦ составил 281,7%, или 9,0% в среднем за месяц. [7, с.9]

    Что касается проведения бюджетно-налоговой  политики, то в период с 1996 по 2000гг. наблюдался процесс усиления налогового давления на экономику при постепенном сокращении количества льгот. В результате этого доходы по отношению к ВВП государства увеличились с 47,2 до 48,8%. [7, с. 13]

    Наибольший  удельный вес в структуре доходов  занимали косвенные налоги (НДС, акцизы, отчисления в дорожный фонд), налог на прибыль, подоходный налог, отчисления в ФСЗН и др. Характерным для данного периода было последовательное повышение доли местных налогов в консолидированном бюджете. В 1998г. был принят закон о бюджетной системе республики, который определили новую бюджетную классификацию. Доходы бюджета и дефицит в 1999г. имели рекордное значение - 36,5% и 2,9%  ВВП,  ввиду снижения ставки налога на прибыль до 25% и введения новых платежей от выручки по низким ставкам в целевые бюджетные фонды. [7.c.11]

    В 1997- 1999 гг. НБ РБ проводил экспансионистскую денежно-кредитную политику, обусловленную чрезмерным кредитованием государственных программ (жилищное строительство, развитие отраслей АПК). Это привело к новому витку инфляции, вызвало деформации на внутреннем валютном рынке, проявившиеся в отрицательных значениях реальных процентных ставок; сокращении сбережений; множественности валютных курсов; дефиците валюты; росте объёмов теневого валютного рынка и др. Это означало, что главные параметры, принятые Основными направлениями социально-экономического развития на 1996-2000гг., не были выполнены.

    2000г.  характеризуется некоторой активизацией  хозяйственной жизни, увеличением  темпов роста макроэкономических  показателей, ликвидацией множественности  валютных курсов, ужесточением ДКП,  существенным снижением уровня  инфляции, ростом реальных доходов  населения. Все эти изменения проходили на фоне усиления сотрудничества НБ РБ с международными финансовыми институтами. Однако и в этот год не были достигнуты многие прогнозные параметры.

    Ученые  в качестве основных недостатков  финансовой политики предшествующих лет называют: неспособность финансовой политики быстро реагировать на изменяющиеся условия развития государства; отсутствие стратегических разработок; проведение частичных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном хозяйстве; нарушение требования правильного ведения финансового хозяйства – жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан. [3, с.69]

    О проведении неэффективной финансовой политики в предыдущие годы свидетельствуют такие негативные процессы, как наличие дефицита госбюджета на уровне, превышающем плановые параметры; покрытие дефицита с помощью эмиссии, что неизбежно ведет к  росту темпов инфляции; сокращение золотовалютных резервов; наличие большого числа убыточных и малорентабельных предприятий; рост доли теневой экономики; утечка капиталов.

    Согласно  основным нормативным документам перед  бюджетно-налоговой политикой в  период 2006 – 2010 гг. стоят цели обеспечения устойчивого экономического роста, снижения налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширения экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках [9, с. 129].

    Бюджетная политика в 2006-2010 гг. направлена на инвестирование бюджетных средств в развитие экономики и социальной сферы. Наблюдается общая тенденция роста  доходов и расходов. Большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов.

    По  результатам первого полугодия 2008 года уровень выполнения плана доходов  оказался на 5,6 процентных пункта выше, чем за аналогичный период прошлого года. За этот период в республиканский  бюджет поступило 6016,4 млрд. руб. доходов (без учета средств ФСЗН), или 101,7% к плану первого полугодия и 51,1% годового плана. [10, с.2]  Но существует парадокс, который проявляется в том, что в цифрах жизнь улучшается, а действительность этого не демонстрирует.[11, с.3]

    Одной из главных экономических задач современного этапа является  поиск резервов увеличения доходной части бюджета  за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов, так как традиционные налоговые источники нельзя увеличивать бесконечно. Такими источниками в 2008 году стали: часть прибыли НБ РБ; доходы за пользование банками средств республиканского бюджета; доходы по бюджетным займам; доходы на доли акций, находящихся в республиканской собственности; часть прибыли республиканских унитарных предприятий; доходы от конфискованного имущества; доходы СЭЗ. [12, с.3]

    Большое значение имеет повышение эффективности  государственных расходов и сокращение уровня расходов по отношению к ВВП. Расходы на оборону у нас запланированы на уровне Японии и Швейцарии -- 1,0--1,1% ВВП, но мы пока мало похожи на эти страны, причем не только внешне. Тем более, бюджетные деньги идут просто на содержание армии, питание, но не на покупку вооружений и соответствующей современной техники.

    Существенным  источником экономии бюджетных средств  называется сокращение расходов на государственное управление. Оптимизация структуры государственных расходов также призвана повысить эффективность использования бюджетных средств. Предполагается формирование специальной формы поддержки инвестиционных программ и проектов.

    В бюджете на 2008 год сохраняется  социальная направленность расходов бюджета. Доля расходов на образование составляет 20,5%, на здравоохранение и социальную политику соответственно 14,8 и 7,6%. Практически  не изменился удельный вес расходов на культуру и искусство, кинематографию, на СМИ, физическую культуру и спорт. [13, с.23]

    Если  сравнивать с серединой 90-х годов, то удельный вес расходов на образование  в ВВП увеличился с 5 до 7%, а расходы  на пенсионное обеспечение в ВВП  составляли 5,8% при сегодняшнем уровне в 8%. Уровень расходов на здравоохранение достиг почти 5%. [14, с. 1]

    В области социальной политики намечен  ряд приоритетов, на реализацию которых  придется задействовать средства республиканского бюджета. Это ограничение роста  тарифов на жилищно-коммунальные услуги до 4-5 долларов в год; рост заработной платы работников бюджетной сферы; рост пенсий; рост стипендий; удешевление питания школьников; поддержка детей-сирот, для которых в целях развития семейных форм устройства детей выплаты семьям, взявшим их на воспитание, увеличены на 20%. Большое значение в условиях сложной демографической ситуации имеет реализация государственной программы поддержки семей при рождении третьего ребенка. [14, с. 2]

    Бюджетная политика также направлена на сокращение бюджетного дефицита. Его уровень в текущем году запланирован в размере 910 млрд. руб., или 1,5% к ВВП. Источниками покрытия дефицита будут выступать  на 386,3 млрд. BYR выпуск ценных бумаг и реализация государственного имущества, а на остальные 527,7 млрд.BYR – внешние источники. [15, с.6]

    Основной  причиной возникновения дефицита государственного бюджета становится недостаточность  объема финансовых ресурсов для покрытия многочисленных расходов. Особенностью финансового планирования РБ является приоритет в определении расходов. Это означает определение сначала размера необходимых финансовых расходов по предметно-целевому назначению, а затем изыскание финансовых ресурсов, способных их обеспечить

    В бюджетной политике нашего государства  реализуется пассивная форма дефицита. Это означает, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуру, поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Это в большой степени определяет наши трудности по сокращению разрыва между доходами и расходами. Дефицит становится управляемым лишь при соблюдении предельного его размера, производственном характере решающей части расходов и наличии эффективного механизма финансового маневра государственными ресурсами. [16, с.265]

Информация о работе Принципы налогооблажения