Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Сущность предпринимательства как особой формы хозяйствования невозможно раскрыть, не уяснив сути его носителя. Проблемы носителя предпринимательства связаны с различиями в трактовках самого понятия «предпринимательство». Предприниматели, согласно определению Й.Шумпетера, – это хозяйственные субъекты, функцией которых является осуществление новых комбинаций, и которые выступают как активные субъекты предприятия. При этом Й. Шумпетер полагает, что традиционное ограничение круга предпринимателей только лишь «самостоятельными субъектами» (частными лицами), в принципе, неверно.

Оглавление

1Теоретические аспекты предпринимательской деятельности в рыночной экономике
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Функции и признаки предпринимательской деятельности
1.3 Виды и формы предпринимательской деятельности
2 Анализ предпринимательской деятельности в рыночной экономике
2.1 Статистика малого и среднего бизнеса – краткие итоги сплошного обследования Росстата в 2011 г.
2.2 Сравнительный анализ состояния малых предприятий
Список использованных источников и литературы
3 Перспективы развития бизнеса в России
3.1 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России
3.3 Перспективы кредитования
3.4 Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 657.00 Кб (Скачать)

В 2009 г. впервые  предоставляется возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса – до 60% в течение I-III кварталов текущего года. Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона.

 

 

При определении  уровня со финансирования будет учитываться  расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это  означает, что для 78 субъектов за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства Требование об обязательной квоте (до 20%) для малого предпринимательства в государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит, по оценкам, увеличить спрос на продукцию МП на 25 млрд. руб.

 

3 Перспективы развития бизнеса в России

 

3.1 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России

"Малыши", "упрощенцы", "спецрежимники", малые… Так обычно называют  представителей малого и среднего  бизнеса. В то же время нельзя  не отметить огромный вклад,  который малый бизнес вносит  в развитие экономики нашей  страны. А есть ли у него  будущее?

Малый и средний бизнес играют огромную роль в развитии экономики как в России, так и за рубежом.  
Например, в Германии "средний и малый бизнес - становой хребет немецкой экономики. Он обеспечивает работой большинство населения страны и берет на себя основное бремя по профессионально-техническому обучению молодежи". Малый бизнес Германии - это одно из основных звеньев ее экономики. Малые и средние предприятия, которых уже более 3,5 млн, составляют 99% фирм-налогоплательщиков. В этот сектор экономики входят как компании с одним-двумя работниками, так и солидные компании с крупным годовым оборотом. Все они обеспечивают до 80% рабочих мест, 45% налогов с оборота и 30% немецкого экспорта ("Бизнес-журнал"). 
Роль малого и среднего бизнеса в поддержке конкурентоспособности хозяйства страны была признана в 80-е годы и во Франции. Именно с этого периода на государственном уровне в стране принимаются меры по стимулированию создания малых и средних предприятий (ИА "Инвур").

Малый бизнес в  России, можно сказать, состоялся  на всей территории страны. Только в Москве по состоянию на 1 июля 2006 года зарегистрировано 207 834 малых предприятия и 98 834 индивидуальных предпринимателя.  
Выручку в размере от 100 до 500 тыс. руб. получают 8,8% малых предприятий от общего количества МП города Москвы, от 500 до 1000 тыс. руб. - 5,4%, от 1 до 5 млн руб. - 15,4%, от 5 до 10 млн руб. - 7%, от 10 до 50 млн руб. - 12,1%, от 50 млн руб. и более - 7,7% малых предприятий.  
По данным аналитического отчета "Анализ состояния бизнеса г. Москвы в 2004-2006 гг. и его вклада в социально-экономическое развитие города", темпы роста налоговых поступлений от представителей малого и среднего бизнеса Москвы, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика. Так, по единому налогу по упрощенной системе налогообложения прирост составил 29,9%, или 1,11 млрд руб., по единому сельскохозяйственному налогу - 57,8%, или 205,2 млн руб. Максимальный рост произошел по единому налогу на вмененный доход - в 142 раза.  
Не отстают и регионы. В Уральском федеральном округе в настоящее время работает 76 тыс. предприятий малого бизнеса и 249 тыс. индивидуальных предпринимателей. 
Годовой оборот каждого предприятия в среднем составляет 13 млн руб. В 2006 году оборот предприятий малого бизнеса вырос на 32%, а объем инвестиций в создание предприятий малого бизнеса увеличился на 20%. На 1000 жителей приходится 31 индивидуальный предприниматель. Для сравнения: в целом по России этот показатель составляет порядка 47%. 
В Тюменской области зарегистрировано 36 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 28 тыс. - индивидуальные предприниматели. Большинство из них работают в сфере оптовой и розничной торговли, услуг, строительстве и на обрабатывающих производствах. В малом предпринимательстве на сегодня занято 77 тыс. жителей Тюменской области, или 19,8% от трудоспособного населения. Оборот предприятий малого бизнеса по итогам прошлого года составил 558 млрд руб. Доля малого бизнеса в ВВП области - 21%. Для сравнения: в странах Европы этот показатель превышает 40%.  
В Иркутске по состоянию на 1 января 2007 года зарегистрировано 7166 малых предприятий с численностью 43 800 человек и 15 900 индивидуальных предпринимателей. В целом в малом бизнесе занят каждый четвертый, работающий в городе.  
Малые предприятия Курганской области обеспечивают 6% от всех налоговых поступлений, собираемых на территории области.  
В Ханты-Мансийском автономном округе в 2006 году от предприятий малого бизнеса в бюджет поступило более 100 млн руб. Более 22% экономически активного населения округа заняты в малом и среднем бизнесе.  
По развитию малого предпринимательства Свердловская область занимает 5-е место в Российской Федерации. В малом бизнесе занято 23% экономически активного населения, 33% доходов областного бюджета сформировано за счет налоговых отчислений малых предприятий.

Все это говорит  о том, что малый и средний  бизнес живут, развиваются и достигают положительных результатов практически на всей территории нашей страны. Но все ли так безоблачно?  
Введенные специальные режимы налогообложения, к сожалению, так и не смогли ни упростить, ни облегчить участи представителей малого и среднего бизнеса. Например, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) предполагают ведение бухгалтерского учета в полном объеме.  
А для этого требуются работники высокой квалификации. Упрощенную систему налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей в народе справедливо окрестили "непростая упрощенка". Незначительная стоимость активов или их полное отсутствие зачастую не позволяют представителям малого и среднего бизнеса привлечь кредитные средства. Это является сдерживающим фактором развития бизнеса.  
Действующий Федеральный закон № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", принятый в июне 1995 года и направленный на реализацию права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности, устарел и практически не работает. Поэтому новый закон для малого и среднего бизнеса российские парламентарии рассматривают в авральном режиме. Он должен вступить в силу с 1 июля 2007 года. Новый закон, в отличие от ныне действующего, предусматривает финансовую, имущественную и налоговую поддержку малых и средних компаний, а также оказание помощи в области внешнеэкономической деятельности. Принятие этого закона приведет к необходимости внесения изменений в целый ряд нормативных актов, а именно в законы "О бухгалтерском учете", "О финансовой аренде (лизинге)", "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".  
Это не единственный способ поддержки малого и среднего бизнеса. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы, подготовленному Министерством экономического развития РФ, из бюджета Российской Федерации на финансирование программы малого предпринимательства ежегодно будет направляться около 4 млрд руб. Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственной поддержки малого предпринимательства, будут предоставляться субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при условии со финансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов. Это позволит привлекать для реализации программы финансовые средства регионов и стимулировать их к принятию новых, более эффективных, программ поддержки и развития малого предпринимательства. 
Субсидии из федерального бюджета в 2006-2007 годах предоставляются по результатам конкурсного отбора на финансирование следующих мероприятий:

  • создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
  • поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта;
  • развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.

Финансовая  поддержка по этим направлениям будет продолжена государством и в последующие годы (ИА "Альянс Медиа").  
Не остаются в стороне и органы власти в регионах. 1 апреля 2007 года в Москве стартовала программа субсидирования инновационного предпринимательства. На сегодняшний день, по мнению министра Правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаила Вышегородцева, остро стоит вопрос с понятийным аппаратом в инновационной сфере, особенно это касается развития технопарков и бизнес-инкубаторов. "Технопарк сегодня - это модно. Но важно понимать, что технопарки имеют отношение, в первую очередь, к инновационному бизнесу", - считает он. Во втором полугодии 2007 года на заседание Правительства Москвы будет вынесен документ, детально прописывающий такие понятия, как технопарк и бизне-инкубатор. В этом документе будут установлены структура, направленность, функции и формы работы московских технопарков и бизнес- инкубаторов.

"Ставки по  банковским кредитам для малых  предприятий, заручившихся поручительствами Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, будут в ближайшее время снижены. Это произойдет в результате перевода таких малых предприятий из третьей, наиболее рискованной, категории заемщиков, во вторую. Решение об этом принял недавно Центральный банк России. В настоящий момент осуществляется подготовка указанных изменений", - заявил министр Правительства Москвы, выступая 23 марта на научно- практической конференции "Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства в Москве. Достижения и дальнейшее развитие" (ИА "Альянс Медиа", ИА Regnum).  
В Тюменской области объем бюджетных средств, которые будут направлены на поддержку малого предпринимательства в 2007 году, составит 290 млн руб. По словам заместителя губернатора Тюменской области Александра Моора, основная часть средств пойдет на развитие кредитования малого бизнеса через Фонд поддержки предпринимательства. Кроме того, в регионе планируется провести областной конкурс "Предприниматель года", создать телепроекты и видеоролики, способствующие развитию и поддержке малого бизнеса в области.

Развитию малого предпринимательства в Тюменской  области мешает высокий уровень  соцэкономразвития региона. Сегодня  решение об открытии своего бизнеса  принимается, как правило, молодыми людьми в возрасте 20-30 лет. В то же время рынок труда переполнен вакансиями, и молодые люди с образованием могут без труда найти себе работу, не озадачиваясь созданием собственного бизнеса. Вообще, наибольшее количество предприятий малого бизнеса создается в годы кризиса. Карнаухов Николай, ректор нефтегазового университета,  
президент Тюменской торговопромышленной палаты.


В Свердловской области в рамках областной программы господдержки открыты 8 технопарков и еще 12 будут созданы в 2007 году. 
По мнению вице-президента Союза предприятий малого бизнеса Свердловской области Алексея Кабанова, положительная динамика в развитии малого предпринимательства в Уральском федеральном округе обеспечивается за счет показателей тех малых предприятий, которые были созданы 5-10 лет назад. Малые предприятия изначально сталкиваются с множеством проблем. В связи с этим необходимо существенно увеличить денежные средства, выделяемые на финансирование образовательных бизнес-программ послевузовской поддержки молодежи в возрасте от 20 до 30 лет, нацеленных на создание собственного бизнеса.

Раньше 60% малых  предприятий Челябинской области  были заняты в торговле и общепите и 15% - в производстве. Приход на рынок  крупных торговых сетей приводит к вытеснению малых предприятий  из сферы торговли.  
Чтобы бизнесмены развивали производственную сферу, необходимо обеспечить их хотя бы на первое время офисными и производственными помещениями, например, на базе пустующих производственных помещений крупных предприятий. Калинин Александр,  председатель Совета  
Челябинского отделения "Опора Росии"


Курганская  торгово-промышленная палата организует деловые миссии курганских товаропроизводителей в другие российские регионы. Благодаря  этому предприниматели получают уникальную возможность пообщаться друг с другом и наладить сотрудничество, минуя цепочку посредников. Вместе с тем, по словам председателя Курганского городского координационного Совета предпринимателей Ивана Камшилова, развитие предпринимательства сдерживается рядом факторов. Прежде всего это высокое налоговое бремя, сложность в получении финансовых средств, а также недостаточная информационная поддержка.

В Иркутской области принята целевая программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 годы". Объем ее финансирования на пять лет составит 194,2 млн руб. По информации, предоставленной Департаментом предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области, программа направлена на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий региона и выход их на всероссийский уровень, а также на привлечение инвестиций. Согласно проекту областная администрация будет поддерживать в первую очередь малый и средний бизнес в сфере глубокой лесопереработки, туризма, ЖКХ и производства строительных материалов. Программа позволит увеличить поступление налогов и сборов в областной бюджет.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что у  малого и среднего бизнеса есть надежда  на светлое будущее. Но за место под  солнцем надо бороться!

Изучая перспективы развития малого бизнеса и анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие его преимущества:  
1. Большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;  
2. Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;  
3. Относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;  
4. Гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;  
5. Большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;  
6. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;  
7. Упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предприятия; 
8. Относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала; 
9. Сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках – у хозяина предприятия и др. 
 Малый бизнес располагает значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений из расчета на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. 
 Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль малого бизнеса даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений. 
 Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. Важность малого бизнеса еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, он вынужден постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно  им. 
 В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные функции. На современном этапе повышение перспективы развития малого бизнеса в экономике - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Информация о работе Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции