Причины, особенности и последствия мирового экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование кризисных явлений в мировой экономике.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- изучение причин возникновения экономического кризиса в экономике;
- рассмотрение особенностей кризисных явлений в экономике различных стран;
- рассмотрение основных путей выхода из кризисного состояния.

Оглавление

Введение………..…………………………………………………………..стр. 3-4
Глава 1 …………………………………………………………………….. стр. 5-9
Глава 2 ………………………………………………………………….. стр. 10-20
Глава 3 …………………………………………………………………..стр. 21- 25
Глава 4 ……………………………………………………………...……стр. 26-33
Заключение ………………………………………………………………... стр. 34
Приложения ……………………………………………………………..стр. 35-38
Список литературы ……………………………………………………..….стр. 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

По предварительным  данным министерства торговли США, ВВП  страны в четвертом квартале 2008 года снизился на 3,8% в годовом исчислении на фоне сокращения корпоративных и  потребительских расходов в условиях финансового кризиса.

Резкое снижение ВВП - главного индикатора, отражающего состояние национальной экономики, - не стало неожиданностью для аналитиков, которые предсказывали его падение в пределах 5,4-6,0%.

По итогам 2008 года ВВП  США вырос на 1,3% по сравнению с 2% в 2007 году.

В декабре прошлого года продажи новых жилых домов упали на 14,7% - до самого низкого уровня с момента начала регистрации данного показателя в 1963 году. Уровень заказов на товары длительного пользования по итогам 2008 года снизился на 5,7%, что стало самым резким падением с 2001 года после роста в 2007 году на 1,3%.

Экономика США находится в состоянии рецессии с декабря 2007 года, и многие эксперты полагают, что ситуация еще больше ухудшилась после краха инвестиционного банка Lehman Brothers в сентябре 2008 года, что официально стало началом экономического кризиса как в США, так и во всем мире. Очевидная причина этому то, что экономика различных стран основывается на долларе, как мировом эквиваленте торговли, а когда проблемы в США, тогда возникают проблемы у всего мира.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Влияние МЭК  на экономику Республики Беларусь

Мировой финансово-экономический  кризис не обошёл стороной  Беларусь.

Республика Беларусь быстро вошла в состояние финансового  и структурного кризиса. Сильный  внешний шок торгового и платежного баланса резко изменил макроэкономическое положение страны. Правительство и институты централизованной плановой экономики оказались не готовы к такому развитию событий. Беларусь не накопила достаточного количество резервов, не развила те конкурентные преимущества, активизация которых позволила бы снизить издержки адаптации к внешним шокам.

Ситуацию усугубило  накопление внутренних инвестиционных ошибок, вытеснение частных инвесторов, крайне неблагоприятный деловой  климат, неэффективная система защиты прав собственности, низкое качество государственного управления, отсутствие политического и общественного контроля над действиями республиканских и местных органов власти.

Экономическая политика правительства направлена на выполнение формальных прогнозных показателей, а не на нейтрализацию рисков попадания в рецессию и даже в депрессию. Слепо следовать планам, утвержденным в ситуации быстрого экономического роста и иной фазы бизнес цикла (бума), контрпродуктивно и опасно.

Акцент на государственную  собственность и инвестиции, жесткие торговые ограничения, мягкую монетарную политику при высокой инфляции и искусственном снижении стоимости кредита, перераспределение через бюджет более 50% ВВП при низком качестве государственного управления – все эти факторы предопределили попадание Беларуси в острый финансовый и структурный кризис. Искажение структуры капитала и занятости в период кредитной экспансии и бума стали особенно опасными на этапе падения и системной корректировки мирового рынка.

Большие объемы капитала «заморожены» (остатки на складах, незавершенное строительство, хронически убыточные предприятия) и вообще не вовлечены в коммерческий оборот. Стремительно растут долги банков и предприятий. Более 1млн. белорусов вынуждено было уехать из страны на заработки за границу. Объем упущенной выгоды из-за недополученных инвестиций, неразмещенных на территории Беларуси производств, невовлечения отечественного бизнеса в научно-технологические, производственные цепочки ежегодно превышает $3млрд. Из-за чрезмерной зарегулированности экономической деятельности дополнительные издержки государства и бизнеса ежегодно превышают $4млрд.

 Во время финансово-экономического  кризиса резко ухудшилась внешнеэкономическая  конъюнктура на основные товары  белорусского экспорта. Из-за глубокого кризиса, по сути дела, заморожен рынок межбанковского кредитования. Банкротство тысяч финансовых учреждений по всему миру поставил под сомнение реализацию инвестиционных проектов как в развитых, так и в развивающихся странах.

Таким образом, мы констатируем кардинальное изменение внешнеэкономического и финансового контекста. Требуется адекватная, быстрая адаптация экономической политики Беларуси к новым реалиям. Истощение внутренних резервов экономического роста при неблагоприятной внешней конъюнктуре ставит перед Беларусью новые вызовы. 

Официальная статистика не отражает скорости происходящих явлений. За 10 месяцев 2008г. ВВП вырос на 10,7%. При этом в реальной экономике  негативные явления уже нельзя не заметить. Годовая инфляция в 2008г. превысит 15%. Банковская система работает в режиме отрицательной ставки рефинансирования Национального банка. Введены жесткие ограничения на приобретение валюты, оплате контрактов по приобретению импорта. Правительство административными методами пытается ограничить импорт.

Появился черный рынок  валюты. Резко подорожали кредиты. В  банках наблюдается дефицит твердой  валюты. При этом Нацбанк в 2008г. увеличивает  рублевую денежную массу примерно на 50%. При резком сокращении валютной выручки основными экспортерами и курсовой политике привязки белорусского рубля к корзине валют имеет место завышение стоимости национальной валюты.

Если за 10 месяцев 2008г. розничный товарооборот увеличился на 22,9% по сравнению с аналогичным  периодом 2007г., то в октябре падение  составило 3,8% по сравнению с предыдущим месяцем. В октябре 2008г. началось падение объемов производства в черной металлургии. Сократился выпуск макаронных изделий, мотоциклов, минеральных удобрений, телевизоров, тракторов, растительного масла, бензина.

С августа 2008г. ускоряется тенденция падения объемов валютной выручки, в том числе у таких предприятий, как «Беларуськалий», борисовский «Автогидроусилитель», гродненский «Белкард», «Амкодор», МТЗ, Минский моторный завод, БМЗ и другие. Резко участились случаи остановки предприятий, в том числе «БАТЭ», «Автогидроусилитель», «Резинотехника», Гомельский химический завод, Добрушский маслозавод. Возникли серьезные проблемы со сбытом испытывает МАЗ, Гомсельмаш, БМЗ и Беларуськалий. Все больше предприятий вынуждены отправлять рабочих в неоплачиваемые отпуска.

За 10 месяцев 2008г. запасы готовой продукции выросли на 43,2%. Чистый спрос населения на иностранную  валюту в ноябре 2008 превысил $300 млн. против $100 млн. в октябре 2008г. В ноябре на торгах БВФБ чистый спрос на доллары США составил $567,4 млн.  

За 10 месяцев 2008г. зафиксированы  самые высокие темпы роста  складских запасов (по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего  года) за последние семь лет. На складах  в товарной массе, большая часть  которой не обладает высокой ликвидностью, уже заморожено $2,15млрд. В первые три квартала 2008г. зафиксированы также рекордные темпы роста дебиторской задолженности. Она выросла на 41,9% (для сравнения за III кв. 2007г. было 24,2%). Платежная дисциплина резко упала. Темпы роста кредиторской задолженности тоже резко увеличились, на 32,3%. Ее объем составил 40,5% ВВП.

Стремительные темпы  роста ВВП оплачены резким увеличением  объемов кредитования. Большой вклад  в раскрутку кредитной экспансии  внес Нацбанк, который в очередной  раз существенно смягчив монетарную политику. Остатки задолженности по выданным кредитам на 01.10.08 составили 40,5трлн. Белорусских рублей. По сравнению с аналогичной датой прошлого года они выросли на 55,6%. При этом объем денежной рублевой массы М2 на 01.10.08 составил 20,5трлн., на 48,6% больше, чем годом раньше. Для сравнения за 10 месяцев 2007г. М2 вырос на 22,1%, т. е. темпы прироста активных денег в экономике в этом году оказались в 2,2 раза выше, чем годом раньше. Естественно, в условиях такой мягкой монетарной политики ожидать снижения инфляции не приходится.

Инвестиционная деятельность органов государственной власти также характеризуется чрезвычайно  низким качеством. По данным Национального  банка только 33% от общего объема долгосрочных кредитов были использованы на инвестиционные цели. Около 51% инвестиционных кредитов шло на строительство жилья, таким образом, только 14% долгосрочных заимствований предназначалось для пополнения основных фондов предприятий.

