Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:53, реферат

Краткое описание

Настоящий бизнесмен, как правило, всегда старается воздействовать на рынок в собственных интересах. Управлять рынком он не может в силу действия объективных экономических законов, но формировать потребности и спрос он в состоянии, и такую возможность ему предоставляет маркетинг, в арсенале которого имеется совокупность методов, средств и приемов по активному целенаправленному формированию спроса. Это и реклама, и ценовая политика, и целая система стимулирования сбыта.

Оглавление

Введение
§ 1. Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее
§ 2. Объекты конъюнктурных исследований
§ 3. Прогнозирование рынка
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат по эк.труда.docx

— 31.00 Кб (Скачать)

     Оглавление 

Введение 

§ 1. Понятие конъюнктуры  рынка и факторов, влияющих на нее

§ 2. Объекты конъюнктурных  исследований

§ 3. Прогнозирование  рынка

Заключение 

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Маркетинг - это система управления рыночной деятельностью. Это планирование, претворение  в жизнь и контроль мероприятий  по наилучшей разработке, изготовлению, продаже продукции фирмы в  соответствии с требованиями рынка.

     Настоящий бизнесмен, как правило, всегда старается  воздействовать на рынок в собственных  интересах. Управлять рынком он не может  в силу действия объективных экономических  законов, но формировать потребности  и спрос он в состоянии, и такую  возможность ему предоставляет  маркетинг, в арсенале которого имеется  совокупность методов, средств и  приемов по активному целенаправленному  формированию спроса. Это и реклама, и ценовая политика, и целая  система стимулирования сбыта.

     В настоящее время ни один предприниматель  не может обойтись без информации о конкурентах, клиентах, потребителях, поставщиках. Развитие рыночных отношений  порождает спрос на информацию. Источником этой информации являются маркетинговые  исследования, которые проводят коммерческие и некоммерческие организации.

     Управляющие, прибегающие к маркетинговым  исследованиям, должны быть хорошо знакомы  с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В противном случае они могут  допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно  высокими издержками или неправильно  истолковать полученные результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных  исследователей, ибо в их собственных  интересах получать информацию, которая  позволяет принимать правильные решения. Столь же важно, чтобы управляющие  достаточно хорошо знали технологию проведения и могли легко участвовать  в его планировании и последующей  интерпретации полученной информации.

     Конкретным  результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии  и тактики маркетинговой деятельности предприятия.

    Конъюнктура

§ 1. Понятие  конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее.

     Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при  которых в данный момент протекает  деятельность на рынке. Она характеризуется  определенным соотношением спроса и  предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

     Изучение  конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор  системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических  характеристик производства.

     Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие  развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:

- постоянные

- временные;

- циклические;

- нециклические.

     К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование  экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

     Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

     В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная  сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение  товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики1.

     Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных  факторов на процесс производства и  обращения любого товара позволяет  выявить связи между происходящими  событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения  товара отражается в движении конъюнктуры  рынков.

     Под видами конъюнктуры я понимаю  цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение способствуют установлению равновесия на рынке.

§ 2. Объекты  конъюнктурных исследований.

     Задача  конъюнктурных исследований состоит  в определении степени воздействия  отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры  с учетом новых явлений, возникающих  в сфере производства. Для того, чтобы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе.

     Выделяются  три уровня исследования конъюнктуры:

- Общехозяйственный.  Показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов. Включает следующие аспекты:

  • экономический потенциал хозяйства и его элементы (природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы, научно-образовательный и инфраструктурный потенциал, институциональная структура хозяйства).
  • фирменную структуру, масштабы концентрации, специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики;
  • систему региональных рынков и ее структуру, характеристики реализуемых товаров, факторы, влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.;
  • соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров.

- Отраслевой. Показывает положение в отрасли национального или

мирового хозяйства.

- Отдельного  товара. Показывает положение отдельного товара в

масштабе мирового, национального или регионального рынка.

     Одним из главных понятий исследования конъюнктуры является изучение изменений  в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие  сдвиг в уровне или структуре  цены. Так же необходим анализ изменений  технологии производства, условий потребления  товаров, учет изменений в оптовой  и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На цены и  издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов2.

     Оценка  этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём анализа соответствующих  показателей, определяющих динамику и  уровень цен различных товаров. После того как получено представление  о направлении развития экономики  в целом, следует переходить к  исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается.

     Методы  исследования конъюнктуры любого товарного  рынка, хозяйства или отрасли  разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении  направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При  этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи  товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

При изучении конъюнктуры  рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые  происходят в экономике исследуемой  отрасли3.

     Количественное  состояние конъюнктуры может  быть оценено с помощью следующих  групп показателей:

- Измеряется  объём и динамика производства  в целом, размер инвестиций, уровень  занятости, размеры заработной  платы, данные о заказах. Это  так называемые показатели сферы  производства.

- Платёжеспособный  спрос, размеры реализации товаров  в кредит, данные о розничной и оптовой торговле. Это относится к показателям внутрирегиональной торговли.

- Объёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных  связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок. Данная группа показателей относится к группе межрегиональных и внешнеэкономических связей.

- Курсы акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные курсы. Это относится к кредитно-денежному обращению.

     Основной  характеристикой конъюнктуры рынка  является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется  в поведении цен, скорости оборачиваемости  товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры. Типы конъюнктуры различают на благоприятный или неблагоприятный.

     При благоприятной конъюнктуре достигается  сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне. При неблагоприятной конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются затруднение в сбыте товаров.

     Успех конъюнктурных исследований зависит  от скорости получения объективной  и полной информации о причинах, характере и размере колебаний  соответствия спроса и предложения  на различных рынках.

     Главные требования к информации - оперативность  и достоверность. Информация состоит  из трёх этапов:

- Определение  круга показателей;

- Разработка схемы передачи информации во времени и пространстве;

- Объём и форма  представления информации.

     При изучении конъюнктуры рынка ведутся  систематические наблюдения за всеми  экономическими показателями, изменение  которых показывает сдвиги в соотношении  спроса и предложения, а также  позволяет анализировать причины  этих изменений. После переработки  информации составляется аналитический  документ, который называется конъюнктурный  обзор.

§ 3. Прогнозирование  рынка.

     Общая цель рыночных исследований состоит  в определении условий, при которых  обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного  вида и создаются предпосылки  для эффективного сбыта произведенной  продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка  является анализ текущего соотношения  спроса и предложения, т.е. конъюнктуры  рынка4.

     Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры  рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

     Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка  предполагает:

- использование  различных, взаимодополняющих источников  информации;

- сочетание ретроспективного  анализа с прогнозом покупателей, характеризующих конъюнктуру рынка;

- применение  совокупности различных методов  анализа и прогнозирования.

     Сбор  информации - важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого  источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

     Общая информация включает данные, характеризующие  рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного  производства. Источниками ее получения  являются данные государственной и  отраслевой статистики, официальные  формы учета и отчетности.

Информация о работе Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее