Эластичность спроса и её показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Оглавление

Введение1
1. Эластичность спроса2
2. Кривая спроса6
3. Изменение в спросе 7
4. Изменение величины спроса10
5. Изменения в спросе на ресурс12
6. Ценовая эластичность13
7. Свойства эластичности 14
8. Измерение эластичности спроса15
9. Факторы, влияющие на эластичность спроса17
10. Виды эластичности.20
10.1 Эластичность спроса по цене20
10.2 Дуговая эластичность спроса по цене22
10.2 Эластичность спроса по доходу23
10.3 Перекрестная эластичность спроса26
Список литературы.27

Файлы: 1 файл

Эластичность спроса.docx

— 104.34 Кб (Скачать)

Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношеная  одежда.

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены  на сопряженный товар к повышению  или снижению спроса на рассматриваемый  продукт, зависит от того, является  ли этот родственный товар  заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему 
(взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

5. Ожидание. Потребительские ожидания  относительно будущих цен на  товары, наличие товаров и будущего  дохода способны изменить спрос.  Ожидание падения цен и снижения  доходов ведет к сокращению  текущего спроса на товары. Обратное  утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в 
Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.

Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как  эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями  равновесной цены и количества продукта.

Сложные случаи в изменении спроса и предложения

Возможны случаи, когда предложение  и спрос изменяются в противоположных  направлениях.

Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере  совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направление изменения  количества продукта зависит от относительных  параметров изменения предложения  и спроса (если предложение больше спроса, то равновесное количество увеличивается).

Предположим теперь, что предложение  сокращается, а спрос возрастает. 
Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально.

Возможны также случаи, когда  предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении.

Сначала предположим, что и спрос  и предложения увеличиваются. Чтобы  определить изменение равновесной  цены, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эффекта  больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится.

Рассмотрим одновременное уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов  сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное  количество продукта однозначно уменьшается.

Могут возникать особые случаи, когда  уменьшение спроса и предложения  с одной стороны, и увеличение спроса и предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Изменение величины спроса

Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, то есть переход от одной  комбинации 
“цена — количество продукта” к другой комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение величины данного продукта.

Спрос на ресурсы.

Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую  с применением данных ресурсов. Иначе  говоря, последние удовлетворяют  потребности не прямо, а через  готовую продукцию. 
Отсюда следует, что изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой, — прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию. На движение спроса на ресурсы влияет также производительность труда: если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продуктов — предельный продукт (в денежном выражении — предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы — предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на данные ресурсы растет, в противоположной ситуации — уменьшается. Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики изменения спроса по другим ресурсам, то есть от изменения цены на замещающие ресурсы 
(например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).

При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый — эффект замещения, связанный  с тем, что замена одного ресурса  другим изменяет цену и спрос (замещение  труда капиталом ведет к падению  спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй — эффект объема производства; он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение  объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения  больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение  в его цене влияет на изменение  спроса на основной ресурс в противоположном направлении. Сказанное означает, что производный спрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.

Эластичность этого спроса определяют три фактора. Первый — эластичность спроса на готовую продукцию: чем  она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когда  повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос  на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен  и спрос на ресурсы. Второй фактор — замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина — дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, — их доля в общих издержках. 
Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет, это приводит к падению спроса на денные ресурсы. 
Чем больше доля последних в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Изменения в спросе на ресурс

1. Изменение в спросе на продукт

При прочих равных условиях, изменения  в спросе на продукт, который производится с помощью определенного вида ресурсов, приведет к сдвигу в спросе на ресурс в том же направлении.

2. Изменение производительности

Изменение в производительности использования  ресурсов ведет к однонаправленному  изменению в спросе на ресурсы. Производительность можно изменять разными путями:1) Увеличение числа ресурсов, непосредственно  связанных с данными ресурсами.2) Технологические усовершенствования.3) 
Повышение качества самого рассматриваемого ресурса.

Эластичность спроса

Эластичность спроса — изменение  спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос  может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает  снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Ценовая эластичность

Согласно закону спроса, потребители  при снижении цены будут приобретать  большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно  варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию  ценовой эластичности для определения  чувствительности потребителей к изменению  цены продукции. Если небольшие изменения  в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

Если существенное изменение в  цене ведет к небольшому изменению  в количестве покупок, то такой спрос  относительно неэластичный или просто неэластичный.

Когда процентное изменение цены и  последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать  покупки от нуля до предела своих  возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Свойства эластичности

Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости  от выбранного ценового интервала. Для  кривых спроса обычно эластичность оказывается  более значительной в верхнем  левом углу графика по сравнению  с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.

Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может  служить надежным основанием для  суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет  дело с процентными изменениями  цены и количества.

Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса

Эластичность определяется на заданном интервале. Определение ее на некотором  другом интервале может быть таким  же или измениться в зависимости  от формулы спроса.

Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.

Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая может иметь такую  форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно  взятом интервале.

Факторы ценовой эластичности спроса

1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.

2. Удельный вес в доходе потребителя.  Чем больше места занимает  товар в бюджете потребителя,  при прочих равных условиях, тем  выше эластичность спроса на  него.

3. Предметы роскоши и предметы  необходимости. Спрос на предметы  необходимости обычно является  неэластичным, спрос на предметы  роскоши обычно эластичен.

4. Фактор времени. Спрос на  продукт более эластичен, чем  длиннее время для принятия  решений. Это зависит от привычек  потребителя, долговечности продукта.

 

 

 

 

8. Измерение эластичности спроса

 

Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать

процентные изменения  величины спроса и цены и соотнести  их:

                                                       (2)

Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит  не только от

соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса (см. рис.

1), но и от их фактических  значений. Даже если наклон кривой  спроса является

постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек  на этой

кривой.

Есть еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при  определении

эластичности. Какой объем  продукции, и какой уровень цены следует

использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после

него?

Пример 1. Допустим, что небольшая  булочная выпекает батоны и продает  их по

Информация о работе Эластичность спроса и её показатели