Причины, особенности и последствия мирового экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование кризисных явлений в мировой экономике.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- изучение причин возникновения экономического кризиса в экономике;
- рассмотрение особенностей кризисных явлений в экономике различных стран;
- рассмотрение основных путей выхода из кризисного состояния.

Оглавление

Введение………..…………………………………………………………..стр. 3-4
Глава 1 …………………………………………………………………….. стр. 5-9
Глава 2 ………………………………………………………………….. стр. 10-20
Глава 3 …………………………………………………………………..стр. 21- 25
Глава 4 ……………………………………………………………...……стр. 26-33
Заключение ………………………………………………………………... стр. 34
Приложения ……………………………………………………………..стр. 35-38
Список литературы ……………………………………………………..….стр. 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

в) снижение курса национальной валюты (Исландия, Венгрия, Польша, Въетнам, Корея, Бразилия, Мексика Украина, Белоруссия);

г) снижение норм резервирования (Китай, Бразилия, Болгария);

д) появление новых  инструментов кредитования экономики, вплоть до прямого финансирования центробанками  государственных бюджетов.

3. Поддержка реального  сектора (стимулирование спроса). Имеется в виду поддержка отраслей, ориентированных на внутренний  спрос и обеспечивающих внутреннюю  занятость. Эта политика может  быть определена как преимущественно  кейнсианская, для которой характерны меры воздействия на спрос, включая антициклическую фискальную политику. Соответствующие меры включают:

а) поддержку отдельных  отраслей: автомобилестроение (США, Канада, Франция, Швеция, Китай); «новая» энергетика и энергосбережение (США, Франция, Швейцария); транспортная инфраструктура (Канада, Франция, Китай, Гонконг, Казахстан, Италия, Швейцария, Тайвань); жилищное строительство (Канада, Великобритания, Китай, Аргентиеа, Казахстан, Корея); аэрокосмическая, горнодобывающая, лесная промышленность (Канада); инновационные технологии (Китай, Казахстан); АПК (Китай, Казахстан); экспорт (Китай); авиакомпании (Аргентина);

б) снижение налогов –  прямое или косвенное (Германия, Франция, Швейцария, Япония, Китай, Индия, Тайвань, Аргентина, Украина);

в) повышение налогов (Литва)

г) поддержку малого и  среднего бизнеса (Германия, Греция, Италия, Великобритания, Япония, Китай, Казахстан, Венгрия);

д) создание специальных  бюджетных фондов (Франция, Бразилия, Гонконг, Кувейт);

е) увеличение госзаимствований (Германия, Франция, Норвегия, Япония).

4. Поддержка населения.  Существующие меры предполагают  недопущение бегства населения  из банков, стимулирование сбережений:

а) повышение суммы  гарантий по вкладам (США, Канада, Бельгия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Словения, Финляндия, Великобритания, Швеция, Норвегия, Швейцария, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Турция, Корея, Украина);

б) 100-процентные гарантии по вкладам (Германия, Австрия, Греция, Ирландия, Португалия, Дания, Словакия, Австралия, Гонконг, Иордания, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Тайвань);

в) принятие программ переобучения и адаптации потерявших работу (США, Канада, Греция, Италия);

г) национализация пенсионных фондов (Аргентина);

д) достижение договорённости с бизнесом о несокращении рабочих мест (Германия);

е) увеличение инвестиций в образование (Франция, Китай).

[2, стр. 22-23]

Рассмотрим подробнее  меры антикризисной политики на примерах некоторых конкретных стран.

Франция. Франция начала действовать с некоторым запозданием по отношению к ведущим мировым державам. Уже рушились банки в США, а во Франции в конце сентября 2008 года правительство представило проект бюджета, содержащий меры по ограничению дефицита и сдерживанию роста расходов на социальную сферу.

В декабре 2008 года власти были вынуждены предпринять дополнительные меры по стабилизации экономики. Экономическая ситуация настораживала, но не грозила катастрофой. Поэтому не удивительно, что план Президента Франции по поддержке экономики – один из наименее финансово ёмких в Европе. Сначала банковской системе и предприятиям предназначалось 26 млрд евро, что составляло около 1,5% ВВП. Однако затем только шесть крупнейших частных банков Франции получили 10,5 млрд. евро.

Основной акцент делается не на стимулирование потребления, которое и так не пострадало, а на инвестиции. По мнению руководства Французской Республики, если просто поддерживать покупательную способность, она может уйти в сбережения или на приобретения импортных товаров, в то время как инвестиции стимулируют и предложение, и спрос, создают новые рабочие места.

Половина из 26 млрд евро в марте 2000 года уже находилась в  экономике. План предусматривал совершенствование  инфраструктуры – дорог, портов, мостов, прокладку новых линий скоростных поезов, строительство и ремонт госпиталей и других общественных зданий, реставрацию объектов культурного наследия (в списке 252 объекта). Значительные средства были предназначены общественным службам – электрической компании и почте, а также на строительство жилья и модернизацию новых жилых кварталов.

Огромные суммы, выделенные на стабилизацию банковской системы, входили  в диссонанс с утверждением, что  социальная сфера и так достаточно устойчива и может обойтись без  крупных денежных вливаний. Общество оставило без внимания тот факт, что деньги банкам не подарили, а дали взаймы. Более того, оказалось, что руководители крупных компаний, даже получающих помощь от государства, не могли расстаться с атрибутами прежней эпохи процветания – многомиллионными бонусами и пенсиями, бесплатными акциями и пр. Таким образом, кроме экономического, кризис принял и моральную окраску.

Уже к началу февраля 2009 года, были обнародованы дополнительные меры на сумму 2,6 млрд евро по «социальному сопровождению кризиса». Основным адресатом был выбран нижний слой среднего класса. Налоговые льготы получили семьи, использующие наемную рабочую силу. Эти меры должны были стимулировать рост занятости в данной сфере.

Италия. Совет Министров Италии одобрил в конце 2008 года так называемый «антикризисный указ», который определил меры по восстановлению потребительской и деловой уверенности. Это меры были обусловлены тем, что итальянский ВВП в 2008 году снизился на 0, 4 %. Предполагалось, что в 2009 году он снизится ещё примерно на 1 %. К тому же в стране в той или иной мере в течение 2008 года около 5 % от общего числа работающих испытывали трудности и пользовались различными социальными «амортизаторами».

 Указ включал в  себя также ряд дополнительных  мер , касающихся, например, инвестиций  в инфраструктуру, переменной ставки ипотечных кредитов для покупателей первого жилья, замораживание тарифов на некоторые основные виды услуг, а также открытую подписку на специальные банковские облигации для финансирования семей и инвестирования предприятий.

 В организационном плане в антикризисном указе представляли интерес:

1) создание совместных  социальных и государственных  партнерских структур  по управлению  чрезвычайными ситуациями;

2) использование налоговых  скидок на бонус тринадцатого  месяца в оплате труда;

3) крупные инвестиции в образование и научные исследования, в развитие инфраструктуры;

4) реорганизация системы  социального обеспечения, особенно  в отношении детей, молодых  семей и инвалидов;

5) меры в отношении  иммигрантов  длительное их  пребывание в стране.

Чехия. Пакет антикризисных мер в Чехии в качестве главной задачи ставил сдерживание роста безработицы и поддержку стабильности государственных финансов. Общая сумма прямых расходов  на антикризисные меры предусматривалась в размере 1,9 % от ВВП.

Другие меры правительства Чехии были ориентированы на:

  1. сокращение на 1/5 железнодорожных транспортных расходов;
  2. сокращение взносов на социальное страхование, которые в 1,15 раза превышали заработную плату;
  3. оказание помощи компаниям, чтобы они не увольняли работников с низким уровнем дохода;
  4. освобождение в 2009 году от авансовых налоговых платежей сельскохозяйственных компаний численностью до 5 чел.;
  5. сохранение компаниям как можно больше свободных ресурсов;
  6. поддержку продаж автомобилей и автомобильной промышленности.

Министерство здравоохранения предложило повысит акцизы на сигареты и алкоголь, а страховые медицинские выплаты сократить на 1 %.

 В результате всех  этих мероприятий дефицит государственного  бюджеты, который в 2009 году  должен был составить по меньшей мере 4,5 %  от ВВП.

Япония. В Японии имела место «импортированная рецессия», обусловленная шоками от динамики мировых цен на сырье и топливо и от паники на мировых финансовых рынках. Девальвация цены несколько компенсировала рост импортных цен, но подорвала условия для товарного экспорта. Прямые потери финансового сектора от сделок с американскими ипотечными облигациями оценивались к началу 2009 года на уровне 8,8 млрд долл. США, хотя это незначительная часть от общемировой суммы таких потерь, оцениваемых в 1,4 трлн долл.

Правительство Японии предприняло активные меры по купированию финансового кризиса в стране. Был введён в действие Закон о рекапитализации финансовых учреждений, с марта 209 года начала работать правительственная корпорация по покупке акций в банках. Чтобы притормозить снижение курсов на фондовом рынке, агентство финансовых услуг запретило до 31 марта 2009 года короткие продажи акций без покрытия. Банк Японии начал кредитовать коммерчески ебанки под залог ценных бумаг с низким рейтингом и давать им 2длинные деньги

 по ставке 0,3 %.

 Около 70 млрд. долл. США Япония выделила на ассигнования социальной направленности: на поддержку занятости и льготы по ипотечным кредитам, на налоговые льготы для мелких предприятий. Между тем реализация плана оздоровления государственного бюджета  с выходом на нулевое значение сальдо в стране откладывалось до окончания мирового финансового кризиса. Японские денежные власти справедливо опасались нового всплеска дефляции товарных цен на внутреннем рынке.

Мексика. Правительство Мексики на поддержание экономики в условиях глобального кризиса выделило  54 млрд долл. США. Принято решение о замораживании цен на бензин, снижение цены природного газа на 10 % , а тарифов на электроэнергию – на 20 %.

Чтобы помочь малообеспеченным семьям, правительство профинансировало им замену устаревших приборов учёта и расхода энергоресурсов, увеличило затраты на строительство недорогого жилья и развитие сельской местности. До 20 % госзакупок планируется осуществлять у малых и средних предприятий.

 Реализация плана  правительства предполагалась за  счёт государства, а также путём  генерирования дефицита бюджета  почти на 2 %. Экономический рост  страны в 2009 году прогнозировался  в размере 1 %. Для снижения уровня  инфляции центральный банк Мексики  снизил с начала года процентную ставку с 8,25 до 8 %, и в последующем периоде намечалось её доведение до 6 %.

Чили. Правительство Чили выделило для стимулирования национальной экономики 4 млрд долл. США. Однако озабоченность в стране вызывал тот факт, что бюджетный дефицит 2009 года составлял 2,9 % ВВП.

 В пакете мер правительства 700 млн долл. Направлялось на общественные работы, что должно было привести к повышению государственных расходов в с 5,7 до 10,7 %. Выделяемые средства для мощения дорог, ремонт школ и строительство медицинских учреждений, модернизацию стадионов и расширение программ жилищного строительства должны были генерировать прямо и косвенно около 100 тыс. новых рабочих мест.

На малых и средних  предприятиях ежемесячный налог  с дохода был снижен на 15 %, а налоги на крупные компании планировалось сократить на 7 %. Объявлено также о поощрении найма работников в возрасте от 18 до 24 лет. Это работники должны получать 20 %-ю надбавку к заработной плате, а а работодатель – 10 %-ю . Эта мера требует 102 млн долл. США в год. [5, стр. 29-33]

Перечень основных антикризисных  мер, разработанных в США, Германии, Великобритании, Китае, России и Белоруссии и предусматривающих поддержку  различных отраслей и сфер экономики, приведен  в приложении 1-5.

Анализ рассмотренных выше антикризисных мер приводит к следующим выводам: во-первых, последствия финансового кризиса особенно обременительны для населения и реального сектора экономики. Во-вторых, во всех упомянутых странах кризис рассматривается как финансовый и краткосрочный, тогда как в основе своей он структурный и носит длительный характер.

Исходя из этого все  ведущие страны мира в антикризисных  мерах сделали ставку на банковскую систему и финансовый рынок, а  не на выработку продуманной стратегии  долгосрочного развития.

С учётом вышеизложенного  очевидно: необходимое для любой  страны условие управляемого выхода из кризиса – разработка и реализация собственной стратегии, ориентированной на сохранение  наличного экономического потенциала, на опережающее создание предпосылок и ключевых производств нового технологического уровня. [4, стр.69-79]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Мировой финансовый кризис это испытание не только для нашей страны, но и для всего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Причины, особенности и последствия мирового экономического кризиса