Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:58, реферат
Основу современной организации национального хозяйства составляют два начала рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой. Что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. В ходе российских реформ предлагается создать, рынок со всеми присущими ему механизмами и функциями, структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства.
Введение……………………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы рыночного механизма…………………………………………………..5
1.1 Понятие и экономическое содержание рынка………………………………………………...5
1.2. Механизм функционирования рынка…………………………………………………………7
2. Преимущества и несовершенства рынка..……………………….…………..……..……....…..10
2.1 Преимущества рыночного механизма………………………….....………………………….10
2.2 Недостатки рыночного механизма……………………...…….....................…………............14
Заключение……………………………………….………………………………....………………18
Библиографический список………………………………...…………….…………..……………20
Чистая рыночная экономика и бережлива, и расточительна в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, она лишь задним числом сигнанализирует о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено больше, чем требуется. Изменение пропорций сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишней продукции. Циклическое развитие производства сопровождается недоиспользованием ресурсов, включая и трудовые. Переход к рынку предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.
Парадоксом переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).
Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.
Ориентируясь только на индивидуализированный платежеспособный спрос, рынок также не может уловить те общественные потребности, которые могут предоставляться не отдельным покупателям, а обществу в целом. Эти потребности удовлетворяются в форме так называемых общественных благ (развитие культуры, здравоохранение, охрана общественного порядка и т. п.).
Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара
Социальная ограниченность рынка заключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступны семьям бедняков. Между тем современная гуманистическая культура требует обеспечить всем людям определенный жизненный стандарт независимо от трудового вклада Рыночный механизм "невидимой руки" в принципе не предназначен для решения этой задачи.
Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит некая социальная «несправедливость» рынка.
Рыночное распределение доходов социально «несправедливо» по отношению к нетрудоспособным, неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государство организует перераспределение доходов, которое должно осуществляться в определенных пределах. На минимальную границу влияет уровень жизни в стране, текущее состояние экономики и выбранная модель ее регулирования. Максимальная граница обусловлена допустимыми размерами социальных выплат и налогов, а также негативными эффектами, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.
Рыночный механизм так же не в состоянии решить проблему инфляции.
Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в 20-21 вв. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной системой.
«Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно»26. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление.
Инфляция в принципе неустранима, поскольку современная экономика инфляционная по своему устройству. Антиинфляционное регулирование - бессрочная, постоянная функция государства. Причины инфляции обусловлены неправильной денежной политикой центрального банка; бюджетным дефицитом независимо от способа его устранения; инфляционными эффектами милитаризации экономики; монополизацией рынков, влияющей на интенсивность инфляционного процесса; внешнеэкономическими факторами.
Открытая инфляция проявляется в росте цен. Она деформирует, но не разрушает механизм рынка. Адаптивные инфляционные ожидания связаны с деформацией психологии потребителей и производителей в условиях инфляции. В основе инфляции издержек лежит взаимосвязь издержек и цен. Инфляция спроса характерна для экономики с чрезмерным использованием факторов производства, особенно труда. Неверные действия государства в сфере налогообложения могут привести к налоговой инфляции. Стремясь компенсировать будущие убытки, предприниматели провоцируют инфляцию ценовой накидки.
Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подавленная инфляция способствует развитию инфляции предложения, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложения товаров.
Социальные последствия инфляции для потребителей связаны с падением реальной ценности личных сбережений, снижением текущих реальных доходов. Неминуемо социальное расслоение и углубление имущественного неравенства населения.
Для производителей социальные последствия инфляции сказываются в утрате работниками стимулов к труду при подавленной инфляции; в отраслевых и региональных диспропорциях; в отрицательном влиянии на техническое состояние производства; в общем замедлении экономического развития.
Цель антиинфляционной политики состоит в установлении надежного контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен. Подавленную инфляцию следует перевести в открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков либо на механизмы инфляции.
Мы рассмотрели несовершенства, которые присутствуют в рыночной системе. Самым, на мой взгляд, весомым несовершенством является монополизация. Безусловно, она способна уничтожить то, что ее создало - рынок. Но все таки этого не случилось и не случится, монополизм ограничен, государство его полностью контролирует.
Еще
один «паразит» рыночного механизма это
инфляция, которую невозможно остановить,
но можно сократить, чем собственно и занимаются
экономисты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом начале работы мы поставили цель - выяснить сущность понятия рынок, также нашей задачей было определение положительных и отрицательных сторон рыночного механизма.
Можно сделать вывод, что рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив. Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.
В работе мы привели множественные определения рыночного механизма, из чего следует, что понятие рынок не так однозначно и рассматривать его нужно с разных сторон.
Рынок в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству - что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.
Несмотря на наличие весомых минусов данной системы мы вынуждены учесть тот факт что многие продолжают придерживаться именно системы рыночного регулирования экономики. В связи с этим следует умозаключение - рыночный механизм совершенная на данный момент времени система с устойчивой структурой и собственными закономерностями.
В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.
Выживают сильнейшие, как мы уже упоминали, видимо именно рыночная система оказалась наиболее сильной, что позволило ей приобрести мировую практику. Такая система, пусть приобретенная не так давно, стала популярна в нашей стране и успешно развивается. Мы постепенно проходим все стадии, спады и взлеты и продолжаем придерживаться этой системы. Пережив командно-административную систему государство может пользоваться опытом тех времен и не допускать пройденных ошибок.
В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, административно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда. Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. При плановой системе хозяйствования государство диктовало производству, что и в каком количестве производить, по каким ценам и кому продавать. В результате, производство утратило функции адаптации к нуждам потребителей, и не было заинтересовано в совершенствовании качества и ассортимента выпускаемой продукции. Кроме того, централизованное распределение ресурсов привело к неэффективному их расходованию и преобладанию в экономике ресурсоемкого производства. Следствием такой организации производства стало то, что экономический рост происходил за счет вовлечения в производство все большего количества ресурсов, а не за счет эффективного использования уже имеющихся ресурсов.
Если мы пронаблюдаем то окажется что государства начиная буквально с нуля возрождали страну и экономику благодаря переходу к рыночной системе.
Исторический опыт доказывает, что чрезмерное вторжение государства в экономику не приводит к желаемому экономическому прогрессу, а толкает на экстенсивный путь развития, тормозит экономический рост. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства, несмотря на все существующие её недостатки и неспособность решить определенные проблемы в экономике.
Исследовав рынок можем отметь что как положительные так и отрицательные его стороны мы должны судить объективно. Недостатки и преимущества идут бок о бок и по мере появления новых проблем тут же возникают пути их разрешения, так как система способна отрегулировать сама себя, это является наиважнейшим положительным фактором в сущности рынка.
Либеральные экономисты утверждают, что недостатки («провалы») государства оказываются даже более опасными, чем «провалы» рынка, а потому рыночная система является хотя и не идеальной, но все же лучшей из возможных альтернатив. Попытка стран социалистического лагеря доказать преимущества плановой экономики перед рыночной окончилась в 20 в. провалом. Поэтому в современном мире рынок остается главной экономической системой, хотя он охватывает не все сферы хозяйственной жизни, а действие «невидимой руки» рынка часто корректируется «видимой рукой» государства, крупных корпораций, неправительственных организаций и т.д.
Исторически экономическая теория сложилась как наука, изучающая именно рыночную хозяйственную систему. Хотя в целом современная экономическая наука по-прежнему считает рыночные отношения главным объектом изучения, но теперь ее внимание смещается от изучения объективных законов рыночной саморегуляции к анализу проблем оптимального регулирования рыночного хозяйства.
Рынок
обладает преимуществами и недостатками:
он оперативно приспосабливает объём
и структуру предложенных товаров и услуг
платёжеспособному спросу, но не способен
решать крупные народно-хозяйственные
проблемы; он наиболее эффективно удовлетворяет
потребности, но не занимается побочными
эффектами и не стремится производить
то, что не приносит прибыль. Все негативные
черты компенсируются положительными
характеристиками, что позволяет нам сказать,
что рыночный механизм - самый эффективный
в экономике.