Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Сущность предпринимательства как особой формы хозяйствования невозможно раскрыть, не уяснив сути его носителя. Проблемы носителя предпринимательства связаны с различиями в трактовках самого понятия «предпринимательство». Предприниматели, согласно определению Й.Шумпетера, – это хозяйственные субъекты, функцией которых является осуществление новых комбинаций, и которые выступают как активные субъекты предприятия. При этом Й. Шумпетер полагает, что традиционное ограничение круга предпринимателей только лишь «самостоятельными субъектами» (частными лицами), в принципе, неверно.

Оглавление

1Теоретические аспекты предпринимательской деятельности в рыночной экономике
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Функции и признаки предпринимательской деятельности
1.3 Виды и формы предпринимательской деятельности
2 Анализ предпринимательской деятельности в рыночной экономике
2.1 Статистика малого и среднего бизнеса – краткие итоги сплошного обследования Росстата в 2011 г.
2.2 Сравнительный анализ состояния малых предприятий
Список использованных источников и литературы
3 Перспективы развития бизнеса в России
3.1 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России
3.3 Перспективы кредитования
3.4 Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 657.00 Кб (Скачать)

Одно из направлений  поддержки малого бизнеса в Москве — развитие инфраструктуры. В настоящее время определено конечное число единиц инфраструктуры, необходимое малому бизнесу столицы. Ключевой элемент этой инфраструктуры — Московский центр развития предпринимательства, идеология которого заключается в объединении всех организаций, оказывающих необходимые малому бизнесу услуги, в одном месте. Среди эффективно действующих организаций инфраструктуры поддержки малых предприятий можно назвать Межрегиональный маркетинговый центр «Москва», который позволил продвинуть в регионы России тысячи наименований продукции московских предприятий, а также Межрегиональный центр субконтрактации и промышленного партнерства, в базах данных которого только за прошлый год было размещено более 1600 заказов для малых предприятий, что содействовало налаживанию связей малого и крупного бизнеса.

По-прежнему остается актуальной финансовая поддержка малого бизнеса. К сожалению, идет снижение инвестиций предприятий малого бизнеса  в основной капитал: по отношению  к общей базе произошло снижение в промышленности с 31 до 25%, в строительстве — с 34 до 22%, и лишь в торговле инвестиции увеличились с 18 до 29%. В 2003 г. в целях финансирования было рассмотрено 742 проекта малых предприятий города, из них 257 проектов получили гранты. За два года гранты были выделены по 551 проекту. Кроме того, 76 венчурных проектов получили субсидии и 234 проекта —займы от муниципальных фондов. Основными получателями фантов стали: торговля — 19,1%, производство — 14,6, инновационная деятельность — 14%. Сегодня актуальны увеличение инвестиций в промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, инновационный бизнес. В новой программе предусмотрено достаточно ресурсов, чтобы привлечь малый бизнес в эти сферы.

Одно из основных направлений Комплексной программы  — создание единого информационного пространства для предпринимателей, свободный доступ к ресурсам и объединенным массивам деловой информации. В Москве уже создана сеть деловых интернет-центров. Значительная работа также проведена по созданию сети оказания информационно-консультационных услуг (уже открыто 27 муниципальных и межрайонных агентств развития бизнеса).

Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены в основном несовершенством федерального законодательства, — недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнеса остается использование нежилых помещений. Концепция обеспечения предприятий малого бизнеса нежилыми помещениями, принятая Правительством Москвы, дает основание предполагать, что эта проблема будет решена путем создания деловых центров, производственно-технологическил зон, торговых предприятий «в шаговой доступности».

Новая Программа  поддержки малого бизнеса в Москве предусматривает такие приоритеты, как поддержка предприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, занятых сбором и переработкой вторичного сырья и действующих в малой локальной энергетике, а также поддержка предприятий, предоставляющих комплекс сервисных услуг.

Другой приоритет  — информационное обеспечение малого бизнеса, прежде всего создание единого  информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества. В результате реализации Программы всеми мерами поддержки должно быть охвачено от 60 до 120 тыс. малых предприятий города. Путем развития существующих и создания новых предприятий предполагается увеличить численность рабочих мест в матом бизнесе до 2 млн, общий вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт увеличится на 30%.

Определенные  надежды возлагает малый бизнес России на вновь создаваемые особые экономические зоны (ОЭЗ). Согласно принятому закону зоны могут быть двух видов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Предприниматели, зарегистрированные в особых зонах, на 5 лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Ввозимые ими импортное оборудование и запасные части для него освобождаются от таможенных пошлин на все время, пока остаются на территории особой зоны. Помимо того, участники технико-внедренческой зоны получают возможность платить единый социальный налог по льготной ставке — 14% вместо обычных 26.

Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ устанавливается ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снимается 30%-ное ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

Срок действия ОЭЗ составляет 20 лет и продлению не подлежит.

Для организации  работы этих зон вновь создано  Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

По расчетам Министерства экономического развития и торговли издержки на преодоление  административных барьеров для резидентов промышленно-производственных зон снизятся на 5—7%, технико-внедренческих — на 3—5%. Создание инфраструктуры за счет бюджета сэкономит резидентам ОЭЗ 8—12%, а снижение производственных издержек составит 5—7%.

Ожидается положительный  эффект и для экономики в целом. Каждая ОЭЗ (а их на начальном этапе предполагается создать 10) привлечет не меньше 10 млрд руб. инвестиций и будет производить продукции на 6 млрд руб. в год. Будут созданы 14 тысяч рабочих мест, а ежегодные платежи в бюджет превысят 1 млрд руб.

Время покажет, насколько эффективными для развития малого бизнеса окажутся особые экономические  зоны.

 

3.3 Перспективы кредитования

В России около  миллиона предприятий малого бизнеса: это значит, что к малому бизнесу  относится каждое пятое предприятие. Несмотря на внушительные цифры, доля услуг и продукции, предоставляемых населению, составляет всего лишь 8% - сказывается дефицит оборотных средств, которых не хватает на «раскрутку» и развитие производства. В скорой экономической помощи малый бизнес нуждается так же сильно, как и в государственной правовой поддержке. Далеко не все надеются получить кредит в банке – стандартная процедура рассмотрения заявки занимает слишком много времени. С развитием микрокредитования и появлением экспресс – кредитов для малого бизнеса картина несколько изменилась.

Да, деньги для  бизнеса сегодня стало только быстрее, но и проще получить именно благодаря появлению такого банковского  продукта, как экспресс – кредит. Конечно, и с помощью экспресс – кредита все проблемы малого бизнеса разом не решить. Во-первых, проблем у малого бизнеса множество. Во-вторых, возможности микрокредитования все-таки не безграничны. Например, максимальная сумма может оказаться недостаточной для бизнеса с большими оборотами или срок выдачи кредита может не устроить заемщика. Чтобы кредит выдавался действительно быстро, данный продукт должен быть массовым, а банк, его предлагающий, - технологичным. Еще лучше, если предприниматель берет кредит уже не первый раз, то есть обладает кредитной истории (конечно, положительной). Еще одно ограничение связано с тем, что банки кредитуют уже существующий бизнес – кредитовать «бизнес с нуля» пока никто не решается: очень высок риск. Как правило, обязательные требования для предоставления кредита: «возраст» бизнеса не менее полугода, местная прописка предпринимателя и наличие стабильной прибыли у предпринимателя.

Экспресс –  кредит в силу своего главного отличительного свойства (скорости рассмотрения заявки) нуждается и в особом подходе  к своему обеспечению. Поэтому для экспресс–кредитования разработаны специальные технологии, которые позволяют обслуживать большое число клиентов в сжатые сроки. На Западе, где большинство представителей среднего класса постоянно пользуются кредитами, используются скоринг. Процедура скоринга выглядит примерно так: есть некий программный продукт, при помощи которого проверяют благонадежность каждого клиента и риски, связанные с ним, по определенной шкале. Если у заемщика есть сочетание параметров, присущее благонадежным клиентам, - кредит ему будет выдан. На основе этих расчетов делает заключение о выдаче или отказе в получении кредита. В России скоринг «в чистом виде» практически никто не использует – у нас пока не сформировалось многомиллионного среднего класса, который готов постоянно кредитоваться. Процедура скоринга «по-русски» приходит следующим образом: берется некоторое количество показателей, каждому из них присваиваться определенный балл, все суммируется. Если клиент недобрал баллов – в кредите будет оказано. Система баллов существует как дополнение к финансовому анализу, данные для которого поступают из управленческой информации клиента. Здесь методики разных банков отличаются в деталях, но суть не изменена: клиент оценивается с точки зрения возможности или невозможности выдачи кредита, оценивается риск невозврата. По большому счету, оценивают социальный статус заемщика и финансовое состояние бизнеса (нередки случаи, когда клиент вместо бухгалтерских документов предоставляют «амбарную» книгу или тетрадь, в которой ведется учет движения средств на его предприятии).

Рынок банковских услуг все больше насыщается, работа с малым бизнесом проводится активно. Кроме того, банк может крыть кредитную  линию для предпринимателя, когда  человек может брать сумму  по частям. Во многих банках кредит можно получить всего за несколько дней. В этом их конкурентное преимущество. Тем более что малому бизнесу деньги нужны, как правило, сразу.

Сейчас все  больше банков идет навстречу малому бизнесу. Конкурируя между собой, банки  готовы предоставлять все более выгодные условия кредитования для малого бизнеса (выделять личного кредитного эксперта, сокращать объем документов, которые надо предоставить, составлять удобный для клиента график погашения кредита, снижать процентные ставки при повторном кредитовании и т.д.).

В целом, сотрудничество малых предприятий с банками, безусловно, имеет хорошие перспективы. Благоприятные условия для этого  создают как банки, так и сам  малый бизнес. Со стороны банков – это улучшение условий по кредитам и внедрение новых технологий, со стороны препятствий малого бизнеса – это возросший интерес к банковским услугам и понимание своих выгод их использования.

 

3.4 Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды

Можно выделить ряд направлений, которые могут реально обеспечить развитие предпринимательства, сделав его действенным фактором хозяйственной жизни:

Большие индустриальные предприятия могли бы выступать  в качестве организаторов малого промышленного предпринимательства  путем предоставления последнему производственных мощностей, оборудования, технологий, кадров и т.д.

Усиление инвестиционной активности. Сейчас инвестиции осуществляются по нескольким направлениям: государственное  финансирование в рамках целевых  федеральных программ, финансирование из местных бюджетов, кредитование зарубежными организациями, амортизационные отчисления.

При наличии  столь большого числа каналов  финансирования, инвестиционный климат нельзя назвать благоприятным. Причин этому много. Некоторые: 1) каждый из каналов действует самостоятельно, и  они в совокупности представляют единую, скоординированную систему; 2) имеются большие сложности как при формировании источников капиталовложений, так и при практической реализации последних и т.д.

Составной частью политики протекционизма является налоговая система. Налоги отражают суть отношения государства и предпринимателя.

Несовершенство  налоговой системы становится все  более очевидным. Она должна быть подчинена развитию производства. Необходимо дифференцированное налогообложение предпринимательства в зависимости от регионов.

С экономической  точки зрения в науке выделяются четыре группы регионов: 1) регионы с достаточно высоким уровнем социально-экономического развития; 2) депрессивные регионы; 3) регионы с преобладающей добычей и переработкой первичных природных ресурсов; 4) регионы аграрного типа.

Очевидно,  для  регионов первой группы дифференциация налогов должна исходить из приоритетности конкретного вида производства, тогда  как для депрессивных регионов возможны максимально выгодные налоги, вплоть до их отмены на определенный период. Для регионов четвертой группы налоговая политика должна состоять в создании максимального протекционизма сельскохозяйственному производству, преследую конечную цель – обеспечение продовольственной безопасности страны.

Как отрицательный  фактор в развитии предпринимательства  следует признать нестабильность принятия законов и подзаконных актов  по налогообложению. Их частая смена  вызывает у предпринимателей неуверенность, лишает возможности вести дело с перспективой, нарушает планы. Поэтому следовало бы установить, что существующий на период регистрации предприятия порядок налогообложения не может быть изменен в течение ряда лет, если вновь вводимый порядок ухудшает прежние условия производственной деятельности.

Следующая проблема, с которой сталкиваются предприниматели, это произвол чиновников.

С ней сталкивается предприниматель с самого начала деятельности. С момента регистрации. В настоящее время процесс  регистрации малых предприятий  неоправданно усложнен, требует оформления многочисленных бумаг и значительных затрат. Еще до начала работы предприятия, получения прибыли, предприниматель уже обязан потратить большие суммы: внести часть уставного капитала, оплатить услуги регистрирующего органа, органов статистики и др.

Очень много  вопросов касающихся несовершенства системы  лицензирования. Четкий порядок отсутствует, что приводит к необоснованному  расширению сферы лицензионных видов  деятельности.

Поэтому важно  придерживаться концепции, согласно которой государственная власть должна максимально упростить взаимоотношения предпринимателя с разрешительной системой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Шумпетер Й. Указ. соч. – С. 177-183.
  2. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.– С.23-26
  3. Верхан X. Предприниматель. Минск 1992г. с.9
  4. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М: ИНФРА – М, 1997. – 608 с.
  5. . Булатов А.С. // Экономика 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: БЭК, 1997.
  6. Воловик Е.М. «Налогообложение собственного бизнеса в Великобритании» // Финансовая газета – 1998. №14 (4)
  7. Гражданский Кодекс. Часть первая
  8. Крутик А.Б. Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. – С-Пб.: «Бизнес-пресса», 1988.
  9. Кулигин П.И. «Налогообложение в странах Центральной и Восточной Европы» // Проблемы прогнозирования М., 1998. №2 (4).
  10. Финансовый менеджмент, учебное пособие // Под редакцией Стояновой Е.С.-М.: «Перспектива», 1997.
  11. Джиоева   В.   А.   Основы   экономических   знаний:   рынок    и предпринимательство: Учеб. для экономических вузов / Под ред. акад.        А. Г. Лобко – М.:Высш. шк., 1997.
  12. Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. Кн.2.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
  13. Друкер П.Ф. Новые реальности / Пер. с англ. М., 1994. С.215.
  14. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. – М.
  15. Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации развития малого бизнеса) // Общество и экономика. 1996. №№ 9-12- М.: Наука
  16. . Кибиткина Л. А. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица.//Дело и право.1995. №3.
  17. Блохин С. Н. Шкарин А. Ю. Индивидуальный предприниматель./ М. 
    :"Буквица". 1997
  18. Лапин М. С. Лапин С. М. Предприниматель без образования юридического лица. /М.: Инфра-М. 1997
  19. Фомина О. А. Правовое регулирование подоходного налогообложения физических лиц в зарубежных странах.// Налоговый вестник. 1995. №3.
  20. Фомина О. А. Льготы по подоходному налогу с физических лиц: зарубежный опыт и российская законодательная практика. //Налоговый вестник. 1995. № 6.
  21. Потапов В. И. О некоторых вопросах налоговой политики. 
    //Налоговый вестник. 1995. №7.
  22. При подготовке материалов использованы предварительные данные сплошного федерального статистического наблюдения Росстата «Малый бизнес большой страны» в 2011г., сайт http://sploshnoe-nabludenie.ru
  23. www.gks.ru/ – раздел «Предварительные итоги сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства»,  документы «О предварительных итогах сплошного наблюдения» http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/pred_itog.htm

Информация о работе Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции