Эластичность спроса и её показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Оглавление

Введение1
1. Эластичность спроса2
2. Кривая спроса6
3. Изменение в спросе 7
4. Изменение величины спроса10
5. Изменения в спросе на ресурс12
6. Ценовая эластичность13
7. Свойства эластичности 14
8. Измерение эластичности спроса15
9. Факторы, влияющие на эластичность спроса17
10. Виды эластичности.20
10.1 Эластичность спроса по цене20
10.2 Дуговая эластичность спроса по цене22
10.2 Эластичность спроса по доходу23
10.3 Перекрестная эластичность спроса26
Список литературы.27

Файлы: 1 файл

Эластичность спроса.docx

— 104.34 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской федерации

ВГАОУ ВПО  Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт  экономики и управления

 

 

 

 

 

Кафедра экономической  теории

 

Курсовая  работа

по экономической  теории

Тема: Эластичность спроса и её показатели

 

 

 

 

 

 

 

                                                Исполнитель: 

                                                    Студент группы 

 

Руководитель:

 

Содержание:

 

 

Введение                                                                                                 1

1. Эластичность спроса                                                                          2

2. Кривая спроса                                                                                     6

 

3. Изменение в спросе                                                                            7

 

4. Изменение величины спроса                                                           10

 

5. Изменения в спросе на ресурс                                                         12

 

6. Ценовая эластичность                                                                       13

 

7. Свойства эластичности                                                                     14

8. Измерение эластичности спроса                                                      15

9. Факторы, влияющие на эластичность спроса                                 17

10. Виды эластичности.                                                                         20

 

10.1 Эластичность спроса по цене                                         20

 

10.2 Дуговая эластичность спроса по цене                           22

 

10.2 Эластичность спроса по доходу                                    23

 

10.3 Перекрестная эластичность спроса                                    26

Список литературы.                                                                               27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эластичность – одна из самых  важных категорий  экономической науки.  Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий поведение фактических  и потенциальных покупателей  товара. Спрос – это потребность, выраженная в денежной форме. Объем  спроса – это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период времени (день, месяц, год и т.д.). «Желание приобрести»  здесь означает, что покупатели действительно  имели бы желание и возможность  заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось  в наличии. Важно различать объем  спроса и объем фактической покупки. Объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как объем  покупки определяется и покупателями, и продавцами совместно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эластичность  спроса

                        

Мера реакции одной  величины на изменение другой называется эластичностью.

Эластичность показывает, на сколько процентов изменится  одна переменная

экономическая величина при  изменении другой на один процент. Примером может

служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая

показывает, на сколько изменится  в процентном отношении величина спроса на

товар при изменении его  цены на один процент.

Если обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель

(коэффициент) ценовой  эластичности спроса  Ер  равен:

                                                                 (1)

где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

«Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене  [Л1, с. 187].

Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам  или какой-то

другой экономической  величине.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является

отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина

спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто  используется

абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Например, снижение цены стирального  порошка на 5% вызвало увеличение спроса

на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

     ,               

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то

мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение

цены в данном случае приведет к большему количественному изменению  величины

спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то

спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за

собой меньшее изменение  величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В

этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению

величины спроса.

На рис. 1 изображены два  варианта графиков спроса. На рис. 1, а 

снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на

33%) приведет к росту  величины спроса с Q0 до Q

1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33),

т.е. он больше 1, и спрос  эластичен. А что произойдет с  выручкой от реализации

продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30),

т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1

наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции  при снижении цены

в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше

площади прямоугольника 0.

Рис. 1, б  графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение

цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит

величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с  3000

(300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно,  что при такой ситуации

фирма не будет снижать  цену своей продукции, не без основания  опасаясь снижения

своих доходов [Л8, с. 89].

                             

Рис. 1. Относительно эластичный (а)  и относительно неэластичный (б) спрос

Существует два крайних  случая. Первый случай — существование  только одной цены,

при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены

приведет либо к полному  отказу от приобретения данного товара (если цена

повысится), либо к неограниченному  увеличению спроса (если цена снизится). При

этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен.

Графически этот случай можно  изобразить в виде прямой, параллельной

горизонтальной оси (рис. 2, а). Например, спрос на помидоры,

продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако

рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

                             

Рис. 2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен,

б — спрос абсолютно неэластичен

Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График

абсолютно неэластичного  спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая,

перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные

виды лекарств, без которых  больной не может обойтись,  и  т. п. [Л6, с. 101].

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса

может изменяться от нуля до бесконечности:

       — спрос эластичен;

       — спрос неэластичен;

       — спрос с единичной эластичностью.

    

Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному  отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это  не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

1. Обычно люди действительно  покупают данного продукта больше  по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “ распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени  каждый покупатель продукта получает  меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей  единицы продукта. Поскольку потребление  подвержено действию принципа  убывающей предельной полезности, — то есть принципа, согласно  которому последующая единица  данного продукта приносит все  меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные  единицы продукта лишь при  условии, что цена его снижается.

3. На несколько более высоком  уровне анализа закон спроса  можно объяснить эффектами дохода  и замещения. Эффект дохода  указывает на то, что при более  низкой цене, человек может позволить  себе купить больше данного  продукта, не отказывая себе в  приобретении каких-либо альтернативных  товаров. Более высокая цена  приводит к противоположному  результату. Эффект замещения выражается  в том, что при более низкой  цене у человека появляется  стимул приобрести дешевый товар  вместо аналогичных товаров, которые  теперь относительно дороже. Потребители  склонны заменять дорогие продукты  более дешевыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Кривая спроса

Обратную зависимость между  ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего  величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Помещение цены на вертикальной оси  и величины спроса на горизонтальной 
— это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная.

Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее  количество продукта, которое потребитель  решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить  определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

Индивидуальный и рыночный спрос.

На любом рынке выступает  много покупателей, поэтому целесообразно  говорить о рыночном спросе. Переход  от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может  быть легко осуществлен по средствам  суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных  ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального  спроса по горизонтали, чтобы вывести  общую кривую спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Изменение в спросе

Цена служит самой важной детерминантом  количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые  влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно  изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение  одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

Рассмотрим влияние неценовых детерминант:

1. Потребительские вкусы. Благоприятное  для данного продукта изменение  пот потребительских вкусов или  предпочтений, вызванное рекламой  или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой  цене. 
Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.

2. Число покупателей. Увеличение  на рынке числа покупателей  обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей  находит отражение в сокращении  спроса. Примеры: японцы сокращают  импортные квоты на американское  телекоммуникационное оборудование, тем самым, повышая спрос на  такое оборудование; снижение уровня  рождаемости уменьшает спрос  на образование.

3. Доход. Воздействие спрос изменения  денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров  повышение дохода приводит к  увеличению спроса.

Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными  товарами.

Информация о работе Эластичность спроса и её показатели