Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Сущность предпринимательства как особой формы хозяйствования невозможно раскрыть, не уяснив сути его носителя. Проблемы носителя предпринимательства связаны с различиями в трактовках самого понятия «предпринимательство». Предприниматели, согласно определению Й.Шумпетера, – это хозяйственные субъекты, функцией которых является осуществление новых комбинаций, и которые выступают как активные субъекты предприятия. При этом Й. Шумпетер полагает, что традиционное ограничение круга предпринимателей только лишь «самостоятельными субъектами» (частными лицами), в принципе, неверно.

Оглавление

1Теоретические аспекты предпринимательской деятельности в рыночной экономике
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Функции и признаки предпринимательской деятельности
1.3 Виды и формы предпринимательской деятельности
2 Анализ предпринимательской деятельности в рыночной экономике
2.1 Статистика малого и среднего бизнеса – краткие итоги сплошного обследования Росстата в 2011 г.
2.2 Сравнительный анализ состояния малых предприятий
Список использованных источников и литературы
3 Перспективы развития бизнеса в России
3.1 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России
3.3 Перспективы кредитования
3.4 Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 657.00 Кб (Скачать)

1.3 Виды и формы предпринимательской деятельности

Виды предпринимательской  деятельности и социально-экономический  тип предпринимателя в рыночной экономике чрезвычайно разнообразны, но все они имеют единый родовой  признак – стремление к коммерческому успеху, к увеличению дохода. Многообразие предпринимательской деятельности и их правовых форм связано с различием форм собственности, на базе которых действуют предприниматели.

Выбор формы  предпринимательства зависит от личных пристрастий и вкусов, но главным образом определяется объективными условиями – сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами своих предприятий. Причем выбор той или иной организационно-правовой формы предпринимательства будет оказывать определенное влияние на осуществление предпринимательской функции собственником или управляющим.

Вместе с  тем, если брать организационные  начала и принципы правового регулирования, оказывается, что все формы бизнеса  имеют ряд черт, позволяющих свести их к единой классификации, и тогда  выделяются такие формы, как индивидуальный, коллективный, корпоративный и международный бизнес. Каждый из них имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки, которые следует взвешивать при организации дела.

Любое лицо или  группа лиц, которые обладают определенными навыками и обязанностями и создающие материальные блага или оказывающие определенные услуги, являются субъектом хозяйствования. К субъектам предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Индивидуальное  предпринимательство – самая простая и доступная форма бизнеса. Это в равной степени касается начала предпринимательства, процессов функционирования и ликвидации бизнеса. Эта форма предпринимательства распространена в сфере услуг, общественного питания, торговле, консультационном бизнесе.

Преимущества  данной формы бизнеса состоят  в доступности и простоте организации  дела. При этой форме максимально  используются побудительные мотивы к деятельности, выявляются индивидуальные способности предпринимателя, так  как здесь сочетаются и реализуются черты и предпринимателя, и менеджера, и одновременно собственника. Вместе с тем индивидуальный бизнес имеет определенные трудности и сложности. Прежде всего, индивидуальное производство масштабно ограничено в связи со сложностью привлечения дополнительных капиталов. Поэтому, если предприниматель решается на расширение своего дела, он переключается на другие формы предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности.

В организации  предпринимательской деятельности особое место принадлежит юридическим лицам, т.е. коллективным субъектам, осуществляющим хозяйственные операции. Каждая форма предполагает определенную структуру взаимодействия партнеров и размера предприятия. Предприятие в общем виде можно определить как имущественно-обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения каких-либо целей.

Все юридические  лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций – извлечение прибыли. Они могут создаваться в форме производственных кооперативов, унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ. Коммерческие организации распределяют прибыль между участниками. Некоммерческие организации преследуют иные цели: политические, социальные, благотворительные и т.д. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации не имеют право распределять полученную прибыль между участниками. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Рассмотрим  подробнее формы предпринимательской деятельности.

Товарищества – форма предпринимательской деятельности, основанная на объединении имущества разных собственников. Как правило, товарищества представляют собой закрытые акционерные общества, т.е. компании, где смена собственников паев  происходит лишь с согласия большинства их участников. Товарищества включают относительно небольшое число членов, лично принимающих участие в их работе. Товарищества выступают в различных формах.

Общество с ограниченной ответственностью – объединение носит в значительной мере личностный доверительный характер. Его участники обычно хорошо знают друг друга. Они вносят капитал в определенных размерах. Все члены общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов, поэтому их ответственность ограничена размерами вкладов.

Общество  с дополнительной ответственностью – такое объединение может рассматриваться как разновидность общества с ограниченной ответственностью. Оно учреждается одним или несколькими лицами и имеет следующий характерный признак: в случае банкротства одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками, пропорционально их вкладам. К нему применяются те же правила, что и к обществу с ограниченной ответственностью.

Акционерные общества также образуются путем объединения на паевой основе средств своих участников и относятся к компаниям с ограниченной ответственностью, так как отвечают по своим обязательствам только собственным капиталом. Таким образом, имущественный риск акционеров ограничивается лишь теми средствами, которые они внесли для вступления в акционерное общество.

Учредителями  акционерного объединения могут  выступать любые физические и юридические лица, имеющие в соответствии с действующим законодательством право участвовать в акционерных обществах. Ими могут быть иностранные предприятия, организации, граждане. Как правило, это крупные компании, число акционеров в которых исчисляется тысячами.

Еще одной формой предпринимательской деятельности является производственный кооператив. Производственный кооператив определяется как добровольное объединение граждан, создаваемое на основе членства и в целях организации совместной производственной или хозяйственной деятельности, которая включает производство, переработку, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговлю, бытовое обслуживание, оказание других услуг. Такая деятельность основана на личном трудовом и ином участии членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов. Производственный кооператив – коммерческая организация. Кроме физических лиц, в нем могут принять участие также и юридические лица, что должно быть утверждено в учредительных документах.

Итак, подводя  итог вышесказанному, можно сделать  следующие выводы: многообразие форм предпринимательской деятельности в национальном хозяйстве способствует повышению его эффективности. Мировой  опыт свидетельствует, что решающую роль в экономике играет не характер собственности, а условия ее реального функционирования, отношения между собственностью и управлением.[4]

 

2. Анализ предпринимательской деятельности в рыночной экономике

2.1 Статистика малого и среднего бизнеса – краткие итоги сплошного обследования Росстата в 2011 г.

В феврале 2012 года Росстат опубликовал предварительные  итоги  сплошного обследования субъектов  малого и среднего предпринимательства (МСП). Впервые получены данные о  количестве реально действующих  микро-, малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП). Оказалось, что оно существенно ниже количества формально зарегистрированных субъектов МСП – почти на 1,5 млн. единиц (Таб. 1).

Таблица 1. Ключевые цифры по статистике малого и среднего бизнеса в России, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011г. Данные Росстата www.gks.ru

 

ИП

Микро-предприятия (юрлица)

Малые предприятия (юрлица)

Средние предприятия (юрлица)

МСП, всего

Количество  зарегистрированных, ед.

2,9 млн.

1,4 млн.

229 тыс.

25,7 тыс.

4,6 млн.

Количество  действующих, ед.

1,9 млн.

1 млн.

227 тыс.

25,7 тыс.

3,2 млн.

Численность работников, чел.

5,3 млн.

3,9 млн.

7,2 млн.

2,6 млн.

19 млн.*

Выручка, руб.

4,5 трлн.

5,7 трлн.

13,3 трлн.

7,3 трлн.

30,8 трлн.

*Справочно: 13,3% от численности населения России. www.gks.ru




 

Для сравнения  приводятся ключевые показатели сектора  МСП в России и некоторых странах  Евросоюза.

Таблица 2. Основные показатели сектора МСП: Российская Федерация и некоторые страны Европейского Союза, 2010 г.

 

 

   

Некоторые страны Евросоюза*,

 

Россия

Германия

Франция

Италия

Великобритания

Польша 

Нидерланды

Эстония

Количество  МСП

3,2 млн.

1,9 млн.

2,6 млн.

3,8 млн.

1,7 млн.

1, 6 млн.

0,6 млн.

0,05 млн.

Занятость на МСП, чел

19 млн. 

13,6 млн.

8,8 млн.

12,3 млн.

9,8 млн.

5,9 млн.

3,6 млн.

0,3 млн.

   

Выручка, трлн. евро

Выручка сектора  МСП

30,8 трлн. руб.

 

Эквивалент 0,8 трлн.евро

2,2

 

 

1,9

1,9

2,2

0,5

0,8

0,02


*источник данных http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/facts-figures-analysis/performance-review/index_en.htm#h2-3

Размеры предприятий. Средние размеры компаний: на малом предприятии работает, в среднем, 32 чел., на микропредприятии – 4 чел., на среднем – 101 чел. Ежегодная выручка малого предприятия, в среднем, составляет порядка 60 млн. рублей, микропредприятия – 5,6 млн. руб., а среднего – почти 283 млн. руб. Самая высокая средняя годовая выручка – почти 500 млн. руб. на одно предприятие – у ИП, которых по количеству занятых можно отнести к категории средних предприятий, а самая низкая – 1,4 млн. руб. – у ИП с масштабами микропредприятия, где занято, среднем, только 2 работника.

Подавляющее большинство  действующих МП-юрлиц – 85,9% – это микропредприятия, имеющие до 15 сотрудников. Именно эти небольшие компании обеспечивают каждое третье рабочее место и 43% выручки всего сектора МСП.

Почти все ИП – 99,9% – попадают в рамки сектора МСП. Но около 100 ИП по числу работников фактически можно отнести к крупным предприятиям – они имеют от 251 до 800 занятых. Примерно 40% ИП работали в 2010 году в качестве наемных работников у других ИП или в других компаниях.

Отраслевая  структура сектора МСП. Как и прежде, предприятий малого и среднего бизнеса больше всего в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (38%), операций в сфере недвижимости и услуг (21%), строительства (11%). Достаточно велика доля МСП-юрлиц в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии газа и воды (11%) (Диаграмма 1). Большинство компаний (92,7%) зарегистрированы в форме ООО. 4,6% предприятий являются акционерными обществами, из них 3,8% зарегистрированы в форме ЗАО.

Диаграмма 1. Отраслевая структура МСП-юрлиц, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011 г. Данные Росстата www.gks.ru

 

ИП работают, в основном, в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий, в сфере услуг и в сельском хозяйстве. Более половины ИП – 53% – занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспорта и бытовых изделий, 11% – транспортной деятельностью, столько же (11%) – операциями с недвижимым имуществом, предоставлением услуг. Почти 7% ИП работают в сельском и лесном хозяйстве.

Диаграмма 2. Отраслевая структура ИП, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011г. Данные Росстата www.gks.ru

 

Интересно отметить, что доля сегмента гостиниц и ресторанов в секторе МСП очень мала – лишь 3% для юрлиц и 2% для ИП. Гостиничный и ресторанный бизнес дает весьма мало и рабочих мест – лишь 4% среди предприятий и 3% среди ИП. В целом, потенциал этого сегмента в должной мере пока не использован.

Информация о работе Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции