Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:56, контрольная работа
Политическая экономия как наука берет свое начало из первой в ми¬ре школы политической экономии - меркантилизма (от ит. mercantelist -торговец, купец) и эпохи позднего средневековья (последняя треть XV в). Это учение отражало интересы торговой буржуазии в период первичного накопления капитала. Поскольку основной формой богатства представители меркантилизма считали золото и серебро, то такое богатство, по их мнению, накапливается за счет внешней торговли.
1. Введение
2. Зарождение политической экономии
2.1. Классическая политическая экономия
2.2. Марксистская политическая экономия
2.3. Историческая школа и Маржиналисты
3. Основные направления современной экономической теории.
4. Экономическая теория и политическая экономия: проблемы взаимосвязи
Украинский государственный
химико-технологический
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
Дисциплина Политическая экономия
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Задание № 2, 62
Студент: Кашанская Наталия Владимировна
Шифр: 062592 Курс: 1 Группа: ЭК-2-29
Специальность: Экономика предприятия
Домашний адрес: ул. Каховская 15, тел. 96-42-52
Адреса УГХТУ: 49005, пр. Гагарина 8, м.Днепропетровск, тел. 47-38-95
г. Днепропетровск
2006
Предмет политической экономии и его трактование различными школами. Политическая экономия, экономикс и экономическая теория: Проблемы взаимосвязи.
План
Введение
Человеческие существа — это несчастные создания, обремененные потребностями. В числе прочего нам нужны любовь, общественное признание, материальные блага и жизненные удобства. Наша борьба за улучшение материального благосостояния, наше стремление «заработать себе на жизнь» — это и есть предмет экономике, экономической науки. Точнее, экономике — это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.
Людям свойственны как биологически, так и социально обусловленные потребности. Мы стремимся приобрести пишу, одежду, кров, множество товаров и услуг, которые ассоциируются с приличным или высоким уровнем жизни. Мы также наделены определенными способностями и окружены множеством материальных благ — природных и произведенных. Мы используем доступные нам природные и материальные ресурсы — рабочую силу и управленческие способности, инструменты и машины, землю и минеральные богатства — для производства товаров и услуг, удовлетворяющих наши материальные потребности. Именно эту деятельность, осуществляемую с помощью организационного механизма, мы называем экономической системой.
Однако ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения. Совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов, и это — непреложный факт. Вот почему абсолютное материальное изобилие не представляется осуществимым. Этот неоспоримый факт и лежит в основе нашего определения экономике. Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Хотя, быть может, это и не очевидно, но все сегодняшние кричащие проблемы — инфляция, безработица, военные расходы, бюджетные дефициты, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды, правительственное регулирование бизнеса и пр. — уходят своими корнями в проблему эффективного использования ограниченных ресурсов.
Зарождение политической экономии
Политическая экономия как наука берет свое начало из первой в мире школы политической экономии - меркантилизма (от ит. mercantelist -торговец, купец) и эпохи позднего средневековья (последняя треть XV в). Это учение отражало интересы торговой буржуазии в период первичного накопления капитала. Поскольку основной формой богатства представители меркантилизма считали золото и серебро, то такое богатство, по их мнению, накапливается за счет внешней торговли.
Меркантилисты выступали за достижение активного торгового баланса посредством развития национального производства, вывоза определенной части товара за границу, за усиление роли государства. Они впервые раскрыли главную цель развития капиталистического способа производства. Однако предметом политической экономии считали сферу обращения.
Классическая политическая экономия
Это направление мировой
экономической мысли
А. Смит четко размежевал валовой и чистый доход, основной и оборотный капитал. Он обратил внимание на двойственный характер труда, неравенство между заработной платой работника и продуктом его труда (что является предпосылкой к пониманию сущности эксплуатации при капитализме).
В учении Д. Рикардо нашла свое отражение теория прибавочной стоимости (хотя он не отделял ее от таких форм прибавочной стоимости как прибыль, рента, процент), сформулированы законы обратной пропорциональной зависимости между величиной заработной платы и прибылью, объяснил механизм дифференцированной ренты.
Представители постклассической политической экономии Дж. Милль, Дж. Мак-Кулох и др. отошли от научных элементов учения А. Смита и Д. Рикардо. Они сосредоточили основное внимание на анализе сферы обращения, внешних, поверхностных связях, что отвечало требованиям вульгарной политической экономии (от лат. vulgar - поверхностный), стали открыто защищать господствующий класс в условиях обострения противоречий капитализма.
Основные недостатки классической школы политической экономии:
- представители этой школы игнорировали или недооценивали роль государства в хозяйственной жизни.
Во Франции представителями классической школы политической экономии были физиократы (греч. physis — природа и kratos - власть). Так, Ф. Кенэ разработал экономическую таблицу, в которой впервые сделал попытку количественного макроэкономического анализа натуральных и денежных потоков материальных ценностей в народном хозяйстве. Эта таблица стала прообразом методов анализа "затраты - выпуск", используемых в XX - начале XXI вв. и в которых раскрываются межотраслевые связи.
Классическая школа политической экономии, ее прогрессивные идеи нашли продолжение в марксистской политической экономии.
Марксистская политическая экономия
К. Маркс, основоположник данной школы:
Однако марксистское экономическое учение не лишено недостатков. Маркс и Энгельс недооценивали роль частной, в т. ч. частной трудовой, собственности как в реализации сущностных сил человека, так и в построении коммунизма. Марксистская теория гипертрофированно -рассматривает роль государственной собственности в построении нового строя. Полнее всего это проявилось в идеи Ленина о социализме как о единой государственной фабрике, Маркс ошибочно считал, что социализм несовместим с товарно-денежными отношениями. Этих взглядов вначале придерживался и Ленин, но изменил их в последние годы своей жизни. Маркс и Энгельс недостаточно внимания уделяли закону спроса и предложения, влиянию субъективных оценок потребителей на процесс Ценообразования, поведение потребителей и т.п. Маркс необоснованно считал источником стоимости только труд наемных работников, игнорируя при этом труд предпринимателей.
Историческая школа и Маржиналисты
Историческая школа возникла в Германии в середине XIX в. Название получила от своеобразного толкований предмета политической экономии и исторического метода исследования, в соответствии с которым эта наука не изучает экономические законы описывает их конкретно- исторические формы в данной стране. Поэтомы само название "политическая экономия" представители этой школы прежде всего Ф. Лист, отождествляли с понятием "национальная экономика".
По мнению представителей исторической школы, для выживания общества необходимо предоставлять бедным слоям больше благ, созданных благодаря прогрессу. Они считали психологические и этические факторы не менее важными, чем экономические. Указывали на целесообразность широкого подхода к изучению экономической и социальной Жизни. Некоторые представители исторической школы отстаивали централизованное управление экономикой, внедрение планирования, законодательного регулирования; утверждали, что государственные финансы Могут стать эффективным инструментом в достижении социальной справедливости, выступали за социальные реформы.
Представители исторической
школы переоценивали
В середине XIX в. возникает и в 70-е гг. получает распространение маржинализм (от фр. marginal - предельны) Одновременно он становится и методологическим принципом западной экономической науки. Основоположниками маржинализма были австрийский экономист К. Менгер, английский экономист В. Джевонс, Швейцарский науковед Л. Вальрас. Он и его последователи утверждали, что рыночная экономика способна достигнуть равновесия на основе спроса и предложения.
Основу маржинализма составляет теория предельной полезности, согласно которой рыночная цена товара определяется не общественно необходимыми затратами труда, а степенью насыщения потребности в нем, полезностью последней единицы запаса определенного вида товара.
Позитивные стороны маржинализма - подробный анализ функционирования рынка, разъяснение закономерностей ценообразования и денежного обращения, спроса, попытка исследовать вопрос оптимального распределения и использования ресурсов.
Негативные стороны - преобладание субъективной мотивации, субъективная оценка экономического поведения людей, абстрагирование от изучения социально-экономической сущности капитализма, т. е. отношений собственности, производственных отношений. На передний план сторонники маржинализма выдвигали не отношения между людьми в разных сферах общественного воспроизводства, а отношение человека к вещам. Ошибочным также был их тезис о возможности достижения равновесия экономической системы только на основе взаимодействия спроса и предложения без участия государства.
Основные направления
современной экономической
Всю совокупность течений, школ современной западной экономической мысли можно условно сгруппировать в следующие основные направления:
Объект исследования неоклассической экономической теории - поведение homo economicus (человека экономического), который как продавец рабочей силы, потребитель или предприниматель стремится максимизировать свой доход, свести к минимуму расходы (или усилия).
Основной категорией анализа сторонники неоклассической экономической теории считают предельную полезность, противопоставляя ее теории трудовой стоимости.