Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Сущность предпринимательства как особой формы хозяйствования невозможно раскрыть, не уяснив сути его носителя. Проблемы носителя предпринимательства связаны с различиями в трактовках самого понятия «предпринимательство». Предприниматели, согласно определению Й.Шумпетера, – это хозяйственные субъекты, функцией которых является осуществление новых комбинаций, и которые выступают как активные субъекты предприятия. При этом Й. Шумпетер полагает, что традиционное ограничение круга предпринимателей только лишь «самостоятельными субъектами» (частными лицами), в принципе, неверно.

Оглавление

1Теоретические аспекты предпринимательской деятельности в рыночной экономике
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Функции и признаки предпринимательской деятельности
1.3 Виды и формы предпринимательской деятельности
2 Анализ предпринимательской деятельности в рыночной экономике
2.1 Статистика малого и среднего бизнеса – краткие итоги сплошного обследования Росстата в 2011 г.
2.2 Сравнительный анализ состояния малых предприятий
Список использованных источников и литературы
3 Перспективы развития бизнеса в России
3.1 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России
3.3 Перспективы кредитования
3.4 Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 657.00 Кб (Скачать)

Содержание 

1Теоретические аспекты предпринимательской деятельности в рыночной экономике

    1. Сущность предпринимательства
    2. Функции и признаки предпринимательской деятельности
    3. Виды и формы предпринимательской деятельности

2 Анализ предпринимательской деятельности в рыночной экономике

2.1          Статистика малого и среднего бизнеса – краткие итоги сплошного обследования Росстата в 2011 г.

    1.         Сравнительный анализ состояния малых предприятий

Список использованных источников и литературы

3 Перспективы развития бизнеса  в России

3.1 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России

3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России

3.3 Перспективы кредитования

3.4 Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды

 

 

 

1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности в рыночной экономике

    1. Сущность предпринимательства

Сущность предпринимательства  как особой формы хозяйствования невозможно раскрыть, не уяснив сути его  носителя. Проблемы носителя предпринимательства  связаны с различиями в трактовках самого понятия «предпринимательство». Предприниматели, согласно определению Й.Шумпетера, – это хозяйственные субъекты, функцией которых является осуществление новых комбинаций, и которые выступают как активные субъекты предприятия. При этом Й. Шумпетер полагает, что традиционное ограничение круга предпринимателей только лишь «самостоятельными субъектами» (частными лицами), в принципе, неверно. К предпринимателям следует относить всех, кто выполняет названную функцию, в том числе работников организации, а также и тех, кто реализует инновационную функцию импульсивно, эпизодически: экономистов, финансистов, юристов, консультантов и пр. Предпринимательство, по мнению Й. Шумпетера, не может рассматриваться как профессия, так как в этом статусе невозможно находиться длительное время. Также весьма условным является и идентификация предпринимателей как класса – данная группа не имеет собственной классовой позиции, правда, предпринимателей отличает особый стиль жизни. Особенностью предпринимателей как общественной группы является ее принципиальная немногочисленность. Предприниматели – это особый тип склонных к инновационной деятельности людей, которых всегда меньшинство. Большинство никогда не является способным к инновационной деятельности.[1]

Рассредоточение предпринимательской  функции в виде распределения  процесса принятия решений и вовлечения в предпринимательский процесс  все большего числа участников является объективным условием современного предпринимательства. Распределение  прав собственности является объективным процессом и условием эффективного осуществления предпринимательской деятельности.

Поскольку важнейшие  с точки зрения осуществления предпринимательства, составляющие пучка прав собственности (организация и ликвидация предприятия, постановка целей, право окончательного контроля, право на остаточный доход) закрепляются за собственником, то, независимо от организационной формы осуществления предпринимательства, ее следует понимать как деятельность, реализующуюся, посредством управления в интересах собственника. Эффективная предпринимательская деятельность невозможна без мотивации наемных работников.

Мотивация – процесс, направленный на побуждение человека к деятельности, результатом которой  является достижение личной, коллективной или общественной цели, – важнейшая составляющая организации современного предпринимательства.

Практически все предшественники  Й. Шумпетера видели в качестве ведущих  мотивов предпринимательской деятельности прибыль. Й. Шумпетер одним из первых представил развернутую трактовку неэкономических мотивов предпринимательства и выделил три основные группы таких мотивов:

  1. Стремление иметь «свою империю» – быть полновластным господином на собственном предприятии, которое предприниматель сам конструирует и сам строит, и которое, в случае успеха, полностью отвечает его запросам, потребностям, ценностям.
  2. Воля к победе – возможность в рамках собственного «дела» доказать собственную состоятельность, проявить мужество, ум, стойкость в борьбе с конкурентами и другими факторами среды, реализовать себя как личность.
  3. Радость творчества – возможность заниматься любимым делом, полностью соответствующим индивидуальным интересам и установкам, возможность видеть конкретные результаты собственных усилий. При этом ключевыми в мотивации предпринимателя являются не факторы результата деятельности (полученный доход, общественное признание, статус и т. п.), а факторы процесса предпринимательской деятельности (поиск нового, возможности для проявления личностных качеств, борьба и преодоление препятствий на пути к успеху и т. д.).

Мотивация участников предпринимательской  деятельности в коммерческой организации, как одна из функций и методов  управления, является ситуационным фактором внутренней среды предпринимательской  организации. Аспекты ее решения могут быть разными: контроль и стимулирование, управление, в том числе и предпринимательская культура и т. п.

Поскольку экономические  процессы в рыночной экономике –  это результат множества актов  выбора человеком способа достижения «чистой» выгоды, то соответственно в случае отсутствия выбора будет наблюдаться и отсутствие рыночной экономики. Здесь следует остановиться на том, что рыночное понимание «выбора выгоды» шире, чем только желание денежной выгоды (прибыли). Под этим термином понимается и возможность выбора сферы приложения капитала, сферы и формы конкуренции, выбора при изобилии предложения, словом, выбора по всему набору возможностей, предоставляемых рыночной экономикой ее участнику и прежде всего – потребителю.

Как известно, рыночная экономика  базируется на таких основополагающих принципах, как:

  1. Экономическое самоопределение личности. Это – основа основ рыночной организации общественного производства, ибо означает право на личную свободу человека, самостоятельное улучшение своей жизни. Этот принцип создает и постоянно обеспечивает (и воспроизводит) равные шансы на рыночную активность для всех участников рыночной экономики и условие раскрытия творческого потенциала. Экономическое самоопределение личности – это право человека на экономическую самодеятельность во всех ее формах, в том числе и на предпринимательскую.
  2. Право быть собственником всех видов имущества. Собственность в условиях рыночной экономики – это не гарантия беззаботного существования, а бремя имущественной ответственности за результаты коммерческого использования своей собственности, это необходимость ее постоянного рыночного воспроизводства. Право быть собственником возможно при гарантии обществом защиты, поддержки и равноправия всех видов и форм собственности, право на коммерческое применение объектов собственности и доходов от такого применения.
  3. Равенство экономических прав любых юридических и физических лиц на ведение хозяйственной деятельности способно постоянно воспроизводить необходимые условия рыночной организации производства – ее открытость, многосекторность и обусловленную этим конкуренцию.
  4. Экономическая свобода товаропроизводителя выражается в его праве на самостоятельное определение объема и структуры своего производства, ассортимента продукции и объема ее реализации, установление цены на нее и выбора партнеров. Любая попытка внеэкономического ограничения экономической свободы товаропроизводителей противоречит природе рыночной экономики.
  5. Распространение коммерческих принципов по «вертикали» и по «горизонтали», когда все сферы и все уровни экономики «пронизаны» рыночными отношениями и взаимодействуют по единым рыночным правилам.
  6. Свободное ценообразование. Одновременное воздействие на цену множества ценообразующих факторов (затраты труда и производства, издержек обращения, спроса и предложения, доходов и объема инвестиций) придает ценам ту непредсказуемость, которая и превращает рынок в повседневный экзамен и бесконечное состязание между всеми участниками экономического процесса. Именно эта непредсказуемость вынуждает товаропроизводителей к постоянному совершенствованию организации производства, минимизации его затрат, повышению качества, новаторству и риску.
  7. Наличие рынков труда, товаров и капиталов, движение которых придает импульс, необходимый рыночной экономике.
  8. Государственное регулирование рыночной экономики, включающее следующие главные направления: стабилизацию производства («налоговая и инвестиционная политика»); финансирование научно-технического прогресса («политика научно-целевых программ»); дотацию социально значимых отраслей («инвестиционная политика»); выравнивание уровней экономического развития различных регионов («региональная экономическая политика»); государственную поддержку конкуренции («политика демонополизации»); оздоровление денежной системы («финансовая и антиинфляционная политика»); преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения («политика доходов»).
  9. Система социальной защиты – главное средство ослабления неизбежных негативных социальных последствий рыночной экономики.

Система социальной защиты включает три главных направления: регулирование доходов предпринимателей посредством их налогового перераспределения; гарантию заработной платы наемных работников с помощью законодательного утверждения минимальной заработной платы как обязательной базы оплаты труда; защиту уровня жизни населения путем индексации заработной платы и других фиксированных доходов.[2]

 

 

1.2 Функции и признаки предпринимательской деятельности

В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самоокупаемость, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое, в совокупности должно быть присуще экономической деятельности с тем, чтобы ее можно было с полным основанием назвать предпринимательской или бизнесом.

В развитой рыночной экономике предпринимательство  как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Определяющей в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как  воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

Предпринимательству как новому типу анти бюрократического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления  рыночной экономики предпринимательство  приобретает социальную функцию, проявляющуюся  в возможности каждого дееспособного  индивидуума быть собственником  дела, с наибольшей отдачей проявлять  свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более проявляется в формировании нового слоя людей – людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.

Чем эффективнее  функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании  всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.[3]

Информация о работе Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции