Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 17:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является – изучить как изменяется эластичность спроса и предложения от различных факторов, влияющих на них, и как при этом изменяется выручка предпринимателя.
Для решения данной цели становим перед собой следующие задачи:
◦изучить эластичность спроса;
◦изучить эластичность предложения;
◦изучить влияние теории эластичности на ценовую политику предпринимателей и государства.
Введение………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Эластичность спроса………………………………………5
1.Понятие эластичности спроса……………………………………..5
2.Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………….8
3.Эластичность спроса по цене……………...……………………..11
4.Эластичность спроса по доходу………………………………….13
5.Перекрестная эластичность………………………………………14
ГЛАВА 2. Эластичность предложения………………………….…..15
1.Эластичности предложения по цене………………………….….15
2.Значение временного фактора при изучении эластичности предложения…………………………………………………….…17
ГЛАВА 3. Практическое применение теории эластичности спроса и предложения……………………………………….……21
1.Применение теории эластичности при изучении валового дохода……………………………………………………………..21
2.Применение теории эластичности при изучении налогообложения………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………….….27
Список литературы…………………………………………………....29
Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.
Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, экономисты различают текущий рыночный период, краткосрочный и долгосрочный периоды.
Рыночный период – это время непосредственно после изменения рыночной цены, когда производители не успевают отреагировать и изменить объем предложения. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (. Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. 6).
Рыночный период. Рис. 6
Предположим,
мелкий фермер привез на рынок на одном
грузовике весь свой урожай помидоров,
выращенный им в этом сезоне. Кривая
его предложения будет
Издержки производства фермера в этом случае не повлияют на принятое решение – продать товар. Даже если цена помидоров упадет гораздо ниже уровня издержек производства, фермер тем не менее полностью реализует свой товар, просто чтобы не потерять все, если помидоры испортятся. Таким образом, в пределах очень короткого рыночного периода предложение томатов со стороны нашего фермера – величина постоянная: он может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока или низка ни была цена; угроза порчи вынуждает фермера продать всю продукцию, какой бы низкой ни была цена.
Однако
не все кривые предложения будут
совершенно неэластичными в кратчайший
период после изменения цен. Если
продукция не является скоропортящейся
и цена на нее растет, производители
легко могут увеличить
Краткосрочный период. В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако объем продукции может быть изменен за счет их более интенсивной нагрузки; в этот период предложение оказывается более эластичным. Так, за короткий период предприятие фермера, под которым подразумевается его земля и сельскохозяйственная техника, не претерпевает никаких изменений, но этого времени фермеру хватит для внедрения более интенсивных методов выращивания томатов – применение большего количества труда, удобрений и пестицидов для получения урожая. В результате на предполагаемое увеличение спроса фермер ответит увеличением производства, а это найдет отражение в большей эластичности предложения томатов, как показывает прямая (рис. 7).
Краткосрочный период. Рис. 7
Увеличение спроса (с до ) в данном случае соответствует относительно большее, чем в пределах рыночного периода, изменение величины предложения (с до ) и относительно меньшее изменение цены (с до ). Таким образом, в краткосрочном периоде равновесная цена оказывается ниже, чем в рыночном периоде.
Долгосрочный
период – это достаточно продолжительное
время для того, чтобы фирмы успели принять
все желательные меры и приспособить свои
ресурсы к изменившейся ситуации. Отдельные
фирмы могут присоединиться к отрасли
(а действовавшие в прошлом – ее покинут).
В «отрасли по производству томатов» наш
фермер имеет возможность приобрести
дополнительный участок земли, а также
закупить больше машин и оборудования.
Кроме того, увеличение спроса и соответствующий
рост цен могут привлечь к выращиванию
помидоров больше фермеров. Такие изменения
означают еще более сильную реакцию со
стороны предложения, т.е. еще более эластичную
кривую .
В результате, следствием
увеличения спроса (с до )
станет незначительное
изменение цены (с до )
и крупное изменение
объемы продукции (с
до ) (рис. 8).
Долгосрочный период. Рис.8
Эластичность
предложения показателем общей
выручки не оценивается. Между ценой
и величиной предложения
ГЛАВА 3. Практическое применение теории эластичности спроса и предложения
Расчеты
эластичности спроса по цене имеют
довольно широкое практическое использование
как для прогнозирования
Общие
затраты покупателя = PQ = валовой
доход продавца.
На рис. 9 показан
выигрыш продавца от увеличения цены на
товар и его проигрыш от вызванного этим
возрастанием цены уменьшение объема
продажи. Если площадь фигуры P1P2N2V
(выигрыш от роста цен) больше площади
фигуры Q2Q1N1V (проигрыш
от уменьшения объема продажи), то общие
доходы продавца возрастут.
Выигрыш
и проигрыш продавца
при повышении цены.
Рис. 9
Если же большей окажется площадь последней фигуры, то при возрастании цены общие доходы продавца уменьшатся. Тот или иной результат будет зависеть от эластичности спроса по цене: при > 1 - продавец проиграет; при < 1 - продавец выиграет.
В обобщенном виде влияние эластичности спроса на реакцию общих расходов потребителя на приобретение товара в зависимости от изменения цены представлено в табл. 1. Укажем дополнительно, что если эластичность равна нулю, то есть спрос не реагирует на изменение цена, выступая как абсолютно неэластичный, то увеличение или уменьшение дохода продавца будет прямо пропорциональным изменению цены.
Эластичность спроса по цене | Признак эластичности | Изменение выручки при уменьшении цены | Изменение выручки при увеличении цены |
Эластичный спрос | >1 | + | - |
Спрос с единичной эластичностью | = 1 | 0 | 0 |
Неэластичный спрос | < 1 | - | + |
Практика
Можно исходить из того,
что цены должны быть такими, чтобы
максимально заполнить стадион,
не оставляя ни одного свободного места.
Но при этом не обязательно будет
достигнута максимальная выручка. Если
спрос на билеты неэластичный, то повышение
цены уменьшит количество зрителей в
меньшей мере, чем возрастут цены,
а потому общая выручка будет
возрастать. Это будет продолжаться
до тех пор, пока не будет достигнута
единичная эластичность. Дальнейшее
же повышение цены приведет к быстрейшему
уменьшению количества зрителей и, как
результат, - к уменьшению выручки. Таким
образом, выручка достигает своего
максимального значения при ценах,
которые отвечают единичному значению
эластичности спроса. Вот чему мы можем
наблюдать незаполненные залы на
концертах знаменитых артистов, полупустые
салоны самолетов и вагоны поездов
и тому подобное. В данном случае
недоиспользуются мощности того или
иного капитала, но максимизируется
выручка предпринимателя.
Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.
Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной).
На рис. 10 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.
Распределение налогового бремени при эластичном спросе (а) и неэластичном спросе (б). Рис. 6.
Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1 и Р1. Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько? Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога, установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.
Информация о работе Понятие, виды и показатели эластичности спроса и предложения