Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:28, курсовая работа
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
Введение1
1. Эластичность спроса2
2. Кривая спроса6
3. Изменение в спросе 7
4. Изменение величины спроса10
5. Изменения в спросе на ресурс12
6. Ценовая эластичность13
7. Свойства эластичности 14
8. Измерение эластичности спроса15
9. Факторы, влияющие на эластичность спроса17
10. Виды эластичности.20
10.1 Эластичность спроса по цене20
10.2 Дуговая эластичность спроса по цене22
10.2 Эластичность спроса по доходу23
10.3 Перекрестная эластичность спроса26
Список литературы.27
Знание эластичности спроса по доходу тоже имеет практическое значение. Оно позволяет определить перспективы развития тех или иных отраслей экономики, прогнозируя расширение одних и неизбежное сокращение других.
Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:
Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:
Необходимо отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.
На рис. 15.1 изображены графики зависимости QD от I при различных значениях эластичности спроса по доходу.
Рис. 15.1. Эластичность спроса по доходу: а) качественные неэластичные блага; б) качественные эластичные блага; в) некачественные блага
Из графика мы видим, что спрос на неэластичные блага увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем, начиная с некоторого уровня I1, спрос на эти блага начинает сокращаться.
Спрос на эластичные блага (например, предметы роскоши) до некоторого уровня I2 отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода.
Спрос на некачественные блага вначале увеличивается, но начиная со значения I3 сокращается.
Знание эластичности отдельных товаров
по доходу очень важно для
10.3 Перекрестная эластичность спроса
Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени
влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара.
Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения
спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:
(6)
где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).
Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары
рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются
взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь
положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение
спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению
спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются
взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и
фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном
изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.
Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате
спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент
перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать
вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.
Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные
товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как
изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может
отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты
помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
Список литературы.
1. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристь, 2001. – 896 с.
2. Бункин М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. – М.:
Издательство «ДИС», 1997. – 320 с.
3. Камаев В. Д. Учебник по основам теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС»,
1994. – 384 с.: ил.
4. Куликов Л.
М. Основы экономических
Финансы и статистика, 1999. – 272 с.: ил.
5. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы
экономики/Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева.
Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 224 с. с ил.
6. Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.:
Издательство «Вита-Пресс», 1997. – 496 с. [с. 113-116]
7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. В 2 т. – М.: 1992. Т. 2. С. 400
8. Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям. Пособие для
студентов по курсу «Основы экономической теории». – Ростов н/Д: изд-во
«Феникс», 1999. – 352 с.
9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го
изд. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с.
10. Борисов Е.Ф. Экономика: Учебник / Е. Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2009. - 320с.
11. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристь, 2001. – 896 с.
12. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.: ил. ISBN 978-5-279-02465-0
13. Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебник / В. Ф. Максимова. - 6-е изд.; перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2008. - 368с.
14. Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П. Николаевой М.: ЮНИТИ-ДАНА 2008г.