Понятие, виды и показатели эластичности спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – изучить как изменяется эластичность спроса и предложения от различных факторов, влияющих на них, и как при этом изменяется выручка предпринимателя.
Для решения данной цели становим перед собой следующие задачи:
◦изучить эластичность спроса;
◦изучить эластичность предложения;
◦изучить влияние теории эластичности на ценовую политику предпринимателей и государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3


ГЛАВА 1. Эластичность спроса………………………………………5

1.Понятие эластичности спроса……………………………………..5
2.Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………….8
3.Эластичность спроса по цене……………...……………………..11
4.Эластичность спроса по доходу………………………………….13
5.Перекрестная эластичность………………………………………14


ГЛАВА 2. Эластичность предложения………………………….…..15

1.Эластичности предложения по цене………………………….….15
2.Значение временного фактора при изучении эластичности предложения…………………………………………………….…17


ГЛАВА 3. Практическое применение теории эластичности спроса и предложения……………………………………….……21

1.Применение теории эластичности при изучении валового дохода……………………………………………………………..21
2.Применение теории эластичности при изучении налогообложения………………………………………………....23


Заключение………………………………………………………….….27


Список литературы…………………………………………………....29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 103.82 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Московский  государственный  университет экономики,

статистики  и информатики (МЭСИ) 
 
 

Кафедра экономической 

теории  и инвестирования

(ЭТиИ) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

По дисциплине: Микроэкономика

На тему:

«Понятие, виды и показатели эластичности спроса и предложения» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка

Группы  – ДЭФ-103

Винокурова  Каролина

Научный руководитель:

Вершинина А.А. 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………….3 

ГЛАВА 1. Эластичность спроса………………………………………5

    1. Понятие эластичности спроса……………………………………..5
    2. Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………….8
    3. Эластичность спроса по цене……………...……………………..11
    4. Эластичность спроса по доходу………………………………….13
    5. Перекрестная эластичность………………………………………14
 

ГЛАВА 2. Эластичность предложения………………………….…..15

    1. Эластичности предложения по цене………………………….….15
    2. Значение временного фактора при изучении эластичности предложения…………………………………………………….…17
 

      ГЛАВА 3. Практическое применение теории эластичности спроса и предложения……………………………………….……21

    1. Применение теории эластичности при изучении валового дохода……………………………………………………………..21
    2. Применение теории эластичности при изучении налогообложения………………………………………………....23
 

Заключение………………………………………………………….….27 

Список  литературы…………………………………………………....29

    ВВЕДЕНИЕ

 

    Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые  она была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах  изменение одной переменной в  ответ на выраженное в процентах  изменение другой переменной. Понятие  эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка  к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая  цену на свою продукцию, имеет возможность  увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда  повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

    Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том  на какую величину изменится объем  спроса и предложения при изменении  цены.

    Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы  в условиях конкуренции. Обладание  как можно более полной информацией  о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять  производство и успешно конкурировать  на рынке.

    Для фирмы при планировании объема и  структуры производства чрезвычайно  важно знать, от чего зависит спрос  на ее продукцию. Величина спроса зависит  от цены товара, доходов потенциальных  потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло  и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

    С повышением цен на продукцию фирмы  можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при  этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и  продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

    Поэтому для фирмы важно определить, какое  в количественном отношении воздействие  на величину спроса может оказать  изменение цены продукции, доходов  потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

    Целью курсовой работы является – изучить как изменяется эластичность спроса и предложения от различных факторов, влияющих на них, и как при этом изменяется выручка предпринимателя.

    Для решения данной цели становим перед  собой следующие задачи:

    • изучить эластичность спроса;
    • изучить эластичность предложения;
    • изучить влияние теории эластичности на ценовую политику предпринимателей и государства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. Эластичность спроса

    1. Понятие эластичности спроса

    Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов  изменится одна переменная экономическая  величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

    Согласно  закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее  количество продукции. Однако степень  реакции потребителей на изменение  цены может значительно варьироваться  от продукта к продукту.

    Экономисты  используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции.

    Если  небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос  называют относительно эластичным или просто эластичным (рис. 1).

     

       

     

     

     

                                                                                                                Эластичный спрос. Рис. 1

     Если  существенное изменение в цене ведет  к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный (рис. 2). 
 

     

     

    

       
       
       

Неэластичный  спрос. Рис. 2 

    Когда процентное изменение цены и последующее  изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью (рис. 3).

       

     

       

       

     Спрос единичной эластичностью. Рис. 3

    Если  изменение цены, не приводит ни к  какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным (рис. 4).

     

     

     

 

Совершенно  неэластичный спрос. Рис. 4

     Если самое  малое снижение цены побуждает покупателей  увеличивать покупки от нуля до предела  своих возможностей, то такой спрос  является совершенно эластичным (рис. 5).

      Совершенно  эластичный спрос. Рис. 5 

     Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности ().

      = ΔQ /ΔР, где

     ΔQ – процентное изменение кол-ва спрашиваемой продукции,

     ΔР – процентное изменение цены.

     Процентные  изменения вычисляются путем  деления величины изменения в  цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.

     =ΔQ/Q*ΔP/P

     Использование процентных изменений позволяет  избежать ошибок в расчетах при использовании  произвольных единиц измерения.

    Ценовой коэффициент эластичности всегда будет  иметь отрицательный знак (т.к. закон  спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

     1. Эластичный спрос ( > 1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

     Если  спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки  в противоположном направлении.

     2. Неэластичный спрос ( < 1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно.

     Если  спрос неэластичен, увеличение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

     3. Единичная эластичность ( = 1). Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.

    Эластичность  определяется на заданном интервале. Определение  ее на некотором другом интервале  может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса. 

    1. Факторы, влияющие на эластичность спроса
  1. Заменяемость.

    Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие  товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять  одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного  продукта в случае повышения его  цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

    На  чисто конкурентном рынке, где, по определению, существует огромное количество идеальных заменителей продуктов, предлагаемых любыми другими продавцами, кривая спроса на продукты каждого отдельного продавца является совершенно эластичной. Если один из конкурирующих продавцов моркови или картофеля повысит цену на свой продукт, покупатели немедленно переориентируются на легкодоступные идеальные заменители, предлагаемые его многочисленными конкурентами. В равной мере можно ожидать, что эластичность спроса на большинство продуктов увеличивает снижение внешнеторговых барьеров, поскольку это приводит к появлению множеству доступных субститутов. Так, в условиях свободной торговли иностранные автомобили Mercedes и BMW становятся вполне равноправными заменителями американских машин Cadillac и Lincoln. И совсем иная картина наблюдается на другом конце общего спектра эластичности. Скажем, спрос диабетиков на инсулин в высшей степени неэластичен, так как у этого лекарства близких субститутов нет.

Информация о работе Понятие, виды и показатели эластичности спроса и предложения