Эластичность спроса и её показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Оглавление

Введение1
1. Эластичность спроса2
2. Кривая спроса6
3. Изменение в спросе 7
4. Изменение величины спроса10
5. Изменения в спросе на ресурс12
6. Ценовая эластичность13
7. Свойства эластичности 14
8. Измерение эластичности спроса15
9. Факторы, влияющие на эластичность спроса17
10. Виды эластичности.20
10.1 Эластичность спроса по цене20
10.2 Дуговая эластичность спроса по цене22
10.2 Эластичность спроса по доходу23
10.3 Перекрестная эластичность спроса26
Список литературы.27

Файлы: 1 файл

Эластичность спроса.docx

— 104.34 Кб (Скачать)

свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее  количество батонов

булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 1).

Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных

интервалах, выбранных нами для анализа [Л1, с. 191].

                                                                    

 

  Таблица 1

Расчет коэффициента ценовой

эластичности  спроса

    

Количество проданных  батонов, шт.

Цена, руб.

Выручка, руб.

Коэффициент

эластичности

500

3,5

1750

1000

3,0

3000

4,3

1500

2,5

3750

2,2

2000

2,0

4000

1,3

2500

1,5

3750

0,8


Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал —  от 1000 до

1500 батонов. Величина спроса  изменилась на 500 батонов, или  на 50%

(500:1000=0,5). Однако если мы  рассмотрим изменение величины  спроса в

обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении

это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности  при

расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного

изменения каждой рассматриваемой  величины используется средняя точка

выбранного интервала. В  нашем примере это (1000+1500):2= 1250 батонов.

Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов  составит

500:1250=0,4 (или 40%).

В общем виде формула для  определения процентного изменения  величины спроса

∆Q  будет выглядеть:

                                                     (3)

где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.

Аналогично для определения  процентного изменения цены ∆P выбранном

интервале получаем:

                                                     (4)

где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.

Коэффициент эластичности исчисляем  как отношение прироста величины спроса к

приросту цены:

                                                                          

    

                               (5)

Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 1), получим количественные

характеристики ценовой  эластичности спроса в различных  ценовых интервалах. В

пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале —

неэластичен [Л1, с. 191-192].

На участках эластичного  спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к

увеличению общей выручки  от реализации продукции фирмы, на участке

неэластичного спроса —  к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет

стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где  коэффициент

эластичности меньше единицы.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Факторы, влияющие на эластичность спроса

 

Важным моментом, оказывающим  воздействие на эластичность спроса, является

наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных

удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для

покупателя отказаться от приобретения данного конкретного  продукта в случае

повышения его цены, тем  выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос  на

отдельные сорта хлеба  является относительно эластичным, так  как с повышением

цены, к примеру, на бородинский  хлеб покупатель может перейти на другой сорт

ржаного хлеба и т.п. Спрос  на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные

продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по

отношению к отдельным  видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет

значительно выше [Л4, с. 137].

Та же закономерность применима  к изделиям, выпускаемым отдельной  фирмой. Если

на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих  аналогичную

или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию  этой фирмы будет

относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много

продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной

фирмы будет абсолютно  эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является

фактор времени. В краткосрочном  периоде спрос имеет тенденцию  быть менее

эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны

индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение

цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно

предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои

машины в гаражи, спрос  на бензин снизится, сократится объем  продаж его. Кроме

того, к следующему лету часть  из них начнут пользоваться пригородными

электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в

обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения  эластичности во времени объясняется  тем, что с

течением времени каждый потребитель имеет возможность  изменить свою

потребительскую корзину, найти  товары-заменители.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью  того или иного

товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости  неэластичен;

спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно

эластичен. Действительно, при  повышении цен мы можем отказаться от

дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки

хлеба, мяса и молока. Как  правило, спрос на продукты питания  неэластичен, и

сейчас, при снижающемся  уровне жизни населения, на их приобретение тратится

все большая часть доходов  средней российской семьи.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Виды эластичности.

 

10.1 Эластичность спроса по цене

 

ED= (ΔQ/Qd)/(ΔP/P)

где ΔQ/Qd - относительное изменение спроса; ΔP/P- относительное изменение цены.

или

ED= %Qd/%P

%Qd - изменение спроса в процентах, %Р - изменение цены в процентах.

Или       [8]

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится  величина спроса при изменении цены на 1%. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

·  Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);

·  Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

·  Консерватизм покупателей во вкусах;

·  Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);

·  Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).

В зависимости от этих показателей  различают:

·  Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).

·  Эластичный спрос (Ep(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.

·  Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.

·  Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от этих показателей  различают:

Совершенно неэластичный спрос

объем спроса не меняется при  изменении цены (товары первой необходимости).

Неэластичный спрос

когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет  замены).

Единичная эластичность спроса

изменение цены вызывает абсолютно  пропорциональное изменение объема спроса.

Эластичный спрос

объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).

Совершенно эластичный спрос

объем спроса не ограничен  при падении цены ниже определенного  уровня.


 

 

 

 

 

 

10.2 Дуговая эластичность спроса по цене 

В случаях когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5%) принято рассчитывать дуговую эластичность спроса: 
 
где   и   — средние значения соответствующих величин. 
То есть, при изменении цены от   до   и объема спроса с   до  , среднее значение цены будет составлять  ,а среднее значение спроса 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.2 Эластичность спроса по доходу

 

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится  величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих  факторов:

·  Значимость товара для бюджета семьи.

·  Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

·  Консерватизм во вкусах.

Если ej < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

Если e > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.

Среди нормальных товаров можно  выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос.на которые растет медленнее роста доходов (0 < e < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов ( e > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов ( e = 1), называют товарами ⌠второй необходимости". Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.[1]

 
 





Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).

Рис. 3. Эластичность спроса по доходу [Л5, с. 74]

Важную  роль в экономической деятельности играет эластичность спроса по доходу.       

Эластичность  спроса по доходу (Ed) - степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в размере доходов потребителей.

Ed = ΔQ / Qср * 100%  

              ΔI / Iср * 100%        ,

где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

∆I и  IСР — приращение и средняя величина дохода.      

Эластичность  спроса по доходу измеряется отношением процентного изменения спроса на продукт к процентному отношению дохода и отражает влияние изменений в доходах на расходы потребителей. Таким образом, коэффициент эластичности равен:

КЭ = [% изменения спроса] : [% изменения дохода]     

Эластичность  спроса по доходу показывает, на сколько  процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она  зависит от следующих факторов:

  • Значимость товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
  • Консерватизм во вкусах.

 

     Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных.     

Основная  масса потребляемых товаров относится  к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов  питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно  пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция  секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа).     

На  товары высшей категории спрос обычно изменяется в том же направлении, что и доход: повышаются доходы населения, повышается и спрос. К примеру, получая  больше доходов, люди начинают больше путешествовать за рубеж.     

Что касается товаров низшей категории (хлеб, картофель, маргарин, поездки  на общественном транспорте), то здесь  возможны изменения дохода и спроса во взаимообратных направлениях.     

Информация о работе Эластичность спроса и её показатели