Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние двадцать лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике......................................8
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..........................................8
1.2 Экономическая природа предпринимательства...........................................10
1.3 Необходимые условия для развития предпринимательства.......................13
1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса...............................................15
Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства............................................................................................18
Глава 3. Практические аспекты развития предпринимательства в Республике
Беларусь..................................................................................................................27
3.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ на современном этапе………………………………………………………………………………27
3.2 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь..................................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................34
Список использованной литературы.....................................................

Файлы: 1 файл

гос пред.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 УО «БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

 Кафедра экономической  теории 

 КУРСОВАЯ  РАБОТА 

 на тему: Предпринимательство  в Беларуси: состояние и перспективы  развития.

 Студент 

 ФФБД, 2 курс, РФФ-2

 О.Н.Франович 

 Руководитель 

 доктор экон. наук,

 профессор 

 В.А.Воробьев 

Минск 2007  

 СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение...................................................................................................................3

 Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике......................................8

1.1 Понятие и  признаки, виды предпринимательства..........................................8

1.2 Экономическая  природа предпринимательства...........................................10

1.3 Необходимые  условия для развития предпринимательства.......................13

1.4 Преимущества  и недостатки малого бизнеса...............................................15

 Глава 2. Система  государственной поддержки и  регулирования предпринимательства............................................................................................18

 Глава 3. Практические  аспекты развития предпринимательства  в Республике 

 Беларусь..................................................................................................................27

3.1 Показатели  развития малого и среднего  бизнеса в РБ на современном  этапе………………………………………………………………………………27

3.2 Перспективы  развития предпринимательства в  Республике Беларусь..................................................................................................................30

 Заключение.............................................................................................................34

 Список использованной  литературы...................................................................38  

Введение 

 Предпринимательство  – одна из важнейших составляющих  современной экономики. В странах  рыночной экономики предпринимательство  получило широкое распространение  и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние двадцать лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение.

 История предпринимательства уходит в глубь веков. На Белорусской земле она начиналась в XIX в. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Если обратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в начале XX в. кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Кооперативное массовое движение в России началось позже, чем в ведущих странах Запада. Однако оно приобрело необычайную широту, охватило в начале ХХ столетия различные сферы деятельности.

 К началу 1917 г. в России в кооперативах  участвовало около 84 млн. человек,  или половина населения страны. На 1 января 1917 г. в России функционировало  47187 кооперативов, в том числе 16055 кредитных товариществ, 20000 потребительских обществ, 8132 сельскохозяйственных общества, 3000 маслодельных артелей.

 Особенно  велика была роль малого и  среднего бизнеса в период  НЭПа. В 1925 г. в промышленности  действовало 1882408 мелких, частных и кустарных ремесленных предприятий. На них приходилось 19% промышленного производства страны, в том числе 32% выпуска потребительских промышленных товаров. На частную торговлю приходилось 25% всего товарооборота России и более 50% розничной торговли, в которой было сосредоточено около 60% всех финансовых ресурсов частного сектора.

 Такая многоукладность  экономики обусловливала развитие  конкуренции и оказывала благотворное  влияние на уровень потребительских  цен. НЭП не только позволил  ликвидировать дефицит, но и оказал большое оздоравливающее влияние на экономику.

 В последующие  годы развитие предпринимательства  было приостановлено. Возрождение  его в нашей стране началось  с принятия в 1986 г. постановления  бывшего союзного правительства  "О создании кооперативов по заготовке и переработке вторичных ресурсов и отходов производства". Затем Верховным Советом СССР были приняты законы СССР: в 1987 г. - "Об индивидуальной трудовой деятельности", 1988 г. - "О кооперации", в 1990 г. - "О предприятиях", "О предпринимательской деятельности".

 В развитых  странах рыночной экономики конец  60-х - начало 70-х гг. ознаменовались  расцветом малого бизнеса, который  продолжает укреплять свои позиции  и поныне. Доля мелких и средних  предприятий в общем числе  фирм колеблется от 95% в ФРГ до 99% в Японии. В этом секторе занято 45 – 75 % всех наемных рабочих, поскольку предпринимательство в развитых странах выступает как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования. В основе его лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство ассоциируется на Западе с понятиями "динамизм", "инициатива", "смелость". [5: с. 9 – 10]

 Переход к рыночным отношениям обусловил необходимость коренного преобразования производства, производственной и социальной инфраструктур, сферы торговли, финансовой и инновационной деятельности, а также всей системы подготовки кадров. В новых условиях возросла потребность в специалистах, способных осуществлять индивидуальную и коллективную деятельность, работать по контракту в предпринимательских структурах и в сферах, связанных с бизнесом и особенно с самым распространенным в рыночной экономике малым бизнесом. Именно малый и средний бизнес составляют основную часть белорусского предпринимательства.

 Основной  задачей предпринимателя является  управление предприятием, которое  включает в себя рациональное  использование ресурсов, организацию  процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

 Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для Беларуси, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

 Анализ экономической  литературы и фактических статистических  данных о деятельности субъектов  малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

 ● формирование  конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

 ● расширение  ассортимента и повышение качества  товаров, работ, услуг. Стремясь  к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

 ● приближение  производства товаров и услуг  к конкретным потребителям;

 ● содействие  структурной перестройке экономики.  Малое предпринимательство придает  экономике гибкость, мобильность,  маневренность;

 ● привлечение  личных средств населения на  развитие производства. Партнеры  в малых предприятиях вкладывают  свои капиталы в дело с большей  заинтересованностью, чем в крупных; 

 ● создание  дополнительных рабочих мест, сокращение  уровня безработицы; 

 ● способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

 ● вовлечение  в трудовую деятельность отдельных  групп населения, для которых  крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

 ● формирование  социального слоя собственников,  владельцев, предпринимателей;

 ● активизация  научно-технического прогресса; 

 ● освоение  и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

 ● содействие  крупным предприятиям путем изготовления  и поставки комплектующих изделий  и оснастки, создание вспомогательных  и обслуживающих производств; 

 ● освобождение  государства от низкорентабельных  и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

 Все эти  и другие экономические и социальные  функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд  важнейших государственных задач,  делают его неотъемлемой частью  реформирования экономики Беларуси.

 Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.  

Глава 1. Предпринимательство  в рыночной экономике 

1.1 Понятие и  признаки, виды предпринимательства 

 В соответствии  с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» под предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). [1: ст. 1]

 Субъектами  предпринимательства являются:

 ● физические  лица, не ограниченные в правах  в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

 ● группы  граждан (партнеров) – коллективы  предпринимателей. [1: ст. 2]

 Вышеназванный  Закон также определяет и формы  предпринимательства. В Республике  Беларусь допускаются следующие  формы предпринимательской деятельности:

 ● частное  предпринимательство, осуществляемое  субъектами предпринимательства  на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

 ● коллективное  предпринимательство, осуществляемое  предпринимателями на основе  коллективной собственности или  на основе имущества, полученного  и используемого на законном основании.

 Предпринимательство  может осуществляться без образования  юридического лица и с образованием  юридического лица, без использования  наемного труда и с использованием  наемного труда. [1: ст. 3]

 Критерием  отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:

 в промышленности  и на транспорте – до 100 человек; 

 в сельском  хозяйстве и научно-технической  сфере – до 60 человек;

 в строительстве  и оптовой торговле – до 50 человек; 

 в других  отраслях производственной сферы,  общественном питании, бытовом  обслуживании населения и розничной  торговле – до 30 человек; 

 в других  отраслях непроизводственной сферы  – до 25 человек. [2: п. 2]

 Различают  следующие виды предпринимательства  в малом бизнесе: 

 ● по направленности  деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная; 

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития