Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние двадцать лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике......................................8
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..........................................8
1.2 Экономическая природа предпринимательства...........................................10
1.3 Необходимые условия для развития предпринимательства.......................13
1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса...............................................15
Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства............................................................................................18
Глава 3. Практические аспекты развития предпринимательства в Республике
Беларусь..................................................................................................................27
3.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ на современном этапе………………………………………………………………………………27
3.2 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь..................................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................34
Список использованной литературы.....................................................

Файлы: 1 файл

гос пред.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

 ● нестабильность  и несовершенство действующего  законодательства;

 ● сложная  экономическая обстановка, царящая  в стране: инфляция, высокий уровень  процентных ставок, слабая правовая  защищенность предпринимателей;

 ● отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики. [10]

 Сложившаяся  экономическая ситуация негативно  воздействует на малое предпринимательство  по всем направлениям. Уровень  инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

 Для успешного развития малого бизнеса экономика республики должна эволюционировать в направлениях либерализации, правового обеспечения, совершенствования налоговой системы, приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителей. [5: с. 76]  

Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства

 Предпринимательство,  учитывая его характерные особенности,  нуждается в постоянном внимании  и поддержке со стороны органов  государственной власти и местного  самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

 В соответствии  с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:

 ● право  граждан и юридических лиц  заниматься предпринимательской  деятельностью, создавать предприятия  и приобретать необходимое для  этой деятельности имущество;

 ● защита  прав и законных интересов  всех предпринимателей, действующих  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь и договорами;

 ● научно-техническая,  правовая поддержка предпринимательской  деятельности;

 ● страхование  предпринимательского риска;

 ● запрет  вмешательства собственника и  любого третьего лица в деятельность  предпринимателя после заключения  с ним контракта (договора), кроме  случаев, предусмотренных в контракте  (договоре).

 Для повышения  эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные и страховые фонды. [1: ст. 11]

 Законом Республики  Беларусь от 16.10.1996г. № 685- XIII «О  государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» определены основные направления, по которым должна осуществляться поддержка малого предпринимательства, а именно:

 ● формирование  инфраструктуры поддержки и развития  малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;

 ● создание  льготных условий для доступа  субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

 ● введение  упрощенной системы регистрации,  налогообложения, учета и отчетности  для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

 ● поддержка  внешнеэкономической деятельности  субъектов малого предпринимательства,  включая содействие развитию  их производственных, торговых, научно-технических  и информационных связей с зарубежными партнерами;

 ● организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации руководителей, специалистов  и персонала для малого предпринимательства; 

 ● реализация  программ, направленных на насыщение  рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

 ● организация  многопрофильных исследований предпринимательских  структур.

 Центральные  органы управления, местные исполнительные  и распорядительные органы в  соответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства:

 ● разрабатывают  предложения по совершенствованию  законодательства о государственной  поддержке малого предпринимательства,  проводят анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке, готовят прогнозы развития и предложения по приоритетный направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства;

 ● организуют разработку и реализацию отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;

 ● обеспечивают  участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народнохозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;

 ● создают  отраслевые и региональные системы  государственной поддержки малого  предпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

 ● готовят  предложения об установлении  для субъектов малого предпринимательства  налоговых и иных льгот, а  также об использовании средств  республиканского и местных бюджетов  и специализированных внебюджетных  фондов для их поддержки. [3: ст. 5]

 Указом Президента Республики Беларусь от 19.07.2007г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» определено, что в целях развития предпринимательской деятельности, насыщения потребительского рынка отечественной продукцией, а также создания новых рабочих мест необходимо:

 ● разрабатывать  и утверждать годовые программы  государственной поддержки малого  предпринимательства, учитывая при  их подготовке решение вопросов  содействия занятости населения,  миграционной политики, экологических  задач; 

 ● предусматривать в проекте республиканского бюджета отдельной строкой расходы на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства;

 ● предусмотреть  в проекте Налогового кодекса  Республики Беларусь систему  льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства;

 ● образовывать  в установленном порядке фонды  неэффективно используемых производственных  зданий, сооружений, объектов незавершенного  строительства, находящихся в  государственной собственности,  для сдачи этих объектов в  аренду субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе или через аукционы;

 ● создание  Белорусского фонда финансовой  поддержки предпринимателей;

 ● создание  программ поддержки малого предпринимательства; 

 и др. [2: п. 3]

 Программы  поддержки малого предпринимательства включают в себя:

 ● меры  по формированию инфраструктуры  развития и поддержки малого  предпринимательства на республиканском  и местном уровнях; 

 ● перспективные  направления развития малого  предпринимательства и приоритетные  виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

 ● меры, принимаемые  для реализации основных направлений  и развития форм поддержки  малого предпринимательства; 

 ● меры, направляемые  на решение вопросов занятости  населения путем вовлечения в  предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи;

● предложения  по установлению налоговых и иных льгот и выделению средств из соответствующих бюджетов на цели поддержки малого предпринимательства;

 ● меры  по обеспечению передачи субъектам  малого предпринимательства результатов  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ, а  также инновационных программ;

 ● меры  по обеспечению передачи на  льготных условиях субъектам  малого предпринимательства объектов  незавершенного строительства, неэффективно  используемых производственных  зданий, сооружений и пустующих  объектов, а также нерентабельных  и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности;

 ● меры  по обеспечению субъектов малого  предпринимательства возможностью  для первоочередного выкупа арендуемых  ими объектов недвижимости с  учетом вложенных в указанные  объекты средств; 

 ● меры  по формированию многопрофильных исследовательских программ по развитию предпринимательских структур.

 Финансовое  обеспечение программ поддержки  малого предпринимательства осуществляется  ежегодно за счет средств республиканского  и местных бюджетов, а также  средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства. [3: ст. 6]

 Белорусский  фонд финансовой поддержки предпринимательства  выполняет следующие задачи:

 ● предоставление  финансовой помощи при осуществлении  программ демонополизации, разукрупнении  монопольных экономических структур и отдельных предприятий, перепрофилировании производства с целью развития конкуренции и насыщения товарных рынков с соблюдением требований действующего законодательства;

 ● финансирование  мероприятий по информационному  обслуживанию субъектов малого предпринимательства, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области развития конкуренции, предпринимательства и защиты прав потребителей;

 ● финансирование  научных исследований, научно-практических  конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов;

 ● проведение  мероприятий, направленных на  привлечение средств отечественных  и иностранных инвесторов и  их эффективное использование,  в том числе организация конкурсов, выставок, аукционов, лотерей, совершение операций с ценными бумагами в порядке, установленном действующим законодательством;

 ● организация  сбора, обработки нормативно-правовой, патентно-лицензионной и иной  информации, представляющей интерес  для субъектов малого предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов;

 ● осуществление  в установленном порядке внешнеэкономической  деятельности, участие в международных программах и проектах;

 ● компенсация  организациям, учреждениям и предприятиям  льгот, предоставляемых ими субъектам  малого предпринимательства. [3: ст. 7]

 Основными  задачами центров поддержки предпринимательства  являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных объектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.

 Центры поддержки  предпринимательства пользуются  правом первоочередного получения  высвобождаемых производственных  и иных площадей, земельных участков, льготных кредитов Белорусского  фонда финансовой поддержки предпринимателей в течение первых двух лет функционирования, а также ассигнований из республиканского бюджета, предусмотренных в государственных программах республики для решения конкретных социально-экономических задач. [3: ст. 8]

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития