Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:57, курсовая работа
Целью данной работы являются: выявление сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка, исследование механизма применения факторинговых операций. Особое внимание уделено анализу возможностей развития факторинга в России. Изучение и использование мирового опыта в этой сфере позволит улучшить состояние расчетов в отечественной экономике, поскольку факторинг выступает как эффективная система обслуживания как внутренней, так и экспортной деятельности поставщика. Расширение внешнеэкономических связей российских предприятий должно опираться на более качественное кредитно-финансовое обслуживание. Здесь применение факторинга может сыграть большую роль.
Введение
Глава I Понятие и сущность факторинга
1.1Факторинг – понятие, сущность……………………………………...6
1.2Факторинг – значение…………………………………………………7
ГлаваII Механизм действия
2.1 Российский рынок факторинговых услуг…………...…………….20
2.2 Факторинг в регионах………………………………………………25
Глава III Анализ рынка 2007 – 2010
3.1 Анализ Российского рынка факторинга за 2007 – 2009 год……...27
3.2 Причины замедленного роста факторинговых услуг……………..34
3.3 Мнения специалистов……………………………………………….35
3.2 Влияние кризиса на рынок факторинговых услуг………………...38
Заключение
Список литературы
3.3 мнения специалистов
Многие игроки выпускают
на рынок специальные продукты для
компаний МСБ. Михаил Попов указывает,
что с развитием факторинга растет
и линейка продуктов, появляются
новые предложения, выгодные для различных групп клиентов. Ряд компаний
предлагает услугу безрегрессного факторинга,
которая уменьшает риски неплатежа —
продукт особенно актуален при сотрудничестве
с новыми клиентами.
Илья Волков сообщил,
что «ФК «Еврокоммерц» определила четыре
стандарта предоставления финансовых
услуг на рынке факторинга, в зависимости
от потребностей клиента: безлимитное
финансирование, безрегрессный (безрисковый)
факторинг для новых клиентов, выдача
финансирования за шесть часов, финансирование
от закупки товара (финансирование и продажи,
и закупки). «Мы предложили клиентам факторинг
не как финансовое решение, а как инструмент
реализации широкого спектра бизнес-задач,
— подчеркнул эксперт. — «Еврокоммерц»
упростил бизнес-процесс предоставления
услуг — разработал линейку «коробочных
продуктов» для возможности выбрать подходящий
формат финансирования: «Безлимит», «Экстренный»,
«Антириск», «Двойной», «Нестандарт».
Сергей Коровников
рассказал, что для обслуживания клиентов
малого и среднего бизнеса в апреле 2007
года Национальная Факторинговая Компания
запустила совместный двухфакторный проект
с «ОФК «УРАЛСИБ-Факторинг» по предоставлению
нового продукта «Экспресс-факторинг».
Его основное преимущество — скорость
финансирования: компания быстро принимает
решение о выдаче денег без привлечения
андеррайтеров, используя скорринговые
модели. Максимальная сумма финансирования
сделки — 3 млн. руб. при 80% выплаты.
Эксперты считают, что
популяризация факторинга и вывод на рынок
новых факторинговых продуктов вызовут
рост спроса со стороны малого и среднего
бизнеса. «Предприятия МСБ — динамичные
клиенты, их доля в объеме уступленных
денежных требований будет расти», — уверен
Александр Коротков. В ЗАО «Стройкредит
Факторинг» сделки в сегменте малого и
среднего бизнеса на конец 2007 года составили
37% финансирования. Как сообщил г-н Коротков,
компания планирует увеличить портфель
сделок по этому сегменту до 60%. В BSGV примерно
9 из 10 договоров факторинга уже сегодня
заключаются в сегменте малого и среднего
бизнеса.
Антон Мусатов, заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании:
— В ближайшие полгода можно говорить о вероятном отказе от существенных скидок по действующим тарифам. Что будет дальше с ценой денег, во многом будет зависеть от мировой конъюнктуры. На рынке происходит долгосрочное удорожание денег, инвесторы предпочитают защитную тактику, а эмитенты вынуждены приводить параметры новых размещений в соответствие с ужесточившимися требованиями рынка.Может понизиться маржа у компаний, которые в своей политике ориентировались на возможный «ценовой демпинг», то есть у тех компаний, которые были ориентированы на продажу в первую очередь только факторингового финансирования с регрессом без других составляющих классической факторинговой продуктовой линейки. Для того чтобы перестроить «производство» в условиях кризиса, факторам потребуются существенные инвестиции в инфраструктурные изменения. Те игроки рынка, которые изначально не ориентировались на ценовой демпинг, а вкладывали в риск-менеджмент и качество сервиса, могут получить в сложившейся ситуации некое преимущество. Есть все основания полагать, что в нынешнем году рынок будет обретать более четкие и яркие границы: крупные финансовые институты продолжат специализироваться на финансировании под залог денежных требований под видом факторинга, а факторинговые компании будут пробовать себя в индустрии Asset based finance (финансирование на основе активов). Во-первых, для дальнейшего ускоренного развития рынка нужны новые предложения, во-вторых, российский потребитель дорос до того уровня, когда он может использовать помимо текущих предложений и другие решения факторинговой индустрии. Ориентируясь на потребности клиентов, наша компания предложила рынку новый продукт «предпоставочный факторинг» — финансирование заказов, то есть выплату денежных средств, под уступку будущих денежных требований. Товар покупателю будет отгружен, например, через неделю, а деньги под будущие поставки мы переводим клиенту на расчетный счет уже сегодня. Главное преимущество данного продукта в том, что клиент имеет возможность получить больше денег, чем у него на данный момент текущей дебиторской задолженности, и финансирование ограничено не сегодняшними продажами, а планами продаж в будущем.
Сергей Красовский, начальник управления факторинг Московского кредитного банка:
— Ипотечный кризис в США, приведший к кризису ликвидности в международной банковской системе, затронул и рынок факторинга в России. Вследствие ограничения доступа к дешевым ресурсам темпы роста факторингового бизнеса в четвертом квартале 2007 года — традиционно «высоком» периоде — значительно замедлились.
Деятельность факторинговых компаний и банков, предлагающих факторинг, не замедлилась, но прекратилась тенденция снижения стоимости услуг факторинга, а по ряду операторов, работающих на минимальной комиссии, стоимость услуг факторинга вслед за ставками по кредитованию даже выросла.
Вследствие ужесточения условий кредитования клиенты начали придавать большее значение использованию факторинга в качестве финансового инструмента. Можно прогнозировать в 2008 году более высокие темпы роста рынка факторинга, чем в 2007−м, вызванные растущими потребностями компаний в финансировании, а также приближением стоимостных условий факторинга к классическому кредитованию.
Наиболее интересным сейчас представляется факторинг без регресса, так как многие компании на российском рынке проявляют интерес к этому продукту. Увеличивается количество игроков на рынке факторинга, предлагающих факторинг без регресса.
Александр Морозов, начальник управления факторинга ОАО Банк «Петрокоммерц»:
— Последние 5–6 лет ставки факторинга постоянно снижались, и к 2007 году лаг между ставками эффективной доходности по кредитованию и по факторингу составлял фактически 2–3 процентных пункта. Кризис ликвидности остановил процесс понижения ставок. Отрицательный момент кризиса в том, что повысились риски наших клиентов и, следовательно, наши риски. Под конец года, когда наступил сезон торговых компаний под загрузку, появились признаки кассовых разрывов у клиентов. Такие клиенты часто приходили к нам с предложением профинансировать их поставщиков: повысился спрос на реверсивный факторинг, который позволял компаниям получить или увеличить отсрочку платежа у своих поставщиков и закрыть, таким образом, кассовые разрывы в пик сезона.
В настоящее время в некоторых отраслях оптовой торговли происходит насыщение спроса и, следовательно, снижение темпов роста торговых компаний, проявляются ошибки маркетинга и управления на фоне усиления конкуренции. В этих условиях у многих торговых компаний возникают признаки банкротства. В большинстве своем это средние и мелкие торговцы
— клиенты крупных (факторинговые дебиторы). Чтобы обезопасить себя от неплатежа покупателей, продавцы проявляют интерес к страхованию подобных рисков, в том числе с помощью безрегрессного факторинга. На наш взгляд, именно этот продукт будет наиболее востребованным на рынке в ближайшие несколько лет и начнет развиваться опережающими темпами.
3.4 Влияние
кризиса на рынок
В апреле 2009 года в Гражданский кодекс России были внесены изменения, отменяющие необходимость обязательного лицензирования факторинговой деятельности для небанковских организаций. Таким образом, теперь этот вид услуг могут оказывать любые коммерческие юридические лица. По мнению экспертов «bc», законодательные новации неизбежно приведут к увеличению числа игроков на рынке факторинга.
Лишь формальность. Интерес к оказанию этого вида финансовых услуг обусловлен снижением доступности кредитов. «Факторинг – беззалоговое финансирование под уступку права денежного требования – направлен на увеличение объемов продаж, – объясняет Александр Кашеваров, управляющий Пермским филиалом Промсвязьбанка (лидер рынка факторинга). – Если до кризиса аналогом факторинга могли служить овердрафты или кредиты на пополнение оборотных средств, то сейчас альтернативы факторингу нет, поскольку выросли ставки по кредитам, требования к заемщикам, а дисконт по принимаемым залогам достигает 50 %».
В результате сегодня на рынке факторинга спрос превышает предложение – в этом сходятся все собеседники «bc». При этом основными клиентами факторинговых компаний являются представители оптовой и розничной торговли и промышленности.
Увеличение спроса на факторинговые услуги может привести и к росту обращений в коллекторские агентства, оказывающие услуги взыскания просроченной задолженности юридических лиц. «Перспективы развития услуг, связанных с обслуживанием долгового рынка, безусловно, есть, так как в экономике сохраняется проблема неплатежей», – уверен Юрий Соловьев, специалист коллекторского агентства «Равенство» (Ижевск). Эксперт отмечает, что за последние полгода уровень спроса на услуги, связанные с взысканием долгов, значительно увеличился, причем, по его мнению, объем долгового рынка до сих пор продолжает расти.
Несмотря на существование неудовлетворенного спроса, число новых игроков вряд ли будет большим и уж тем более маловероятно появление компаний-факторов, которые могли бы претендовать на лидерство. Более того, некоторые эксперты издания полагают, что законодательные новации – формальность.
Более того, Илья Старков, управляющий представительством ООО ВТБ «Факторинг» в г. Перми, считает, что в настоящее время для рынка факторинга характерно снижение конкуренции, тогда как потенциал для его развития в России огромен. «По прогнозам «Эксперт РА», в 2009 году не будет громких сделок слияния и поглощения. Однако состав лидеров на рынке может существенно измениться», – отмечает г-н Старков. По его словам ими могут стать факторинговые компании, которые по итогам второго полугодия 2008 года росли более быстрыми темпами, чем рынок в целом. Кроме того, большие шансы на лидерство есть у новых игроков факторингового рынка (из числа крупных банковских групп), таких как, например, ВТБ «Факторинг», Сбербанк, «Альфа-банк», а также у факторинговых подразделений иностранных финансовых институтов.
Необходимость существенных финансовых ресурсов – наиболее серьезная сложность, препятствующая появлению новых факторов. По оценкам Ильи Чукавина, начальника управления стратегического развития и продвижения банковских продуктов АКБ «Ижкомбанк» (Ижевск), портфель принимаемой задолженности менее 20–30 млн. рублей просто не окупится, то есть начинать факторинговую деятельность имеет смысл только с таких объемов. «Неудивительно, что лидерами рынка являются либо банковские организации, либо организации, каким-либо образом связанные с банками. С учетом сегодняшней ситуации банки вряд ли будут охотно финансировать компанию без кредитной истории в объемах, необходимых для факторинговой деятельности. Вот почему процесс появления новых игроков на рынке будет весьма спокойным», – считает Антон Добрынин, директор факторинговой компании «Акмонитал».
Также высокими являются организационные барьеры входа на рынок. «С этой точки зрения банки тоже имеют преимущества. У них уже есть опыт работы с «дебиторкой» по корпоративным клиентам, IТ-инфраструктура, системы риск-менеджмента и оценки платежеспособности компаний», – уверен Александр Кашеваров.
Подытоживая, эксперт отмечает тенденцию к вытеснению с рынка небанковских факторинговых организаций. В пользу этого утверждения говорит и практика. Как известно, в декабре 2008 года специализированная факторинговая компания «Еврокоммерц» допустила дефолт по облигациям и на сегодняшний день прекратила свою деятельность. Григорий Карповский, экс-гендиректор и бывший совладелец компании «Еврокоммерц», в интервью федеральным СМИ в качестве причины дефолта прямо указывал нехватку финансовых ресурсов. «Среди акционеров компании не было крупной структуры, способной предоставить большие объемы финансирования. Ликвидность бралась с рынка. Начиная с сентября, когда пошла жесткая фаза кризиса, это стало делать невозможно», – рассказал он в интервью. Напомним, по результатам первого полугодия 2008 года компания «Еврокоммерц» занимала первое место в рэнкинге факторов по объему уступленных долгов (оценка «Эксперт РА»). Бизнес еще одного крупного специализированного игрока факторингового рынка МФК «Траст» (5-е место по портфелю уступленных прав требований и 4-е место по числу обслуживаемых компаний, согласно итогам исследования «Эксперт РА» за I полугодие 2008 года) был куплен ОАО «Банк ВТБ». Причем по условиям сделки фактически приобретались операционные активы, то есть технологии, клиентская база и история взаимоотношений с клиентами.
Отказывают чаще. Что касается абсолютного объема рынка, то в период кризиса он претерпел существенные изменения, а ряд игроков приостановили заключение новых договоров. О болезненности темы говорит и тот факт, что некоторые участники рынка заявили «bc», что не комментируют эту тему.
Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного «Эксперт РА», в 2008 году темпы прироста рынка факторинга (по объему уступленных требований) резко замедлились – с 70–90 % в предыдущие годы до менее чем 17 %. Причем положительный прирост по итогам года, отмечает «Эксперт РА», заслуга относительно успешной работы факторов в первом полугодии 2008 года. Кроме того, значительное влияние на объемы рынка оказал дефолт крупнейшего фактора – ФК «Еврокоммерц» (его доля на рынке факторинга на 01.07.2008, по расчетам РА, составляла 22,3 %).
По прогнозам «Эксперт РА», темпы роста факторинга в 2009 году составят не более 5 %. Что касается регионального рынка, то эксперты высказывают еще более пессимистические прогнозы. Отчасти это связано с ужесточением требований к клиентам при принятии решения о факторинговом обслуживании. «Заметное на рынке сокращение разновидностей факторинга, предлагаемых факторинговыми компаниями, изменение условий получения финансирования клиентами – реакция на существующую экономическую ситуацию», – отмечает Илья Старков. Елена Траханова, начальник отдела продаж управления факторинга Альфа-Банка (Москва), констатирует: увеличение числа отказов в предоставлении факторингового обслуживания стало больше по сравнению с началом 2008 года.
Однако, по мнению г-жи Трахановой, говорить о значительном снижении объемов рынка факторинга по всей России и в Пермском крае не стоит. В частности, г-н Старков называет целый ряд отраслей, спрос которых на услуги факторинга весьма стабилен. «Это субъекты реального сектора экономики, которые поставляют продукцию, товары, услуги с отсрочкой платежа, работают на рынке В2В и их бизнес близок к конечному потребителю. Типичными примерами клиентов факторинговых компаний являются предприятия оптовой торговли, особенно в сфере пищевой и легкой промышленности, а также предприятия некоторых отраслей промышленности», – отмечает г-н Старков. По мнению Александра Кашеварова, наибольший спрос на факторинг в Пермском крае формируют производители и оптовики, поставляющие розничным сетям продукты питания и товары первой необходимости в средней и низшей ценовой категории.
Дольше кризиса. Кроме увеличения спроса на услуги факторинга кризис имел и другие выраженные последствия для рынка факторинга. В частности, общей для всех игроков тенденцией является отказ от безрегрессного факторинга. «Риски в факторинге всегда выше, чем кредитные, а с наступлением кризиса вероятность неплатежей существенно возросла. Поэтому переход к регрессному факторингу, позволяющему фактору предъявить требования поставщику в случае неплатежеспособности покупателей, – один из элементов управления рисками», – пояснил Илья Чукавин.