Основной объем выдачи инвестиционных кредитов был осуществлен 6 крупнейшими банками. Доля ресурсов Беларусбанка и Белагропромбанка в общем объеме кредитов, выданных банковской системой на финансирование госпрограмм достигла в январе-октябре 2008 года 90%. Другие банки практически не участвуют в этих проектах. Такая чрезвычайная концентрация финансовых ресурсов создает дополнительные риски в кризисной среде, в то время как диверсификация рисков среди десятков структур снижает угрозу рецессии всех секторов экономики одновременно. Тот факт, что в конце 2008г. государственные банки получили $1,5млрд. государственной помощи является еще одним доказательством чрезвычайно низкого качества кредитной политики банков и инвестиционной политики предприятий.

Основное внимание в  кредитной политике государства  занимали сельское хозяйство и строительство жилья, в то время как инвестиционные кредиты занимали лишь 7% в общем объеме целевых кредитов. Даже при наличии значимой государственной поддержки сельское хозяйство работает с отрицательной рентабельностью. Финансовый кризис также оказал свое влияние на сектор жилищного строительства. Ввод в эксплуатацию жилья в октябре 2008г. упал по сравнению с предыдущим месяцем более чем в пять раз. В 2009г. при резком росте стоимости кредитов и сокращении бюджетных возможностей страны ситуация на жилищном рынке еще больше усугубиться.

Принятый закон о  бюджете на 2009г. доказывает неадекватность планируемых действий Нацбанка и  Совета Министров по противодействию, разрастающемуся финансовому и структурному кризису. С одной стороны Нацбанк намеревается сохранить доступ отдельных предприятий и секторов к дешевому кредиту, наращивая денежную массу и поддерживая государственные банки. С другой стороны Беларусь ждет резкое сокращение валютной выручки. В зависимости от цены на газ, нефтяных схем, цен на металлы, удобрения и целый ряд других факторов по сравнению с 2008г. потери валютной выручки могут составить $10 – 12,5млрд.

В связи с серьезными проблемами мирового финансового рынка  в 2009г. чрезвычайно сложно будет  привлечь $7,5 – 8млрд. кредитов как на погашение займов, привлеченных в 2007г., так и на пополнение оборотных средств. В условиях устойчивой тенденции превышения спроса на валюту над предложением, высокой инфляции и сохранения отрицательной ставки рефинансирования повышается риск оттока средств населения из рублевых депозитов в пользу валютных или вообще их изъятие из банковской системы. [14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 глава 

Национальные  антикризисные программы и их результативность.

Финансово-экономический кризис 2008 года, скорее всего войдёт в историю не просто как первый глобальный кризис, но и как кризис, наиболее острая фаза которого закончилась благодаря согласованной антикризисной политике ведущих мировых держав, которая позволила многим странам быстро стабилизировать экономику и даже вернуться к предкризисным темпам развития.

Проанализировав последствия  мирового экономического кризиса, выявим основные антикризисные мероприятия, предпринимаемые в различных странах.

Можно выделить четыре сферы  воздействия антикризисной политики властей различных государств. К  ним относятся: спасение банковской системы; меры денежно-кредитной политики; поддержка реального сектора; поддержка населения.

  1. Спасение банковской системы. Основная задача здесь – избежать банковской паники и дестабилизации (остановки) национальных кредитно-банковских систем. Соответствующие меры включают:

а) рекапитализацию банков (США, Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Португалия, Финляндия, Венгрия, Дания, Швейцария, Гонконг, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Казахстан);

б) предоставление стабилизационных кредитов (США, Евросоюз, Франция, Испания, Италия, Швеция, Норвегия, Великобритания, Венгрия);

в) меры по реструктуризации банковской системы, включая содействие объединению бланков или их национализацию (Бельгия, Нидерланды, Португалия, Исландия, Швеция, Великобритания, Ирландия);

г) снижение процентной ставки практически до нуля;

д) резкое расширение вплоть до 100% гарантий по вкладам физических лиц в банках;

е) меры по расчистке балансов банков, включая предоставление госгарантий  по проблемным активам (США, Канада, Германия, Испания, Италия, Великобритания, Дания, Швеция, Швейцария, Япония, Корея, Австралия).

2. Денежно-кредитная политика. Здесь наблюдается период от  антиинфляционной к стимулирующей  политике. Её цели: стимулирование  экономического роста и расширение  доступа к кредитным ресурсам; стремление не допустить дефляции (борьба с инфляцией отходит на задний план); стабилизация платёжного баланса (через девальвацию); повышения эффективности экономической политики. Соответствующие меры включают:

а) снижение процентных ставок большинством стран из опасения дефляции (США, Канада, Евросоюз, Швейцария, Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания, Австралия, Япония, Китай, Индия, Въетнам);

 б) повышение процентных ставок в некоторых странах (Венгрия, Исландия, Россия, Белоруссия);

Информация о работе Причины, особенности и последствия мирового экономического кризиса